Финансовая деятельность государства и финансовая система Республики Беларусь.

Под государственной финансовой деятельностью государства понимают деятельность по образованию и использованию денежных фондов, представляющих собой материальную основу функционирования государства.

Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с общими и специфическими принципами присущими только финансовому праву. Основными общими принципам являются:

- принцип законности;

- принцип гласности финансового процесса;

- принцип демократизации;

- принцип плановости.

Специфическими принципами финансовой деятельности являются: режим экономии, строго целевое расходование денежных средств, учет и контроль, накопление, хозяйственный расчет.

Под финансовой системой Республики Беларусь понимают совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специальных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность.

Финансовая система Республики Беларусь состоит из следующих основных звеньев:

- финансы Республики Беларусь;

- финансы органов местного управления и самоуправления;

- республиканский бюджет;

- местные бюджеты;

- бюджеты свободных экономических зон;

- бюджет Союза Республики Беларусь и Российской Федерации;

- республиканские внебюджетные фон

- финансы предприятий и отраслей народного хозяйства;

- имущественное, личное страхование и страхование ответственности;

- государственный и банковский кредит.

Финансовый контроль в Республике Беларусь.

Финансовый контроль – это контроль, за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Особенностью финансового контроля является его всеобъемлющий и универсальный характер.

Главным назначением финансового контроля является обеспечение проведения в жизнь единой финансовой политики государства, обеспечение законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в следующем:

- проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

- проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

- проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

- выявление внутренних резервов производства;

- устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения, финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

В зависимости от органов осуществляющих финансовый контроль выделяют финансовый контроль:

а) Президента;

б) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) финансово-кредитных органов;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

е) аудиторский.

В Республике Беларусь придается большое значение финансовому контролю. Основополагающим законодательным актом, регулирующим эту сферу отношений, является Указ Президента Республики Беларусь №510 от 16 октября 2009г. в соответствии с которым, образован совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Бюджетное право Республики Беларусь.

Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь.

Бюджетное устройство определяется админстративно-территориа-льным устройством Республики Беларусь как суверенного государства и представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Под бюджетной системой Республики Беларусь понимается система, основанная на нормах законодательства, экономических отношениях, совокупность республиканского и местных бюджетов, а так же бюджетов свободных экономических зон и Союза Российской Федерации и Республики Беларусь.

Основным законодательным актом, регулирующим межбюджетные отношения, является Закон Республики Беларусь «Бюджетный кодекс Республики Беларусь.» от 16.07.2008г. №412-З.

Наши рекомендации