Специфика объекта управления
В современном практике развития экономики наблюдается большое разнообразие объектов управления от малых предприятий в малом бизнесе до крупных комплексов, охватывающих целые отрасли, или монопольных объединений. Конечно, в различных объектах управление будет различным, и практика это подтверждает.
В зависимости от особенностей объекта управления (отрасль, фирма, предприятие) можно выделить следующие типы управления (рис. 17.9.1.):
Т | · Управление отраслью | |||
И | управления | · Управление диверсифицированной фирмой | ||
П | · Управление проектом | |||
Ы | · Управление предприятием | |||
Рис. 17.9.1.
1 Управление комплексом(отраслью). Нередко такому управлению присуща многоступенчатая иерархия, бюрократические процедуры принятия решений, особенно в неразвитой рыночной экономике. В таком управлении сложно решаются проблемы мотивации, отрицательно проявляет себя субординация деятельности.
2 Управление диверсифицированной фирмой. Оно характеризуется гибкостью, которая определяется условиями диверсификации, потребностью варьировать ресурсами, искать различные варианты их эффективного использования. Диверсифицированные фирмы могут быть крупными и сравнительно небольшими, но общей чертой управления ими является диверсификация функций управления, матричная структура.
3 Управление проектом. В современных условиях развития экономики часто в качестве объекта управления выступает проект.
Проект – это комплекс действий, необходимых для получения какого-либо результата или для достижения цели, действий, осуществляемых в определённой взаимосвязи и последовательности.
Управление проектами имеет свою специфику: это управление, в котором приоритеты отдаются последовательному решению проблем, из которых состоит программа. К этому привязаны и функции, и все характеристики организации управления. Это управление по совокупности промежуточных результатов.
В этих условиях лучшей формой построения системы управления также является матричная. Она предусматривает дифференциацию полномочий не по областям деятельности или масштабам управления, а по проблемной специфике управленческих решений. Управление проектами – это особый тип согласования управленческих решений, заложенный в программе.
4 Управление предприятием(фирмой). Чаще всего это традиционное линейно-функциональное управление.
Потенциал научности
Управление может отличаться и степенью научности, или совокупностью подходов, которые характеризуют, в какой мере научные методологии присутствуют в управлении, какую они играют роль, как к ним относится менеджер. Ведь если говорить о профессиональном управлении, то может ли оно осуществляться без знаний, без научных методологий анализа, без исследования, ситуаций и проблем.
По характеру научности управления можно выделить следующие его типы (рис. 17.10.1.):
у | |||||
п | · Политизированное управление | ||||
р | |||||
Т | а | · Научно-концептуальные управление | |||
И | в | ||||
П | л | · Эмпирическое управление | |||
Ы | е | ||||
н | · Прагматическое упрвление | ||||
и | |||||
я |
Рис. 17.10.1.
1 Политизированное управление наблюдается во многих случаях развития современного производства. Сегодня для некоторых фирм политика становится фактором успешного экономического развития. Участие в политической жизни позволяет лоббировать интересы, помогает получать новые рынки сбыта, государственные заказы, государственную финансовую поддержку, ценную информацию об экономическом состоянии той или иной страны или конкурирующей фирмы. Это не может не влиять на управление, не политизировать его. В управлении фирмой часто в этом случае становятся задачи политического характера, задачи лоббирования, участия в политических процессах и на этой основе получения определённых преимуществ.
2 Научно-концептуальное управление. Основные черты этого управления – построение и принятие научно обоснованной, разработанной на основе исследований концепции как развития фирмы, так и стратегии управления. Практика показывает, что это наиболее успешное управление, но оно требует дополнительных затрат на исследования, и не только рынка, как в маркетинге, но и многих других процессов макроэкономики, общественного развития в целом, социально-психологических факторов мотивации и пр.
3 Эмпирическое управление. Оно построено на успешном и эффективном использовании опыта. Здесь главным критерием оценок и выбора решений, построения системы и технологии управления является проверенность опытом, опора на богатый и подтверждённый успехом опыт.
Эмпирическое управление не противоречит научно-концептуальному, лучший вариант – когда дополняет его. Но если главной опорой управления является только опыт, то в современных условиях такое управление может оказаться неэффективным. Опыт бывает разный, и он может быстро устаревать. Меняются условия развития, обстоятельства. Возможны случаи, когда опыт мешает инновациям, делает управление консервативным.
4 Прагматическое управление – это управление, ориентированное на решение непосредственных проблем, находящихся на поверхности, это управление непосредственного эффекта. Оно часто лишено предвидения и не стремится к нему. Это управление момента и решения только тех проблем, которые достаточно заметны, понятны и разрешимы.
Прагматическое управление в некоторых случаях может быть оправданным и эффективным. Бывают случаи, когда менеджеру не хватает именно прагматики, когда он думает о большом, не замечая и пропуская мелочи и наиболее очевидные проблемы. Такой менеджер много теряет в успехе управления.
Но если господствует прагматическое управление, если оно является преобладающим в деятельности менеджера, то возможно наступление кризиса, появление проблем в более осложнённом виде, несвоевременное решение проблем. Это главные недостатки прагматического управления.
Выбор типа управления
В представленной типологии менеджмента нет абсолютно плохих и абсолютно хороших типов управления. Каждый из них отражает реальность, в той или иной мере используется в практике. Каждый из них в чём-то хорош, в чём-то плох. Но этим и ценна типология менеджмента. Она позволяет осмысленно строить управление, ориентируясь на выбор необходимого в конкетных условиях типа управления и в дальнейшем совершенствовать его по деталям, особенностям и пр.
Типы управления, представленные в данной типологической матрице, – это далеко не полный перечень типов управления. Но это наиболее важные для современных условий управления. К тому же эта типология помогает глубже представить основные черты того управления, которое можно назвать менеджментом. Ведь каждый из типов управления – это комплекс характеристик, присущих управлению.
А особенность менеджмента заключается именно в своеобразном комплексе характеристик. Опираясь на данную типологию, попробуйте выделить те типы управления, которые наиболее характерны для понимания особенностей менеджмента. Обоснуйте этот выбор. Это очень полезная аналитическая работа, развивающая профессиональное мышление.
Для выбора типа управления могут быть использованы все известные методы, обычно применяемые при выборе альтернативы. Здесь уместны будут методы экспертной оценки и рейтинговая система. Последняя предполагает присвоение баллов признакам типа управления (до 7 или 10) и установление рейтинга для каждого типа менеджмента.
Ориентиром для выбора типа управления может служить критерий «приоритет в средствах управления» и выделение важнейших четырёх направлений в организации управления:
·командно-распорядительное управление;
·экономическое управление;
·социально-экономическое управление;
·технократическое управление.
Под воздействием различных факторов (рассмотрены в настоящей теме) по каждому направлению имеет место ряд вариантов управления с типичными признаками, свойственными данному направлению организации управления.
Дифференциация менеджмента по факторам реальности и его основным характеристикам.Приведённая ниже дифференциация менеджмента по ряду факторов поможет в выборе типа управления и проведении типологического анализа (рис. 17.11.1; 17.11.2).
Потенциал персонала, качество человеческих ресурсов | |||
Высокий | Децентрализованное управление, контроль по целям | Мотивирование по факторам профессионализма | Оперативность, качество решений, инновационность |
Средний | Колеблющаяся степень централизации управления | Экономическая мотивация и административный контроль | Опора на комиссии при решении сложных проблем |
Низкий | Относительно высокая степень централизации управления | Административные методы и средства управления | Бюрократические процессы управления |
Система управления | Механизм управления | Процесс управления |
Рис. 17.11.1.
Потенциал персонала или качество человеческих ресурсов – важнейшая характеристика управления, которую надо учитывать при выборе типа менеджмента. Высокий уровень потенциала персонала позволяет брать на вооружение прогрессивные формы организации управления. И наоборот, низкий уровень потенциала персонала «удерживает» управление в границах командно-распорядительного или технократического типа.
Масштаб управления (величина фирмы) | |||
Большой | Матричная система | Система мотивирования по социальному структурированию | Согласование процессов управления по целям, значительным результатам |
Средний | Линейно-функциональная при разделении полномочий и функций | Параметрическое мотивирование | Согласование процессов управления по ограничениям, критическим факторам |
Малый | Линейная, сочетание и интеграция полномочий и функций | Мотивирование на основе непосредственных контактов, знания интересов и ценностей | Обозримые процессы управления, оперативное согласование |
Система управления | Механизм управления | Процесс управления |
Рис. 17.11.2.
Масштаб объекта управления вносит порой существенные изменения в систему управления, его механизм и процесс. Это относится и к другим факторам, которые могут и должны быть объектами топологического анализа при выборе альтернативы управления.
ð Чем большее разнообразие типов управления видит менеджер, тем больший у него выбор систем и механизмов управления. Чем больше выбор, тем больше вероятность найти вариант эффективного управления.
ð Современному менеджеру необходимо развитие вариантного мышления, которое невозможно без понимания разнообразия типов управления, их признаков и причин.
ð Надо овладеть навыками типологического анализа управления, надо строить матрицы параметров, делать рейтинговые оценки, выбирать варианты. Типологический анализ – это методология системного подхода к управлению.
Тема 18.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
Настоящая тема раскроет осваивающим менеджмент и интересующимся проблемами управления следующие вопросы:
·сущность эффективности управления;
·ресурсы и потенциал управления;
·результат управления;
·факторы эффективности менеджмента;
·критерии эффективности по отношению к объекту управления;
·критерии эффективности применительно к субъекту управления;
·затраты в сфере управления;
·количественные показатели деятельности управляющей системы;
·качественные показатели деятельности управляющей системы;
· блоки показателей оценки эффективности управления;
· сущность, цели и задачи совершенствования управления производством;
·планирование совершенствования управления;
·оценка эффективности совершенствования управления.
С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления организациями (фирмами, предприятиями). Они вызываются прежде всего уменьшением удельного веса и роли государственной формы собственности с присущими ей управленческими связями преимущественно «по вертикали» и административно-командными методами управления. Соответственно возрастает роль коммерческих структур, взаимосвязи между которыми строятся главным образом «по горизонтали», на договорных основах.
Следствием таких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управления производством, а также к управленческим кадрам. Последние должны обладать не только профессиональными знаниями, но и организаторским искусством, специальной подготовкой в области экономики, социологии и психологии, менеджмента и маркетинга.
К числу основных понятий в этой сфере деятельности относится:
·организационная система, обеспечивающая стратегическое планирование, развитие производства, реализацию продукции;
·организационная структура – субъект и объект управления.
Важнейшей исходной задачей управления предприятием (фирмой), акционерной компанией является определение стратегии их создания и развития в зависимости от метода формирования капитала, характера производственно-коммерческой деятельности, выпускаемой продукции и вида услуг. От выбора направления развития предприятия зависят методика обоснования его организационной системы и структуры управления, а также содержание управленческой деятельности.
С развитием рыночных отношений увеличивается потребность в профессиональном управлении социально-экономическими объектами, построении и внедрении более эффективных моделей управления, а поэтому возрастает роль аналитической и оценочной работы при решении задач эффективного управления.