Специфика инновационного процесса как объекта управления

Жизненный цикл инновации можно рассматривать как инновационный процесс.

Понятие инновационный процесс шире понятия инновационная деятельность.

Основа инновационного процесса – циклический характер. Инновационный процесс состоит из взаимосвязанных стадий, образующих единое комплексное целое.

Стадии: 1. Фундаментальные исследования; 2. Прикладные исследования; 3. Опытно-конструктивные разработки; 4. Опытные, экспериментальные разработки; 5. Первичное освоение промышленного производства нового изделия; 6. Собственно промышленное производства.

Инновационный процесс в специальной литературе рассматривается с различной степенью детализации.

1.либо с позиции параллельно исследовательского процесса

2.либо с позиции временных этапов жизненных циклов нововведения.

Конечная цель инновационного процесса – коммерческое усвоение новой продукции и ее рентабельное массовое производство.

Цель достигается тогда: 1. Исследования и разработки с самого начала ориентированы на производство; 2. Заранее определенно соответствие новой продукции и потребностей людей; 3. Реальная возможность увеличения капиталовложений в оборудование; 4. Возможная унификация отдельных стадий научно-производственного типа.

15. Понятие "наукоемкость" и новизна продукции

НАУКОЕМКОСТЬ ПРОДУКЦИИ - Показатель, отражающий пропорцию между научно-технической деятельностью и производством в виде величины затрат на науку, приходящихся на единицу продукции, дает количественную оценку. Наукоемкость также может быть представлена соотношением числа занятых научной деятельностью и всеми занятыми в производстве (на предприятии, в отрасли). В зарубежной практике аналогичный показатель определяется долей затрат на НИОКР по отношению к объему продаж товара. С развитием науки и техники все больший удельный вес в стоимости товара занимают затраты интеллектуального труда и все меньше - физического, наукоемкость продукции становится одним из многих показателей ее конкурентоспособности.

Понятие новизны может рассматриваться с точки зрения потребителя и с точки зрения производителя. Для производителя изделие может быть новым, а для потребителя - нет (н-р, техническая новизна, а рыночной может и не быть).

Рыночная новизна характеризуется следующими свойствами:

· расширение круга потенциальных потребителей

· увеличение числа выполняемых функций

· изменение потребности потребителя.

Затраты могут быть единовременными и текущими (удельными). Могут быть эксплуатационные затраты.

Вводя новизну, нужно учитывать все затраты (как производителя, так и потребителя).

Особенности организации инновационных процессов наукоемкой продукции.

Продукция

       
  Специфика инновационного процесса как объекта управления - student2.ru   Специфика инновационного процесса как объекта управления - student2.ru

Наукоемкая (30% от всей массы продукции) Ненаукоемкая (остальное)

Чтобы определить, наукоемкой ли является продукция, нужно выделить определенные критерии.

Обязательным условием для выпуска наукоемкой продукции является наличие НИОКР (научно - исследовательской и опытно - конструкторской работы). НИОКР -инновационный процесс.

Критерием наукоемкости является процентное отношение затрат на НИОКР к объему продаж.

Самые наукоемкие производства:

· авиакосмическая промышленность

· микроэлектроника

· машиностроение

Предельная наукоемкость - 10-11% от объема продаж. Если коэффициент больше, нужны специальные обоснования. В Японии, н-р., этот коэффициент - 5-7%. (В авиакосмической индустрии - 23%. В машиностроении – 4,5%).

Затраты от времени. Существует асимптота, когда время идет, а затраты не имеют смысла

Эффективность затрат

Специфика инновационного процесса как объекта управления - student2.ru время

Для оценки эффективности инвестиций необходимо определить отношение роста инвестиций к росту технического уровня нового изделия.

Наукоемкость может характеризоваться численностью персонала и процессов.

Другие ее характеристики:

· уровень (объем) инвестиций

· уровень технической сложности продукции

· наличие расходов на НИОКР

· патентоспособность продукции

· организованность научных разработок

· профессиональный уровень работников

· наличие технологических новаций при изготовлении, отсюда:

¨ наличие организационных новаций

¨ наличие прогрессивных материалов

¨ наличие автоматизированных процессов (высокий тех. потенциал)

¨ уровень организационной сложности

Трудности реализации наукоемких производств следующие:

1). Поиск источников финансирования инновационных процессов.

2). Поиск (подготовка) высококвалифицированного специалиста

3). Организация работы поставщиков по обеспечению работы нового производства

4). Создание конкурентоспособной продукции и определение ее жизненного цикла

5) Проблема обновления продукции и организационное сопровождение программы

обновления

6). Проблемы маркетинга продукции

7). Проблемы ценообразования.

Наши рекомендации