Показатели оценки качества продукции, влияющие на ее конкурентоспособность.
В зависимости от характера решаемых задач по оценке качества продукции показатели можно классифицировать по различным признакам.
Наиболее широкое применение при оценке качества продукции производственно-технического назначения находят показатели, сгруппированные по характерным свойствам.
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.
Они подразделяются на следующие категории:
1) показатели функциональной и технической эффективности — производительность станка, прочность ткани и т.д.;
2) показатели конструктивные - габаритные размеры, коэффициенты сборности и взаимозаменяемости и т.д.;
3) показатели состава и структуры - процентное содержание, концентрация и др.
Показатели надежности характеризуют следующие свойства:
1) Безотказность - свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, выражающейся в вероятности безотказной работы, средней наработки до отказа, интенсивности отказов.
2) Ремонтопригодность — свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания.
Единичными показателями ремонтопригодности являются вероятность восстановления работоспособного состояния, среднее время восстановления.
1) Восстанавливаемость изделия характеризуется средним временем восстановления до заданного значения показателя качества и уровнем восстановления.
2) Сохраняемость - свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояние в течение и после хранения и транспортирования. Единичными показателями сохраняемости могут быть средний срок сохраняемости и назначенный срок хранения.
3) Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Единичными показателями долговечности являются средний ресурс, средний срок службы.
Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню затрат материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию. Это в первую очередь:
1) себестоимость;
2) цена покупки;
3) цена потребления;
4) рентабельность и пр.
Эргономические показатели характеризуют систему «человек — изделие — среда использования» и учитывают комплекс таких свойств человека, как:
1) гигиенические;
2) антропометрические;
3) физиологические;
4) психологические.
Эстетические показатели характеризуют:
1) информационно-художественную выразительность изделия;
2) рациональность формы;
3) целостность композиции.
Показатели технологичности имеют отношение к таким свойствам конструкции изделия, которые определяют его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Они являются определяющими для показателей экономичности. К единичным показателям технологичности относятся:
1) удельная трудоемкость;
2) материалоемкость;
3) энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия;
4) длительность цикла технического обслуживания и ремонтов и др.
Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, каковыми являются входящие в него детали, узлы, агрегаты, комплекты и комплексы. К данной группе показателей относятся коэффициенты:
1) применяемости;
2) повторяемости;
3) унификации изделия или группы изделий.
Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной чистоты технических решений, использованных в изделии, определяющей ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.[1.5]
Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия. К ним относятся:
1) содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду;
2) вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность человека и других объектов. Они должны отражать требования к мерам и средствам защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности.
Показатели качества продукции по количеству характеризуемых свойств
Показатель, по которому принимается решение оценивать качество продукции, называется определяющим. Свойства, учитываемые определяющим показателем, могут характеризоваться единичными, комплексными (обобщающими) и (или) интегральными показателями, которые относятся к классификационному признаку показателей качества продукции по количеству характеризуемых свойств.
Единичные показатели характеризуют одно свойство продукции, составляющее ее качество применительно к определенным условиям создания, эксплуатации и потребления.
Комплексные (обобщающие) показатели являются средней величиной, учитывающей количественные оценки основных свойств продукции и их коэффициентов весомости.
Интегральные показатели отражают соотношение полезного эффекта от эксплуатации и затрат на приобретение и эксплуатацию продукции.
Оптимальным значением показателя качества продукции является такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию (потребление).
Аналогичные показатели качества определяются для предметов потребления, однако они должны учитывать специфику назначения и использования этих предметов. В мировой практике с целью оценки степени превосходства продукции используется градация (класс, сорт) — категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству.
Таким образом, качество продукции – важнейший показатель конкурентоспособности любого предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, главной задачей национальной экономики в нынешнем веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
Повышение качества продукции является важнейшим путем увеличения эффективности производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов и произведенных затрат. Повысить эффективность можно двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счет увеличения количества продукции, но и вследствие повышения ее качества. Первый путь имеет определенные границы, второй - практически не ограничен.
В результате этого производителем могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности, которые затрагивают характеристику качества продукции :
a. изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
b. изменение порядка проектирования продукции;
c. изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа.
Список литературы:
I. Научная и учебная литература:
1.1. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Серия "Высшее образование" - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.
1.2. Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. // Маркетинговое образование. - 2004. - №1. - С.20-25.
1.3. Юдин В.Е. Роль качества в экономической политике и обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2000. - №5. - С.13-16.
1.4. Продиус Ю.И. «Экономика предприятия» Учебное пособие; Х.: 2004
1.5. Журнал Современная конкуренция. - 2010. - №4 (22) // Маркет ДС Корпорейшн (Синергия ПРИНТ), 2010 г
1.6. Карпов А.Л. Конкурентоспособность: тактика и стратегия промышленного предприятия: монография // Издательство: ОмГУ, 2009
1.7. Царев, В.В., Кантарович, А.А., Черныш, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология // Учебное пособие 2011.
1.8. Рубин, Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции // 2008. - С. 608
1.9. Философова, Т.Г., Быков, В.А.: Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность // Учебное пособие-2012. - С. 227
1.10. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства: монография // Юнити-Дана, - 2012.
II. Электронные ресурсы:
2.1. Информационный бизнес-портал. [Электронный ресурс]. URL http://www.market-pages.ru/osnmark/26.html (дата обращения: 10.11.2016).
2.2. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL http://economy.gov.ru/minec/main/ (дата обращения: 10.11.2016).
Приложение 1