Тема 2.7. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению

Задание № 1.Составление тематического словаря

Задачи изучения темы: уточнить значение основного понятия «психологической готовности к школе»; учиться анализировать определение понятия по разным учебным и методическим пособиям.

Содержание: студенты знакомятся с разными определениями понятия, обосновывают свой выбор и записывают в терминологический словарь.

Понятие для анализа:

- психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Литература:

1. Венгер А.Л., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. М., 2002

3. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.

4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002.

Задание № 2. Составление словаря

Задачи изучения темы: учиться работать с учебной и методической литературой, учиться анализировать определения понятий, выделять в них ключевое содержание.

Содержание: студенты знакомятся с разными определениями понятий, выделяют наиболее точные, записывают в терминологический словарь, выделяя в определении ключевые слова.

Понятия по теме:

- психомоторная (функциональная) готовность

- интеллектуальная готовность

- эмоционально-волевая готовность

- личностная готовность

- социально-психологическая (коммуникативная) готовность

Литература:

1. Венгер А.Л., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. М., 2002

3. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.

4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002.

Задание № 3. Составление блок-схемы

Задачи изучения темы:познакомиться и проанализировать существующие на данный момент в психологии и психодиагностике проблемы феномена готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, выявления и коррекции исследуемого феномена.

Содержание:студенты знакомятся с предложенным материалом, осуществляют анализ основных проблем готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, оформляют данные в виде блок-схемы

Литература:

Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003. С. 39-44.

Задание № 4. Анализ диагностических комплексов, направленных на изучение психолого-педагогической готовности к школе детей с проблемами развития.

Задачи изучения темы: познакомиться с различными видами психодиагностических программам и комплексов, ориентированных на изучение психомоторной (функциональной), интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной, социально-психологической (коммуникативной) готовности детей с проблемами развития, учиться оформлять данные в виде карты-конспекта.

Методические указания: выполненное задание обсуждается на семинарском занятии (тема 2.7., раздел 2).

Содержание: студенты анализируют психодиагностические комплексы, оформляют карту-конспект, ориентируясь на следующие критерии

Название комплекса, Авторы   Вид предполагаемой психодиагностики   Структурные компоненты психолого-педагогической готовности, на которые направлен психодиагностичес-кий комплекс   Перечень заданий   Показатели сформированности компонентов психолого-педагогической готовности  
1.        
2.        
3.        
4.        

Литература:

9. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. М., 2006.

10. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.

11. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001. С. 170-177.

12. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст / Л.И. Переслени. М., 2006.

13. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе: уч.-метод. пособие / авт коллектив: О.Р. Ворошинина, Н.Ю. Зеленина, Н.А. Зорина и др.; под общ. ред. Л.В. Коломийченко: Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2006.

Задание № 5. Подготовка пакета диагностических методик для изучения различных компонентов психологической готовности к школе детей (с проблемами развития)

Задачи изучения темы: на основе проанализированных программ и комплексов учиться оформлять пакет диагностических методик, направленных на изучение структурных компонентов психологической готовности к школе.

Методические указания:материалы предоставляются для проверки до проведения лабораторного занятия № 3 (тема 2.8., раздел 2).

Содержание: студенты составляют картотеку методик для изучения каждого компонента структуры психологической готовности к школе, для каждой методики разрабатывают протокол проведения, ориентируясь на следующую схему:

1. Дата проведения обследования

2. Ф. И.О. ребенка, диагноз

3. Название диагностической методики

4. Цель проведения

5. Инструкция, предъявляемая ребенку

6. Описание последовательности предъявления ребенку вербального и невербального стимульного материала

7. Предполагаемые действия, высказывания ребенка

8. Обработка данных с указанием всех возможных параметров оценки действий и высказываний ребенка

Литература:

1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. М., 2006.

2. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.

3. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст / Л.И. Переслени. М., 2006.

4. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе: уч.-метод. пособие / авт коллектив: О.Р. Ворошинина, Н.Ю. Зеленина, Н.А. Зорина и др.; под общ. ред. Л.В. Коломийченко: Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2006.

Задание № 6. Разработка рекомендаций

Задачи изучения темы: учиться определять мероприятия, направленные на развитие различных компонентов психологической готовности к школьному обучению

Содержание: студенты разрабатывают рекомендации по развитию функциональной, интеллектуальной, эмоциональной, личностной, социально-психологической готовности к школе

Литература:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. М., 2002

2. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.

3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002.

Задание № 7. Анализ программы развития психологической готовности к школе

Задачи изучения темы: знакомиться и учиться анализировать структуру программы, направленной на развитие компонентов психологической готовности к школе

Содержание: студенты анализируют программу развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста О.М. Бабич, исходя из 7 структурных компонентов программы:

1) теоретическое обоснование программы

2) описание диагностического комплекса

3) анализ результатов первичной диагностики

4) постановка цели и задач развития

5) структурирование программы в целом и отдельных занятий

6) методический материал занятий (пакет упражнений)

7) список литературы.

Литература:

Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школы: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.

Наши рекомендации