Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура. Госбюджет и его функции. Финансовая система Республики Беларусь.
Финансы в узком смысле слова - это система денежных отношений, обусловленная существованием и функционированием государства. В более широком понимании финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе образования и расходования фондов денежных средств (финансовых ресурсов).
Сов-сть фин. отношений и соотв. им учреждений образует фин. систему. ФС включает след. звенья: гос. и местные бюджеты; фонды соц-го, имуществ-го и личного страхования; валютные резервы госуд-ва; денежные ср-ва п/п, орг-ций, фирм; различные специальные ден. фонды. Различают с-му гос (централизованных) и муниципальных (нецентрализованных) фондов. К первым отн. финансы госбюджета, гос. имуществ. и личн. страх-ния, гос. соц. страх-ния, гос. банковский кредит; ко вторым – ден. ср-ва негос.фондов имуществ. и личн. страх-нияредит; ко вторым – ден.ых (централиз-ных) и муниципальных (нецентрализ.) фондов. –ций, фир;тем (=2,5)., финансовых п/п (фирм, орг-ций, отраслей).
В основу построения ФС заложены след принципы: 1)единства, кот проявляется в след-х аспектах:
-осн. источником всех фин. ресурсов явл. стоимость ВВП, в ходе рапсределения кот. образ. разл. источники фин. ресурсов, кот. аккум-ся в целевых фондах ден. средств как на макро, так и на микро уровне;
-управление всеми сферами, подсферами и звеньями ФС осущ. на основе единых закон. и нормат. актов;
-проявл-ся в единстве и взаимосвязи всех фин-х прогнозов и планов, составл-х в отд. звеньях, подсферах и сферах ФС.
2)функционального назначения отдельных звеньев, подсфер и сфер ФС, кот. выражается в том, что к. элем-ту ФС присущи конкр. задачи, а управление фин. отн-ями в них осущ. опред. звенья определ. аппарата упр-я финансами (фин. аппарата).
Госбюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и всеми остальными субъектами национальной экономики (юридическими и физическими лицами) по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение государственного бюджета как финансового документа, при этом понимают под ним ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства.
Функции:
1) распределительную (через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
2) контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);
3) регулирующую (изменение расходов и доходов государственного бюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику).
Бюдж. дефицит – превышение расходов над доходами гос. бюдж. фонда. На сегодняшний день характерен для большинства развитых стран. Уровень БД опр-ся отнош-ем абсол. величины деф-та к V б-та по расходам или к V ВВП. Фин. положение гос-ва считается нормальным, если уровень БД не превышает 2-3% к ВВП. Деф-т б-та явл-ся следствием: а) чрезмерных гос. расходов; б) огран-сти фин. возмож-тей гос-ва мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деят-ти субъектов хоз-ния или из-за низкой собираемости дох.); в) циклических спадов в эк-ке.
Гос. долг – сумма выпущенных и непогашенных гос-ных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образ-ся путем временной мобилизации государством дополнит-ных ср-в для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов.
Внутр. долг – долг гос-ва своему населению, предприятиям, орг-циям. Внеш. долг – общая сумма задолж-сти гос-ва междунар-ным валютно-фин-вым орг-циям, частным банкам, официальным правительственным институтам, иностр. гражданам.
Финансово-кредитная система РБ включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.
Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Госбюджет РБразрабатывается Министерством финансов и утверждается законодательной властью в виде государственного закона. Бюджет имеет форму баланса и состоит из доходной и расходной частей. Основная часть доходов формируется за счет налогов (налога на добавленную стоимость, подоходного налога, налога на доходы и прибыль юридических лиц, акцизов, налога на прибыль, чрезвычайного налога) – ок. 80% всех доходов. Осн. расходы: финансирование национальной экономики; - финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий; расходы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.