Тема 5. Диагностика готовности к школьному обучению

Вопросы:

1. «Кризис семи лет» и его роль в обусловленности объективной и субъективной готовности к школьному обучению.

2. Понятие о психологической готовности к школьному обучению, подходы к нему.

3. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.

Задание:Составить таблицу «Диагностика готовности к школьному обучению»

Название методики, автор. Направленность методики Примеры диагности- ческих заданий
Тест Керна –Йирасека Изучение зрительно-двигательной координации - Рисование человека - Копирование письменного предложения - Срисовывание групп точек
Методика Л.А. Венгера    
Программа Н.И.Гуткиной    
Программа Р.И.Кушнир    

Литература:

1.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.

2. Детская психодиагностика и профориентация /Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону, 1999.

3. Работа психолога в начальной школе / под ред. Битяновой М. Р. , Азаровой Г. В. и др. – М., 1998

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М., 1996

5. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. – М., Ростов-н/Д, 1996.

Тема 6. Диагностика самосознания.

Вопросы:

1. Методы диагностики самосознания. Достоинства и недостатки методов диагностики самосознания.

2. Стандартизированные и нестандартизированные самоотчеты:

· тест «12 утверждений»,

· шкала Я-концепций Теннеси

· шкала детской Я- концепции Пирса-Харриса.

3. Методы измерения локуса контроля.

4. Самооценка и уровень притязаний, их диагностика. Методика «Лесенка самооценки», методика Дембо -Рубинштейн, задания для изучения уровня притязаний.

Задание:Провести символические задания на выявления «социального Я». Сделать интерпретацию результатов и выводы (1).

Литература:

1. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина/ - М., 1987.

2. Психологическая диагностика /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 2000.10, 13.

3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М., 1996

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./Ред-сост.Д.Я.Райгородский.-Самара.,2002.

5. Психологическая диагностика /под ред.М. К. Акимовой, К. М. Гуревича.- Спб., 2003

Тема 7 Проективные техники

Задание 1. Провести в соответствии с психодиагностическими требованиями методику «Рисунок семьи». Анализ представить в виде качественной психологической интерпретации по каждому критерию.

Задание 2. Провести в соответствии с психодиагностическими требованиями методику «Несуществующее животное». Анализ представить в виде качественной психологической интерпретации по каждому диагностическому критерию

Литература:

1. Альманах психологический тестов. – М., 1996.

2. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М, 1987.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании – М., 1996.

4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998.

Тема 8 Диагностика индивидуальных психофизиологических особенностей человека.

Задание 1. Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей человека с помощью опросника Я.Стреляу. Результаты представить в виде количественных показателей и качественной интерпретации полученных данных.

Задание 2. Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей человека с помощью теппинг-теста Ильина. Результаты представить в виде количественных показателей и качественной интерпретации полученных данных.

Задание 3.Сравнить данные, полученные с помощью методики Стреляу и теппинг-теста Ильина. Сделать психодиагностическое заключение.

Литература:

1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. - Ростов н/Д, 1997.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/Под общ. ред. А.А, Крылова, С.А. Маничева – СПб: Питер, 2000.

3. Психологические тесты /Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. – М., 2000.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании – М., 1996.

Тема9.Измерение интеллекта.

Вопросы:

1. Подходы к определению интеллекта.

2. Структура интеллекта:

· Иерархические структуры интеллекта.

· Модель интеллекта по Гилфорду.

· Модель интеллекта по Айзенку.

· Модель интеллекта по Кеттеллу.

3. Тесты для измерения интеллекта, их виды.

· Тест Д.Векслера.

Дополнительные вопросы:

а) влияет ли знание школьной программы на выполнение теста Векслера?

б) возможно ли многократное использование теста Д. Векслера?

в) когда возможно использование теста Д. Векслера?

( для углубленного изучения умственного развития; для диагностики готовности к школе; для оценки неуспеваемости)

· Прогрессивные матрицы Дж. Равена.

Дополнительные вопросы:

а) что изучает тест Дж. Равена?

б) как называется общий показатель, который высчитывается?

в) какие три познавательных процесса диагностируются?

г) объясните принцип прогрессивности, лежащий в основе методики;

д)назовите принципы, лежащие в основе построения серии чёрно-белых матриц.

· КОТ – краткий ориентировочный тест.

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике – СПб: Питер, 1999.

2. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы – М., 1992.

3. Детская психодиагностика и профориентация. /Ред. сост. Л.Д. Столяренко – Ростов-н/Д, 1999.

4. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей – М., 1981.

5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии./Под общ. ред.

А.А. Крылова, С.А. Маличева. – СПб: Питер, 2000.

6. Психодиагностика – СПб.: Питер ,2002

7. Психологическая диагностика /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой, М, 2000.

8. Психологические тесты./ Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М., 2000.

9. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера /WISC/ - С.-Пб., 1992.

10. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. – М., Ростов-н/Д, 1996.

Наши рекомендации