Тема 5. Диагностика готовности к школьному обучению
Вопросы:
1. «Кризис семи лет» и его роль в обусловленности объективной и субъективной готовности к школьному обучению.
2. Понятие о психологической готовности к школьному обучению, подходы к нему.
3. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.
Задание:Составить таблицу «Диагностика готовности к школьному обучению»
Название методики, автор. | Направленность методики | Примеры диагности- ческих заданий |
Тест Керна –Йирасека | Изучение зрительно-двигательной координации | - Рисование человека - Копирование письменного предложения - Срисовывание групп точек |
Методика Л.А. Венгера | ||
Программа Н.И.Гуткиной | ||
Программа Р.И.Кушнир |
Литература:
1.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.
2. Детская психодиагностика и профориентация /Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону, 1999.
3. Работа психолога в начальной школе / под ред. Битяновой М. Р. , Азаровой Г. В. и др. – М., 1998
4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М., 1996
5. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. – М., Ростов-н/Д, 1996.
Тема 6. Диагностика самосознания.
Вопросы:
1. Методы диагностики самосознания. Достоинства и недостатки методов диагностики самосознания.
2. Стандартизированные и нестандартизированные самоотчеты:
· тест «12 утверждений»,
· шкала Я-концепций Теннеси
· шкала детской Я- концепции Пирса-Харриса.
3. Методы измерения локуса контроля.
4. Самооценка и уровень притязаний, их диагностика. Методика «Лесенка самооценки», методика Дембо -Рубинштейн, задания для изучения уровня притязаний.
Задание:Провести символические задания на выявления «социального Я». Сделать интерпретацию результатов и выводы (1).
Литература:
1. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина/ - М., 1987.
2. Психологическая диагностика /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 2000.10, 13.
3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М., 1996
4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./Ред-сост.Д.Я.Райгородский.-Самара.,2002.
5. Психологическая диагностика /под ред.М. К. Акимовой, К. М. Гуревича.- Спб., 2003
Тема 7 Проективные техники
Задание 1. Провести в соответствии с психодиагностическими требованиями методику «Рисунок семьи». Анализ представить в виде качественной психологической интерпретации по каждому критерию.
Задание 2. Провести в соответствии с психодиагностическими требованиями методику «Несуществующее животное». Анализ представить в виде качественной психологической интерпретации по каждому диагностическому критерию
Литература:
1. Альманах психологический тестов. – М., 1996.
2. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М, 1987.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании – М., 1996.
4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998.
Тема 8 Диагностика индивидуальных психофизиологических особенностей человека.
Задание 1. Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей человека с помощью опросника Я.Стреляу. Результаты представить в виде количественных показателей и качественной интерпретации полученных данных.
Задание 2. Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей человека с помощью теппинг-теста Ильина. Результаты представить в виде количественных показателей и качественной интерпретации полученных данных.
Задание 3.Сравнить данные, полученные с помощью методики Стреляу и теппинг-теста Ильина. Сделать психодиагностическое заключение.
Литература:
1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. - Ростов н/Д, 1997.
2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/Под общ. ред. А.А, Крылова, С.А. Маничева – СПб: Питер, 2000.
3. Психологические тесты /Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. – М., 2000.
4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании – М., 1996.
Тема9.Измерение интеллекта.
Вопросы:
1. Подходы к определению интеллекта.
2. Структура интеллекта:
· Иерархические структуры интеллекта.
· Модель интеллекта по Гилфорду.
· Модель интеллекта по Айзенку.
· Модель интеллекта по Кеттеллу.
3. Тесты для измерения интеллекта, их виды.
· Тест Д.Векслера.
Дополнительные вопросы:
а) влияет ли знание школьной программы на выполнение теста Векслера?
б) возможно ли многократное использование теста Д. Векслера?
в) когда возможно использование теста Д. Векслера?
( для углубленного изучения умственного развития; для диагностики готовности к школе; для оценки неуспеваемости)
· Прогрессивные матрицы Дж. Равена.
Дополнительные вопросы:
а) что изучает тест Дж. Равена?
б) как называется общий показатель, который высчитывается?
в) какие три познавательных процесса диагностируются?
г) объясните принцип прогрессивности, лежащий в основе методики;
д)назовите принципы, лежащие в основе построения серии чёрно-белых матриц.
· КОТ – краткий ориентировочный тест.
Литература:
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике – СПб: Питер, 1999.
2. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы – М., 1992.
3. Детская психодиагностика и профориентация. /Ред. сост. Л.Д. Столяренко – Ростов-н/Д, 1999.
4. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей – М., 1981.
5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии./Под общ. ред.
А.А. Крылова, С.А. Маличева. – СПб: Питер, 2000.
6. Психодиагностика – СПб.: Питер ,2002
7. Психологическая диагностика /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой, М, 2000.
8. Психологические тесты./ Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М., 2000.
9. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера /WISC/ - С.-Пб., 1992.
10. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. – М., Ростов-н/Д, 1996.