Диагностика логико-математической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению

(набазематериала«Сложиквадрат»)

Обоснование

Исследователи А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева и другие выделяют общую и специальную готовность к школьному обучению.

К общей готовностиотносят: физическую, личностную, интеллектуальную.

Под физической готовностью следует понимать: состояние здоровья, развитие двигательных навыков и качеств, особенности гонких моторных координации, физическую и умственную работоспособность.

Личностная готовность ребенка к школе реализуется в произвольности поведения, сформированности общения, самооценки и мотивации учения, способности принять взрослого в качестве учителя. В русле реальной педагогической практики она проявляется:

—в активности, заинтересованности решать общие задачи;

—потребности помогать сверстникам;

—дисциплинированности, умении подчиняться установленным правилам;

—качестве ответов и результатах работы;

—наличии настойчивости, старательности.

Центральный показатель интеллектуальной готовности к концу дошкольного возраста — сформированность образного мышления, воображения, творчества, основ словесно-логического мышления, а также овладение средствами познавательной деятельности: умением классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать, владение родным языком, основными формами речи — диалогом, монологом.

Специальная готовностьпроявляется в овладении началами грамоты — чтением, письмом, математикой; элементами учебной деятельности — выделением задач общего контекста деятельности, осознанием и обобщением способов решения, планирования и контроля, овладением общим темпом и ритмом работы.

Диагностика логико-математической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению - student2.ru

Как отмечают исследователи Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Г. Арушанова (47], общая и специальная готовность к школе между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для их формирования имеют значение как специфически детские виды деятельности, так и специальные области знаний (чтение, письмо, математика).

Таким образом, основой развития дошкольника (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков, Ф.А, Сохин) выступают осознанность и произвольность. Эти качественно новые образования появляются к концу дошкольного возраста на основе овладения ребенком элементами грамоты, математики в специфических видах деятельности — игре, конструировании, моделировании, рисовании.

Приведенные выше положения обосновывают следующие необходимые требования к заданиям, диагностирующим уровень логико-математической готовности дошкольника к школьному обучению:

—индикация произвольности как способности действовать всоответствии с сознательно поставленной целью;

—констатация ребенком объективности оценки собственныхвозможностей;

—- выявление особенностей тонких моторных координации;

— постановка игровой задачи. Например: «Буратино подарил

Незнайке волшебную мозаику, но, чтобы воспользоваться ееособыми свойствами, необходимо выполнить ряд заданий.Однако, как ни старался Незнайка, ничего у него не вышло.Давай поможем Незнайке».

Диагностические задания

Назови цвета

Цель: диагностика умения различать цвета, определение уровня цветового зрения.

Задание: назови цвета находящихся перед тобой геометрических фигур.

Отбери фигурыно форме

Цель: диагностика знания геометрических фигур, умения классифицировать предметы по форме.

Задание: распредели предложенные геометрические фигуры на группы в зависимости от их формы.

I

Усложнение: ребенку предлагается одна фигура (она кладется перед ним); он должен создать из предложенного материала фигуру, схожую по форме, но иную по размеру; затем назвать вновь полученную фигуру.

Приложения

Повтори

Цель: диагностика развития памяти, внимания, наглядно-образного мышления.

Задания

*Повтори ряд геометрических фигур, сохраняя заданную последовательность цветов (можно сосредоточить внимание ребенка на важности совпадения цвета, а не формы или размера).

* Повтори предложенный ряд фигур, сохраняя их форму.

* Запомни и повтори ряд фигур (образец дается для изучения на 10—15 с, затем он убирается и ребенок воспроизводит его по памяти).

* «Что изменилось?»: ребенку предоставляется для изучения ряд фигур, затем он закрывает глаза, а экспериментатор изменяет расположение фигур, убирает некоторые из них; ребенок, открыв глаза, определяет, что изменилось.

Наши рекомендации