Экономические аспекты концентрации производства

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т. е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут

ухудшаться.

Известно, что объем выпускаемой продукции зависит от величины задействованных производственных ресурсов, т. е. от величины переменного и постоянного капитала. Но поскольку на изменение количества используемых в производственном процессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать краткосрочный и долгосрочный периоды.

На предприятии объем выпуска продукции может быть увеличен за счет наиболее полного использования мощностей, в этом случае цель достаточно быстро достигается путем привлечения дополнительного количества переменного капитала. Если на предприятии отсутствует резерв производственных мощностей, то в этом случае увеличение выпуска продукции требует достаточно длительного времени и привлечения не только переменного, но и постоянного капитала. В первом случае экономический эффект достигается за счет снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.

Крупные предприятия имеют как существенные преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:

• являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука — производство», т. е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;

• легче внедряют и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;

• создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;

• с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;

• имеют больше возможностей для углубления, разделения и кооперирования труда;

• достигают большего эффекта от применения ЭВМ.

Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.

К недостаткам крупных предприятий следует прежде всего отнести:

• увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

• необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

• усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;

• повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями;

• нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

• возможность монополизации производства и др.

Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т. е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.

В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат на выпуск продукции, т. е.

где С( — себестоимость продукции по z-му варианту;

Е — ставка дисконтирования;

К( — капитальные вложения по г-му варианту;

3 (—транспортные расходы по г-му варианту.

Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат.

Тема 7 . Сущность, формы и показатели уровня специализации производства

Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т. е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства. В промышленности, частное разделение труда означает деление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифференциацию, с одной стороны, и специализацию предприятий — с другой.

Единичное разделение труда представляет собой специализацию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению.

В промышленности различают следующие формы специализации:

• предметная специализация. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т. п.);

• подетальная специализация. В этом случае предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Примером такой специализаций может служить подшипниковый, карбюраторный и другие подобные им заводы;

• стадийная, или технологическая, специализация. При такой форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса, например, прядильные фабрики, изготавливающие пряжу для ткацких предприятий, литейные, кузнечно-прессовые и сборочные производства в машиностроении;

• специализация вспомогательных производств. К такой форме специализации можно отнести предприятия, которые заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а также выполняющие ремонтные работы.

В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализации.

Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:

• коэффициент охвата производства. Он характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;

• коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

• коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

• широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.

Процесс специализации имеет определенный уровень. Уровень специализации производства характеризуется для различных ее форм и разнообразных сочетаний следующимипоказателями.

1. Удельный вес произведенной продукции специализирован­ными предприятиями в общем объеме производства продукции отрасли:

Экономические аспекты концентрации производства - student2.ru

2. Удельный вес специализированных предприятий в общем числе предприятий отрасли.

3. Количество производимых видов продукции на предприятии отрасли (номенклатура).

4. Количество и доля технологически однородных групп продук­ции в общем объеме производства.

5. Удельный вес специализированного оборудования в общем парке машин.

Наши рекомендации