Экономические аспекты комбинирования промышленного производства

Комбинирование производства является одной из наиболее эф­фективных форм организации производства. Комбинирование ак­кумулирует экономический эффект, достигаемый концентрацией. специализацией и кооперированием производства.

Комбинат, обычно, крупное предприятие и, следовательно, пользуется всеми преимуществами концентрации производства, крупномасштабного производства. Комбинат получает эффект и спе­циализации производства, равно как и кооперирования. Кроме того, комбинаты имеют дополнительный эффект, вытекающий из факта тесного соединения технологически и экономически взаимосвязан­ных производств.

Источники экономической эффективности комбинирования про­изводства более наглядно видны при рассмотрении по его отдель­ным формам - вертикальной и горизонтальной.

При вертикальной форме комбинирования производства экономический эффект достигается за счет следующего.

1. Достигается экономия на административно-управленческих расходах. Добавляемые при комбинировании новые производства не увеличивают расходы соразмерно, они возрастают незначитель­но.

2. В отдельных отраслях, например, при комбинировании ме­таллургического производства используется физическое тепло по­лупродуктов. А значит снижается расход энергии на производство каждого из этих видов продукции.

Следовательно, одним из важнейших источников экономии при комбинировании производства являются теплоэнергетические ре­сурсы.

3. Значительное снижение расходов достигается на транспорт­ных затратах. Полупродукты обрабатываются на комбинате в едином потоке, без транспортировки с завода на завод, без излишних погрузочно-разгрузочных работ.

4. Несомненный эффект обеспечивает используемый при вер­тикальном комбинировании сам непрерывно-поточный метод про­изводства.

Все вышесказанное хорошо видно на схеме конкретного верти­кального комбинирования:

руда —> чугун —> сталь —> прокат;

свекла —> сахар-песок —> сахар-рафинад —> кондитерское изделие.

Экономический эффект при горизонтальных формах ком­бинирования складывается из:

1. Экономии на сырьевых ресурсах. Продукт удешевляется по мере утилизации отходов и отбросов. В отраслях пищевой промыш­ленности это весьма эффективно, ибо доля сырья в себестоимости продукции превышает 80%.

2. Снижения затрат на транспортных расходах по перемещению отходов и отбросов. Вне комбинирования на их вывоз тратятся сред­ства, к тому же засоряя окружающую среду или осуществляя до­полнительные расходы на их уничтожение. При комбинировании же они перерабатываются на месте их возникновения.

3. Сокращения административно-управленческих расходов. При переработке отходов и отбросов на специализированных самосто­ятельных утильпредприятиях нужен соответствующий штат как об­щехозяйственный, так и цеховой. При комбинировании же нужен лишь небольшой цеховой штат из начальника (мастера) и учетчика.

4. Достигаемого экологического эффекта.

При комбинировании совместно всеми производствами исполь­зуются не только объекты вспомогательного производства, как при кооперировании особой фирмы, но и многие объекты основного производства и персонал. Вот почему экономический эффект при рациональном комбинировании кратно превышает достигаемый эффект при кооперировании на совместном использовании части производственного потенциала.

Величина экономического эффекта тем выше, чем больше охват стадий или видов перерабатываемых отходов, но при обязатель­ном условии соблюдения минимально допустимых масштабов производства. Так, при комбинировании по схеме "мука-хлеб", если взять достигаемый эффект за 1,0, то по схеме "мука-хлеб-макаро­ны" он составит 1,2, а если еще добавить «комбикорма из отходов и кондитерские изделия из муки" - 1,5, то есть возрастает в 1,5 раза. Аналогичный эффект достигается и в металлургии.

Формы комбинирования следуют из третьего существенного при­знака. Вариантов сочетаний разнообразных производств, экономи­чески и технологически тесно соединенных, множество, типов ком­бинатов много, а форм комбинирования три.

К формам комбинирования относятся:

1. Комбинирование, основанное на последовательности соеди­нения стадий переработки сырья (вертикальная форма).

2. Комбинирование, основанное на использовании отдельных отходов основного производства (горизонтальная форма).

3. Комбинирование, основанное на полном использовании всех отходов основного производства (горизонтальная форма).

Нетрудно заметить, что экономическая суть второй и третьей форм комбинирования совпадают, различаются они только степе­нью охвата промышленной переработкой образующихся отходов ос­новного производства. Поэтому они относятся к горизонтальной фор­ме. Таким образом, вторая и третья формы комбинирования эконо­мически однородны, а различаются лишь степенью охвата перера­ботки отходов и отбросов. Поэтому в дальнейшем при выявлении источников экономической эффективности комбинирования произ­водства формы будут сгруппированы на вертикальную и горизон­тальную.

Комбинирование с экономических позиций представляет собой одну из самых прогрессивных форм концентрации и организации промышленного производства, так как позволяет наиболее полно использовать все ресурсы предприятия. С экономических позиций комбинирование производства позволяет:

• расширить сырьевую базу промышленности;

• снизить материалоемкость продукции за счет комплексного использования сырья, отходов производства и осуществления непрерывности технологического процесса;

• снизить транспортные расходы;

• более эффективно использовать основные производственные фонды и производственные мощности предприятия;

• сократить длительность производственного цикла;

• сократить инвестиции на развитие добывающих отраслей промышленности;

• уменьшить производственные отходы и тем самым оказывать благотворное влияние на природную среду;

• развивать концентрацию производства и получать выгоды от эффекта масштабности и др.

Все вышеперечисленное можно формализовать и получить математическое выражение для определения экономического эффекта от комбинирования производства:

Э= [(Ссп – Ск)+(Зтр1 - Зтр2)+(Кскn ]Vk + En DK

где Э — экономический эффект от комбинирования производства,

Ссп, Ск – себестоимость выпускаемой продукции на специализированном предприятии и себестоимость выпуска этой же продукции за счет комбинирования;

Зтр1, Зтр2— транспортные расходы на единицу продукции до и после комбинирования;

Кс, Кк – удельные капитальные вложения на выпуск продукции на специализированном предприятии и на производство этой же продукции за счет комбинирования, объем выпуска продукции за счет комбинирования производства,

DK – экономия капитальных вложений, необходимых на развитие добывающих отраслей.

Данную формулу можно представить и в более упрощенном виде:

Э= (DС+DЗтр+En DKk ) Vk + En DK

т. е. комбинирование позволяет получить экономический эффект за счет снижения себестоимости продукции (DС), снижения транспортных расходов (DЗтр), снижения удельных капитальных вложений (DKk) и экономии "капитальных вложений (DK) необходимых на развитие добывающих отраслей, если бы не осуществлялся процесс комбинирования производства.

Тема 8. Издержки производства и себестоимость продукции

1. Виды издержек. Методы их сопоставления

Издержки фирмы определяются особенностями производственного процесса и ценами ресурсов.

Издержки производства – есть сумма всех затрат предприятия на производство товаров и услуг, проданных в течение определенного периода времени.

Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объёма выпускаемой продукции. В связи с этим существуют их деление на зависимые и независимые от величины производства.

Независимые – это есть постоянные издержки фирмы. Они определяются тем, что их стоимость должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия.

К ним относятся:

* Рентные платежи;

* Страховые взносы;

* Заработная плата управленческому персоналу;

* Административные расходы;

* Оплата за охрану и т.д.

Обозначаются постоянные издержки: FC (Fixed Cost). В отличие от постоянных, переменные издержки непосредственно зависят от количества произведённой продукции. Они состоят из затрат на сырье и материалы, энергию, заработной плата рабочих, затраты на транспортировку и т.д. Обозначаются переменные издержки: VC (Variable Cost). Существует категория общих или валовых затрат. Они обозначаются: TC (Total Cost) и представляют собой сумму постоянных и переменных затрат. Вычисляются по формуле:

TC = FC + VC

В силу того, что постоянные издержки неизменны на протяжении производственного цикла, общие издержки в своем развитии следуют за изменением переменных.

При анализе издержек важно учитывать временной фактор, то есть необходимо различать кратчайший, короткий и долгосрочный периоды:

1. Кратчайший период функционирования фирмы – это временной промежуток, в течение которого фирма не может изменить ни одного из имеющихся у неё видов производственных ресурсов. Считается, что все факторы производства фирмы постоянны.

2. Краткосрочный период функционирования фирмы – это временной промежуток, в течение которого фирма не может изменить объём по крайней мере одного из имеющихся у неё видов производственных ресурсов. Обычно в качестве фиксированного ресурса рассматриваются производственные мощности. При этом фирма может изменить интенсивность использования фиксированного ресурса за счёт варьирования используемых объёмов других, переменных ресурсов (в частности, труда). Таким образом, в краткосрочном периоде одна часть ресурсов фирмы является переменной, другая – постоянной, соответственно, одна часть издержек образует постоянные издержки, другая – переменные.

3. Долгосрочный период функционирования фирмы – временный промежуток, в течение которого фирма может изменить объемы (количество) всех используемых ресурсов, включая и производственные мощности. При этом все ресурсы являются переменными, т.е. постоянных издержек нет.

Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу выпуска.

В связи с этим, рассчитывают средние издержки – частное определение величины издержек на количество единиц продукции, произведенной фирмой.

Обозначения:

AFC – средние постоянные издержки

AVC – средние переменные издержки

ATC – средние общие издержки

Вычисляются по формулам:

AFC = FC ? Q

AVC = VC ? Q

ATC = TC ? Q = AFC + AVC

Т.к. целью функционирования фирмы является максимизация прибыли (а один из способов максимизации – это повышение объема производства), то предметом расчетов выступает объем производства, что в свою очередь, вызывает необходимость использования категории предельных издержек.

Предельные издержки – это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного объема производства.

Обозначение: MC (marginal cost)

MC = ?TC ? ?Q

?TC – приращение валовых издержек;

?Q – приращение объёма выпуска продукции.

2. Себестоимость продукции и её экономическое содержание

Себестоимость продукции отражает текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость – есть важный качественный показатель хозяйственной деятельности предприятия, инструмент оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления и т.п. Себестоимость служит исходной базой для формирования цен, оказывая непосредственное влияние на величину прибыли и уровень рентабельности.

Себестоимость может быть:

* Плановой;

* Фактической.

Плановая себестоимость – есть максимально допустимые затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми.

Фактическая отражает степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановых затрат с фактическими.

Фактические затраты, как правило, отклоняются от планов, при этом экономия будет создаваться в случае улучшения использования основных фондов, трудовых и материальных ресурсов.

Существует также категория расчетной и проектной себестоимости – используется в технико-экономических обоснованиях проектов внедрения достижений НТП, при оценке эффективности мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, на начальном этапе формирования цен и т.п.

Исходя из экономического содержания, затраты на производство классифицируются:

1. По экономическим элементам затрат (поэлементная классификация)

Материальные Амортиза- Затраты Прочие Отчисления

затраты ция основ- на оплату затраты на соц. нужды

ных фондов труда

Прочие затраты – налоги, платежи по страхованию имущества, вознаграждения за изобретения и рациональные предложения, затраты на командировки (в пределах нормативов), аренда, оплата услуг связи, проценты за кредиты, но в пределах ставки рефинансирования, плата за подготовку и переподготовку кадров.

Группировка затрат по элементам предназначается для разработки сметы затрат на производство всего объема выпуска продукции, т.е. смета в организации составляется с целью определения общей суммы затрат организации.

2. По калькуляционным статьям расходов.

Выделяют следующие калькуляционные статьи:

1) материальные затраты (из них: сырье и материалы + топливо + энергия + покупные изделия и полуфабрикаты – возвратные отходы);

2) затраты на оплату труда производственных рабочих (основная и дополнительная зарплата);

3) отчисления на социальные нужды;

4) расходы на подготовку и освоение производства;

5) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

6) цеховые расходы (общепроизводственные расходы);

7) общезаводские (общехозяйственные) расходы;

8) прочие производственные расходы;

9) потери от брака

Итого: производственная себестоимость

10) внепроизводственные расходы (коммерческие)

Итого: полная себестоимость

Полная себестоимость продукции – складывается из затрат на производство и на реализацию продукции, т.е. это производственная себестоимость + непроизводственные расходы.

Группировка расходов по калькуляционным статьям, в отличие от сметы, используется при определении себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг. Калькуляция необходима для определения цены единицы изделия. Калькуляционные статьи отличаются от одноименных экономических элементов тем, что в калькуляционных статьях фиксируются только затраты, связанные непосредственно с производством единицы конкретного изделия, а поэлементные включают все расходы предприятия, независимо от того, где они осуществлены.

Поясним некоторые калькуляционные статьи.

Цеховые расходы включают заработную плату аппарата управления и обслуживающего персонала цеха, расходы на содержание и текущий ремонт цеха, охрану труда и т.п.

Общезаводские расходы включают расходы на управление заводом, почтово-телеграфные расходы, ремонт здания заводоуправления и т.п.

Возвратные отходы – остатки материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса.

В состав затрат на основную заработную плату включаются выплаты за фактически выполненную работу, исходя из сдельных расценок, тарифных ставок, должностных окладов, а также стоимость продукции выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам.

Дополнительная зарплата – включает выплаты стимулирующего характера (премии), компенсирующего характера (связаны с режимом работы, условиями труда), стоимость, выдаваемой бесплатно форменной одежды, оплата отпусков, единовременные вознаграждения за выслугу лет.

Отчисления на социальные нужды – обязательные отчисления, по установленным законом нормам от начисленной заработной платы в процентах, органам государственного социального страхования.

Внепроизводственные расходы – расходы на рекламу, тару, упаковку, на участие в выставках и ярмарках, доставку продукции до места отправления поставщиком, то есть, это все расходы, связанные со сбытом продукции.

Калькуляционные статьи делятся на:

* основные

* накладные

Основные затраты непосредственно связаны с процессом производства, имеют строго целевое назначение и относятся к производству конкретных видов продукции (сырьё, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, заработная плата производственным рабочим и т.п.). Они включаются в себестоимость единицы продукции методом прямого счёта.

Накладные – цеховые, общезаводские, внепроизводственные и др. расходы, участвующие в общих затратах по управлению и обслуживанию производства, они связаны с производством не одного, а нескольких видов изделий и распределяется между этими видами косвенно, т.е. пропорционально тому или иному условному измерителю, чаще всего пропорционально заработной плате основных производственных рабочих (это цеховые, общезаводские и внутрипроизводственные расходы).

По степени однородности расходы делятся на:

* элементные;

* комплексные.

К элементным (однородным) относят расходы, которые нельзя расчленить на составные части (к примеру, затраты на сырьё, основные материалы, амортизационные отчисления).

Комплексные – это те статьи затрат, которые состоят из нескольких однородных (к примеру, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные).

Показатель себестоимости продукции используется при разработке финансового плана предприятия для определения потребности в оборотных средствах, при составлении баланса доходов и расходов, определении показателей финансовой деятельности предприятия.

Тема 9. Цена и ценовая политика организации

1. Виды цен

Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Цена – есть денежное выражение стоимости.

С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные капитальные вложения, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.

В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по следующим видам и подвидам:

I. По признаку степени свободы от воздействия государства цены делятся на:

1) Свободные – складываются под воздействием спроса и предложения на рынке независимо от прямого влияния государственных органов. Государство может лишь косвенно воздействовать на эти цены: путём влияния на конъюнктуру рынка; ограничивая недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: запрет на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу и т.д.)

2) Регулируемые цены – спрос и предложение оказывает на них определённое влияние, но большее влияние принадлежит государственным органам, применяющим методы прямого ограничения роста или снижения этих цен, регламентацию уровня рентабельности, заложенного в цену, установления предельных значений элементов цены.

3) Фиксированные цены – устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления.

Такие цены (прейскурантные, фиксированные монопольные, «замороженные» рыночные свободные цены) устанавливаются только в экстремальных условиях (войны, стихийные бедствия, кризис в экономике, дефицит товара и т.д.) В нормально же функционирующей рыночной экономике преимущественно действуют свободные и регулируемые.

II. По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

1)оптовые цены на продукцию промышленности;

2) цены на строительную продукцию;

3) закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

4) тарифы грузового и пассажирского транспорта;

5) розничные цены;

6) тарифы на коммунальные и бытовые услуги;

7) цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, организаций промышленности, независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены на промышленную продукцию формируются на основе текущих издержек производства, прибыли и налога на добавленную стоимость.

Оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на 2 подвида:

- оптовая цена предприятия (отпускная цена);

- оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия – это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведённую продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.

Цоптюпр-я = Сп + Пед,,

где Сп – себестоимость единицы продукции;

Пед – прибыль, приходящаяся на единицу продукции

Эту же формулу можно записать по-другому.

Так как П = Rпр-я*С ,

где П – прибыль предприятия;

Rпр-я – рентабельность, рассчитанная по себестоимости;

С – себестоимость единицы продукции, отсюда

Цопт.пр-я = С +R * С = С(1+R),

Оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятие и организации-потребители оплачивают продукцию оптово-сбытовым и снабженческим организациям.

Цопт.пр-ти = Цопт.пр-я + НДС + ? акцизов + ПРсб + ТЗсб.,

где НДС – налог на добавленную стоимость;

ПРсб ,ТЗсб – прибыль и расходы сбытовых организаций.

? акцизов – суммы акцизов, если товар подакцизный.

Государственная розничная цена – цена, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть и которая отражает процесс нарастания общественно-необходимых затрат по всем последовательным стадиям производства товара.

Она представляет собой сумму оптовой цены промышленности, издержек торговых организаций и их плановой прибыли:

Цроз. = Цопт.пр-ти + Прроз. + Тзроз.

Разновидностью розничной цены является аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Данная цена может быть многократно выше рыночной, так как отражает уникальные свойства товаров и зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

При установлении цен на промышленную продукцию товаропроизводитель должен соблюдать законодательство, он не должен требовать от торгового посредника реализации своей продукции по установленной им цене, отказывать в отгрузке продукции или задерживать её, если торговый посредник проводит свою ценовую политику.

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трём подвидам цен:

- сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

- прейскурантная цена – усреднённая сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 метр квадратный жилой площади, 1 метр квадратный полезной площади, 1 метр квадратный малярных работ и т.д.);

- договорная цена – устанавливается по договорённости между заказчиком и подрядчиком.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – цены (всегда оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением продукция растениеводства и животноводства.

Закупочные цены – свободные цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Их отличие от других видов цен заключается в том, что в состав закупочной цены не включаются НДС и акцизы.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций, и НДС.

Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей:

* Ставки затрат за начально-конечные операции (погрузка, выгрузка);

* Ставки затрат за движенческую операцию ( транспортировка груза);

Тарифы за коммунальные и бытовые услуги – плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами (цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.)

Цены на эти услуги включают следующие элементы:

* Себестоимость;

* Прибыль коммунальных и бытовых организаций;

* НДС

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот – экспортные и импортные цены.

Они обладают следующими специфическими чертами:

1) отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами;

2) находятся в прямой зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

III. В зависимости от степени новизны товара различают цены на:

1) Проектируемые товары;

2) Абсолютно новые товары;

3) Реализуемые на рынке относительно долгое время.

На стадии проектирования новых изделий цены могут быть:

- лимитные (предельно – допустимые) цены – являются исходными при определении оптовых цен на эти изделия;

- проектные и ориентировочные цены – используемые в период разработки изделий, когда ещё нет утверждённой (согласованной) цены;

При выпуске на рынок абсолютно нового товара выделяют следующие подвиды цен:

1. Цена «снятия сливок» - максимально высокая цена в расчёте на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.

Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворённым.

2. Цена «проникновения на рынок» - это значительно более низкая цена по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов.

Использование такой цены направлено на привлечение максимального числа потребителей и увеличение доли рынка.

3. «Психологическая» цена» – учитывает психологию восприятия цены покупателем. Она обычно чуть ниже круглой суммы. Маркетологи уверены, что цена на товар должна обязательно выражаться нечётным числом. Например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результате у покупателя создаётся впечатление, во-первых, очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, во-вторых, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него.

4. Цена следования за лидером – цены устанавливаются примерно на уровне цены главного конкурента – как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом.

На товары, реализуемые относительно длительное время устанавливаются следующие виды цен:

- скользящая или падающая цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается;

- долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса и не подвержена изменениям на протяжении длительного промежутка времени.

- гибкая цена – используется при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов и т.д.). Применение этой цены даёт эффект, когда право по принятию решения по ценам дано самому нижнему уровню управления (непосредственно продавцу).

3. Особенности ценообразования при различных моделях рынка. Затратное и рыночное ценообразование.

Как известно, основу рыночных отношений составляет конкретный товар, который становится предметом купли и продажи со стороны двух совокупных субъектов – продавца и покупателя. Отрасль может формироваться значительным количеством товаропроизводителей, а может состоять из однойкрупной фирмы. Между этими двумя «полюсами» имеют место любые варианты с различной численностью товаропроизводителей.

Если отказаться от жёсткого количественного подхода, а построить дифференциацию в чисто качественном плане, то мы будем иметь следующие 4 модели рынка.

1 модель: отрасль состоит из большого количества мелких товаропроизводителей. Их может быть сотни и даже тысячи. Между ними возникает конкуренция, которую называют чистой или совершенной.

Признаки совершенной конкуренции:

* Продавцы принимают цены как данные и не могут на них осознанно влиять;

* Доступ новых продавцов на рынок ничем не ограничен;

* Продавцы не вырабатывают совместной стратегии;

* Всем участникам торговли доступна полная рыночная информация.

На конкурентном рынке действует рыночное ценообразование, в отрасли производится однородный, стандартизированный продукт.

Например: рынок сельскохозяйственной продукции, рынок ценных бумаг, рынок леса, рынок цветных металлов.

2 модель – отрасль формируется из нескольких десятков производителей, между ними существует довольно острая конкуренция. Эту модель рынка называют монополистической конкуренцией.

Данный тип рынка характеризуется большим разбросом цен на аналогичную продукцию, который объясняется тем, что один и тот же товар может отличаться качеством, оформлением, упаковкой и дизайном, затратами на эксплуатацию и т.д. Кроме того, на рынке производится дифференцированный товар, действует рыночное ценообразование..

Примеры: лёгкая промышленность (производство одежды, обуви), сфера бытовых услуг, пищевая .

3 модель - отрасль формируется из нескольких товаропроизводителей, каждый из них – довольно крупная фирма, всего их 3-4, максимум в пределах десятка. Такой тип рынка называется олигополия. Новому товаропроизводителю сложно преодолеть конкуренцию и войти на данный рынок, здесь царит как рыночное, так и затратное ценообразование, производится как стандартизированный продукт ( сталь, алюминий), так и дифференцированный ( производство автомобилей, электробытовой техники).

4 модель – отрасль представлена, как правило, одним крупным товаропроизводителем–монополистом, у него нет конкурентов, данный тип рынка называется - чистая монополия. Цены на товары устанавливаются в зависимости от целей государственной или частной монополии. Здесь господствует затратное ценообразование, рынок основан на монопольной цене, которая предусматривает установление более высоких цен для товаров собственного производства и пониженных цен на товары других товаропроизводителей. На данных рынках производится уникально сложная или не имеющая заменителей продукция, контроль над ценами значителен, неценовая конкуренция отсутствует, вход в отрасль блокирован.

Примеры: производство гидротурбин, электровозов, атомных реакторов, паровых котлов и т.д.

Вывод: чистая конкуренция, чистая монополия в практике рынка встречается часто, однако, наибольший удельный вес занимает монополистическая конкуренция и олигополия.

Сам по себе анализ типа рынка не даёт готового рецепта установления цен, однако он необходим для определения механизма ценообразования, заложенного в тот или иной конкретный метод формирования цены. Этот механизм может быть затратный или рыночный.

Затратное ценообразование – в основу его заложены предстоящие затраты фирмы на производство и реализацию продукции.

Методологически затратное ценообразование строится по схеме:

«Затраты + …

Под «+» понимается некоторая величина прибыли, которая закладывается фирмой при создании нового дела в виде определённой, заранее планируемой рентабельности производства.

Такое ценообразование широко применяется фирмами при отсутствии ощутимой конкуренции со стороны производителей, выпускающих товар, аналогичного назначения.

Область применения:

1) производство и продажа товаров монополиями;

2) частичное производство и продажа товаров в условиях олигополии;

3) производство товаров на основе заказов по договорным ценам;

4) в условиях значительного дефицита продукции и неудовлетворительного спроса на неё.

Таким образом, формула для определения цены товара, записывается в следующем виде:

Ц = С + П = С + Р*С = С (1 + Р), где

Ц – цена единицы товара;

С – себестоимость единицы продукции;

П – планируемая прибыль на единицу выпуска;

Р - планируемая рентабельность производства продукции.

Ограничения на рентабельность производства устанавливает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в пределах от 50 – 100%, в зависимости от характера продукции, её дефицитности, уровня спроса на неё. Однако при обосновании цены товара, с разрешения ФАС фирма может обеспечить себе и более высокую рентабельность.

При рыночном ценообразовании затраты фирмы в качестве основы цены товара участия не принимают, они определяются фирмой, но принимаются ею как ориентир для сопоставления с действующей на рынке ценой. Главное же в рыночном ценообразовании – соотношение спроса и предложения товара на рынке.

Рыночное ценообразование имеет место:

1) в условиях совершенной конкуренции;

2) в условиях монополистической конкуренции;

3) частично в условиях олигопольного рынка

3. Ценовая политика фирмы и выбор метода ценообразования

В зависимости от типа рынка и занимаемой позиции, все фирмы можно разбить на 2 группы:

1) фирмы, формирующие цены (ценоискатели) – обладают рыночной силой, достаточной для того, чтобы установить на свои товары цены, отличные от цен конкурентов;

2) фирмы, следующие рыночным ценам (ценополучатели) – обладают слишком малой властью над рынком, чтобы проводить собственную ценовую политику, а потому им не остаётся ничего иного, как продавать свои товары по цене, уже сложившейся на рынке.

Соответственно фирмы первого типа могут и должны разрабатывать собственную ценовую политику, тогда как для фирм второго типа эта задача не актуальна – в основе их коммерческой политики лежит управление объёмами производства, качеством продукции и затратами.

Моделирование ценовой политики осуществляется поэтапно, в следующей последовательности:

1) определение цели предприятия. Наряду с максимизацией прибыли в зависимости от обстоятельств. Она может сводиться к обеспечению выживаемости, завоеванию лидерства, увеличению доли рынка, объёма продаж, максимизации темпов роста;

2) установление характера рынка, который определяется количеством и размером предприятий–конкурентов;

3) анализ покупательского спроса с выделением факторов, влияющих на него:

* отсутствие замены или конкурентов;

* платежеспособность потенциальных потребителей;

* их ожидания и предпочтения;

* потребность в данном товаре

На этом же этапе определяется эластичность спроса.

Эластичность – зависимость изменения объёма спроса от однопроцентного изменения цены на данный товар.

4) исследование уровня рыночных цен;

5) анализ издержек. Фирма определяет зависимость общих издержек от изменений объёма производства;

6) выбор метода ценообразования и установление окончательной цены.

Основные методы ценообразования:

1.Метод полных (средних) издержек – предприятие на рынке запрашивает цену товара, способную возместить затраты и обеспечить максимально возможную прибыль на основе стандартной наценки, в зависимости от вида товара.

Сущность данного метода - в суммировании постоянных и переменных затрат и надбавки в размере нормативной прибыли.

Преимущества: обеспечивается полное возмещение всех затрат, независимо от характера их происхождения. Недостатками же выступает то, что затратный механизм ценообразования обуславливает слабую заинтересованность в с

Наши рекомендации