Закон стоимости и механизм его действия
Закон стоимости – основной закон товарного производства. Он выражает взаимосвязь между общественно необходимыми затратами труда, стоимостью и ценой товара.
Этот закон означает, что общественный труд выражается в стоимости товаров, а обмен товаров осуществляется в соответствии с количеством абстрактного общественно необходимого труда, воплощённого в каждом из обмениваемых товаров, т.е. обмен происходит на эквивалентной основе. Эквивалентный обмен позволяет производителям возместить затраты на производство и тем самым обеспечить возобновление производства и его непрерывность.
Однако действие закона стоимости не означает, что обмен товаров в каждом конкретном случае происходит в строгом соответствии со стоимостью обмениваемых товаров. Закон стоимости в условиях товарного производства проявляет своё действие через стихийные отклонения цен товаров от их стоимости, поэтому в товарном хозяйстве его называют законом цен.
Это значит, что цена товара, представляя денежное выражение стоимости, не является точной мерой величины этой стоимости. Направления и степень отклонения цен от стоимости непосредственно определяются соотношениями спроса и предложения. Отклонения цен товаров от их стоимости не нарушают закона стоимости, так как в условиях конкуренции эти отклонения не могут быть очень значительными по своей величине и длительными по времени. Стоимость всегда служит центром притяжения для цены, то есть цены товаров колеблются вокруг их стоимости. Именно через эти отклонения, колебания закон стоимости в единстве с законами конкуренции и спроса и предложения выполняет важные функции в товарном производстве:
1 функция. Формируя цены, он учитывает затраты общественно необходимого труда;
2 функция – он является стихийным регулятором товарного производства. На основе колебаний цен вокруг стоимости происходит распределение рабочей силы и средств производства между различными отраслями производства в соответствии со сложившимися общественными потребностями, в результате чего достигается определённая пропорциональность в общественном производстве, то есть соответствие между объёмом и структурой общественных потребностей, с одной стороны, и объёмом и структурой производства, с другой стороны. Следовательно, всеобщий закон пропорциональности в условиях товарного хозяйства действует через механизм закона стоимости. Отклонения цен от стоимости сигнализируют товаропроизводителям о том, производство каких товаров следует расширять, а каких - сокращать. В противном случае одни товары систематически производились бы в избыточном, а другие в недостаточном количестве, что сделало бы невозможным само существование товарного производства.
3 функция - закон стоимости способствует прогрессу производительных сил.
Целью каждого товаропроизводителя является получение максимума прибыли. Её получают лишь те, у кого индивидуальные затраты меньше общественно необходимых. Это стимулирует снижение товаропроизводителями индивидуальных затрат труда путём введения технических усовершенствований и улучшения организации производства. Конкуренция заставляет стремиться каждого товаропроизводителя к такому совершенствованию производства, что приводит к повышению производительности общественного труда, к постепенному снижению общественно необходимых затрат труда. Так закон способствует техническому прогрессу.
4 функция – закон стоимости способствует экономическому и социальному расслоению производителей на основе различий индивидуальных и общественно необходимых затрат труда. Те товаропроизводители, у которых индивидуальные затраты труда более высокие, чем ОНЗТ, должны ликвидировать имеющееся отставание, иначе они в конце концов разорятся. Это разорение ускоряется ещё и тем, что рыночные цены могут снижаться в результате превышения предложения над спросом. В такой ситуации преуспевающие товаропроизводители, у которых индивидуальные затраты ниже ОНЗТ, могут выстоять, а другие, которые уже находились на грани разорения, при таких неблагоприятных рыночных условиях, разоряются.
Таким образом, на основе закона стоимости, действующего через рыночную конкуренцию, происходит социальное расслоение товаропроизводителей. Некоторые, обогащаясь, становятся преуспевающими предпринимателями, а другие – разоряются и превращаются в наёмных работников.