Конкуренция и ее формы. Методы конкуренции.
Конкуренция— это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.Конкуренция выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей). Она может быть ценовой и неценовой, совершенной и несовершенной. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы, либо за счет ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация — это продажа отдельных видов товаров или услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству. Повышение качества продукта может быть достигнуто: 1) либо путем дифференциации самого продукта; 2)либо путем дифференциации продукта методами сбыта; 3)либо путем конкуренции новых торговых марок. Совершенная конкуренцияпредставляет собой идеальный образ конкуренции, при которой: 1) Много продавцов и покупателей с равными возможностями и правами; 2) обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами; 3)покупатели и продавцы имеют полную инф-ю об интересующих их продуктах; 4)существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния. Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: 1) При монополистической конкуренции с дифференциацией продукта на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление — дифференциация продукта, т. е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. 2)олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминируют несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта — установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как фирма, наиболее сильная на этом рынке. Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей. 3) чистая монополия существует на рынке в том случае, если: а) на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов б) отсутствуют товары-заменители; в) блокирован вход, т. е. барьеры входа столь существенны, что вход новых фирм на рынок невозможен.
Борьба может быть добросовестной и недобросовестной.
Добр. конкур-ядостигается повышением качества продукта и снижением цен. Недобр. конкур-я(ложная реклама, шпионаж, переманивание специалистов).
Лекция
Монополия и ее виды.
Монополия(греч. монос — один, полео — продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Цель монополии — получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной. Естественные монополии.Ею обладают собственники, имеющие редкие и свободно непроизводимые элементы производства. Еще к ней относят крупномасштабные производства, которые обеспечивают большую эффективность и наименьшие затраты(железные дороги, водопроводы). Исскуств-е монополии –означает сосредоточение в чьих-то руках( только рынка) того и иного продукта ради получения прибыли.Формы исскусв-ых монополий: Картель — соглашение о квоте (количество) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта(кофе, бананы). Синдикат — объединение с целью организации совместного сбыта продукциии. Трест - монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм. Концерн — монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией. Конгломерат — объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы. Холдинг- головная компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому, влияющая на их деятельность. Различают 3 вида монопольных цен: 1) монопольно-высокие цены-цены, по которым они продают свою продукцию с целем получения прибыли.2) монопольно низкие цены-цены, по которым они закупают товары у поставщиков. 3) Дискриминационные цены-это продажа отдельных видов товаров или услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям.
Государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т. е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией. Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль над ценами и контроль за слиянием компаний. В России в 1991 г. принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Однако закон несовершенен, и используется он недостаточно.
Стр 187.