Показатели и методы оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации

Эффективность управления в торговле должна оцениваться с точки зрения того, насколько эффективно выполняются функции по доведению товаров до потребителей, удовлетворению запросов потребителей, реализации стоимости произведенного продукта, т.е. управление оценивается конечным результатом или эффектом выполняемых функций[21].

Для определения сущности категории «эффективность» важное значение имеет критерий ее оценки. Одна из проблем при оценке эффективности системы управления – избыточность критериев, затрудняющая вычисление интегральных показателей. Другой проблемой является то, как объединить в одну систему объективные и субъективные, количественные и качественные показатели таким образом, чтобы сделать возможной комплексную оценку. Эффективность управления – это его результативность, степень выполнения им своих функций в организации и обществе. Соответственно этому эффективность процесса управления понимается как результативность самого процесса воздействия субъекта на управляемый объект[22].

Принципиально важное место для всей жизнедеятельности системы управления нужно отвести социальному эффекту, который получает общество в итоге всего жизненного цикла услуги. Оценка эффективности конечных результатов работы торгового предприятия предполагает необходимость выбора системы показателей, наиболее полно характеризующих результаты, ресурсы, затраты, а также методики их исчисления. Наиболее эффективной для розничных торговых предприятий является такая организация ТТП, которая ведет к росту товарооборота при снижении издержек обращения, что служит обоснованием необходимости разработки методических рекомендаций оценки эффективности управления ТТП для современных условий развития торговли. Эффективность управления ТТП следует оценивать как эффективность коммерческой деятельности и как эффективность технологических процессов. По нашему мнению, в систему показателей оценки эффективности управления ТТП должны включаться следующие показатели[23].

Показатели экономической эффективности управления ТТП:

1. Показатели роста товарооборота магазинов розничной торговли:

Д = Показатели и методы оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации - student2.ru

2. Показатели снижения издержек обращения:

Для анализа структуры и динамики издержек обращения используются следующие показатели:

а) изменение суммы издержек обращения:

Показатели и методы оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации - student2.ru ,

где И1 и И0 – сумма издержек обращения текущего и базового периодов соответственно;

б) изменение относительного уровня издержек обращения:

Показатели и методы оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации - student2.ru ,

где УИ1 и УИ0 – относительный уровень издержек обращения текущего и базового периодов соответственно;

в) индекс относительного уровня издержек обращения:

Показатели и методы оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации - student2.ru

г) темп изменения уровня издержек обращения:

Показатели и методы оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации - student2.ru

3. Показатели роста прибыли и рентабельности:

R продукции = ЧП/С*100%,

где ЧП – чистая прибыль, С – полная себестоимость.

4. Показатели эффективности использования торговой площади:

эффективность использования складской площадиможно при помощи расчета оптово-складского товарооборота на 1 м2и коэффициент полезной площади склада. Первый определяется по формуле:

Показатели и методы оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации - student2.ru ,

где S – площадь склада, кв. м.

5. Показатели эффективности использования установочной площади: показателем, характеризующим полноту использования торгового пространства под выкладку товаров, является коэффициент использования площади торгового зала под выкладку. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к общей площади торгового зала:

К выкл= S выкл / S тз,

где K выкл - коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров; S выкл - площадь выкладки товаров, м2; S тз. - площадь торгового зала, м2.

Также будет полезно определить уровень текучести кадров на предприятии:

Показатели и методы оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации - student2.ru

Анализ теоретико-методических подходов к определению эффективности деятельности организации позволяет сделать вывод о том, что, как правило, выделяют экономическую эффективность деятельности организации и социальную. Целью оценки эффективности управления ТТП является сохранение сбалансированности экономической и социальной эффективности. Чрезмерное повышение экономической эффективности может повлечь за собой снижение социальной эффективности, т.е. культуры обслуживания покупателей[24].

Необходимым условием рационализации торгово-технологического процесса в розничной торговой организации является широкое внедрение прогрессивной технологии продажи товаров, сущность которой заключается в том, что товар полностью подготавливается к продаже еще в сфере производства или в складском звене, где осуществляется превращение производственного ассортимента в торговый.

Важнейшим условием решения задачи совершенствования торгово-технологического процесса в розничной торговой организации является широкое применение таких прогрессивных методов продажи товаров, как самообслуживание, продажа товаров по образцам и предварительным заказам, продажа по накопительным бонусным карточкам и в кредит, применение гибкой дифференцированной системы скидок[25].

Для обеспечения максимальной эффективности продажи товаров необходимо:

1) обеспечить свободный доступ покупателей ко всем выставленным товарам и предоставить им максимальные удобства в процессе выбора;

2) организовать исчерпывающую информацию покупателей;

3) рационально разместить товары по потребительскому назначению, видам;

4) рационально организовать расчеты с помощью современных быстродействующих компьютеризированных кассовых комплексов;

5) использовать рациональное торговое оборудование;

6) осуществлять постоянный контроль за наличием в розничной торговой организации широкого ассортимента товаров и его систематическое обновление;

7) максимально увеличить товарную выкладку и организовать правильное освещение выставленных товаров.

В практической работе по совершенствованию организации трудового процесса используется ряд методов, сущность которых изложена ниже.

Метод оптимального содержания трудового процесса заключается в том, что в его состав должны включаться элементы, обеспечивающие наиболее благоприятное для человека сочетание умственной и физической деятельности, равномерную нагрузку на различные органы и ритмичность трудового процесса[26].

Метод параллельности заключается в обеспечении одновременной работы человека и машины, одновременной работы нескольких машин, одновременного участия в трудовом процессе обеих рук исполнителя.

Метод экономии мускульной и нервной энергии предусматривает исключение из трудового процесса лишних приемов, трудовых действий и движений.

Метод плановости и предупредительности обслуживания рабочих мест заключается в согласовании во времени и установлении строгого регламента выполнения основных и вспомогательных работ[27].

Метод соответствия работника выполняемой работе заключается в подборе рабочих таким образом, чтобы они по своим психологическим и физиологическим данным; общеобразовательной и профессиональной подготовке в наибольшей мере соответствовали характеру и содержанию выполняемой работы.

Метод оптимальной интенсивности трудаз аключается в установлении на основе нормативов по труду такого уровня интенсивности труда, который обеспечивает высокую его производительность при оптимальном физическом и нервном напряжении.

Дальнейшему повышению эффективности функционирования торговли должны способствовать обобщение и практический анализ накопленного в розничной торговой организации (и в отделе маркетинга фирмы-производителя) опыта. На этой основе следует разработать единые нормативно-методические документы, включающие наряду с общими положениями конкретные требования к размещению и архитектурно-планировочному решению, организации торгово-технологических процессов и работ по изучению, формированию и стимулированию спроса, стимулированию и оценке эффективности труда обслуживающего персонала, построению коммерческих, информационных и иных связей с поставщиками и взаимодействию со всеми звеньями сбытового и производственного комплекса фирмы-производителя.

Основные направления повышения эффективности торгово-технологических операций более подробно мы рассмотрим далее.

Наши рекомендации