Достоверность (отражение истинного положения дел).

Своевременность.

Полнота (считается полной, если её достаточно для принятия решения).

Понятность.

Актуальность (ценность).

При невыполнении, по крайней мере, одного из свойств уменьшается вероятность принятия правильного решения.

В информатике понятие «информация» вводится как мера уменьшения неопределённости. Строго научного определения информации нет. Информация относится к первичным (неопределяемым) понятиям наряду с понятиями «энергия» и «вещество».

Информация – это сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомлённости человека.

Пример: Одноклассник перед уроком просит Вас показать ему решение задачи, которую он не смог решить. Всё, что Вы ему расскажите (логика решения, вычисления, ответ), будет воспринято им как информация, способствующая повышению уровня его знаний. Напротив, если Вы изложите те же сведения другому однокласснику, решившему задачу и получившему такой же ответ, то для него Ваше сообщение не будет являться информацией, т.к. ничего нового он для себя не узнает.

Неопределённость знаний о некотором событии – это количество возможных результатов события (бросание монеты, кубика; вытаскивание жребия и т.д.).

Единицы измерения информации

За единицу количества информации принято количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределённость знаний в 2 раза. Такая единица названа 1 бит. (Пример: орёл или решка, кубик с шестью гранями и т.д.)

В информатике система единиц измерения количества информации несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например, система СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где n = 3, 6, 9 и т.д. Компьютер оперирует числами не в десятичной, а в двоичной системе счисления. Поэтому в кратных единицах измерения информации используется коэффициент 2n.

Следующей по величине единицей измерения количества информации является байт:

1 байт = 23 бит = 8 бит

Кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом: 1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт

1 Мбайт =210 Кбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 210 Мбайт = 1024 Мбайт

Вычисление информационного объёма

Количество различных двоичных чисел можно определить по формуле:

N = 2I , где N – количество возможных исходов, I – количество информации, измеряющееся в битах.

Пример: При бросании пирамиды количество равновероятных исходов равно 4.

4 = 2I , т.к. 4 = 22 , то I – 2 бита

Вопрос 2. Модели. Классификация информационных моделей.

В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создаёт образ того объекта (процесса или явления), с которым ему приходится иметь дело. К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект либо очень велик (модель Солнечной системы), либо очень мал (модель атома), когда процесс очень быстр (модель двигателя внутреннего сгорания) или очень медленен (геологические модели), когда исследование объекта может привести к его разрушению (модель самолёта) или очень дорого (архитектурный макет города) и т.д.

Модель – это некоторое упрощённое подобие реального объекта.

Примеры моделей: модель земного шара – глобус, модель человека – манекен.

Всякая модель воспроизводит только те свойства оригинала, которые понадобятся человеку при его использовании. Манекен нужен для того, чтобы на него можно было надеть одежду для рекламы или для удобства работы портного, но способности ходить или разговаривать от него не требуется. Поэтому манекен должен воспроизводить лишь форму и размер человеческого тела.

Классификация моделей

I. По области использования:

Учебные модели - глобус, муляжи (биология), модели кристаллических решёток (химия) и т.д.

Опытные (методические руководства по проведению лабораторных работ).

Научно-технические (научные труды, статьи, рефераты и т.д.).

Игровые (описания компьютерных игр).

Имитационные и т.д.

II. С учётом фактора времени:

Статические – модели, описывающие систему в определённый момент времени (классификация животного мира, построение молекул и т.д.).

Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития систем (в физике описание движения тел, в биологии – развитие организмов или популяций животных и т.д.).

III. По способу представления:

Материальные модели объекта – это его физическое подобие.

Наши рекомендации