Для обучающихся по внеаудиторной

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

по дисциплине ОДП.12 «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

по специальностям:

08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

21.02.06 «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»

Разработчик: преподаватель Жупикова Наталья Васильевна

Бузулук, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………..3

2. Перечень тем самостоятельной работы……………………………………4

3. Методические рекомендации, критерии оценивания……………………..6

4. Порядок выполнения самостоятельной работы учащимся………………22

5. Список рекомендуемой литературы……………………………………….31

6. Приложения………………………………………………………………….32

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов 1 курса по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ» для специальностей: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 21.02.06 «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности».

Главная задача методических рекомендаций – помочь студентам самостоятельно освоить некоторые теоретические вопросы и выполнить практические задания по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ».

Методические рекомендации облегчают подготовку к выполнению самостоятельных работ, а также обращают внимание учащихся на главное, существенное в изучаемой учебной дисциплине, помогают выработать умения анализировать, связать теорию с практикой.

Эта самостоятельная работа является внеаудиторной, поэтому важно подготовить учащихся к выполнению задания, что требует четкой организации самого преподавателя. В связи с этим используется следующая схема при подготовке и планировании самостоятельной работы:

- номер самостоятельной работы;

- номер и тема соответствующего учебного занятия;

- вопросы для самостоятельного изучения;

- постановка цели задания;

- оснащение;

- задание;

- форма отчетности.

Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволяют студентам самостоятельно овладеть знаниями, профессиональными умениями, опытом творческой и исследовательской деятельности.

Значение самостоятельной работы в овладении знаниями и умениями по учебной дисциплине:

- экономия учебного времени;

- самостоятельная поэтапная отработка учебных элементов;

- воспитание сознательного отношения студента к учебному процессу;

- развитие практических умений;

- развитие познавательных способностей;

- совершенствование самоорганизации студента;

- формирование умений использовать информационные источники: справочную и специальную литературу.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

№ п/п № урока Вопросы для самостоятельного изучения Коли-чество часов Вид внеаудиторной самостоятельной работы
1. Восприятия, запоминание и обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств. Написание эссе
2. Цепочки (конечные последовательности), деревья, списки, графы, матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности. Создания глоссария
3. Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций. Составление каталога
4. Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов, характерных для выбранной области деятельности. Выполнение схемы (таблицы)
5. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания. Оформление плаката
6. Математические модели: примеры логических и алгоритмических языков, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и технологии, в том числе физических, биологических, экономических процессов, информационных процессов в технических, биологических и социальных системах. Подготовка презентации
7. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. Написание эссе
8. Вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция; диагональное доказательство несуществования. Выигрышные стратегии. Сложность вычисления; проблема перебора. Задание вычислимой функции системой уравнений. Сложность описания. Подготовка реферата
9. Вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция; диагональное доказательство несуществования. Выигрышные стратегии. Сложность вычисления; проблема перебора. Задание вычислимой функции системой уравнений. Сложность описания. Оформление реферата
10. Основные этапы разработки программ. Разбиение задачи на подзадачи. Создание теста
11. Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Выполнение кроссворда
12. Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ. Подготовка буклета
13. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования в рамках выбранной области деятельности. Оформление памятки-алгоритма
14. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Использование систем распознавания текстов. Составление каталога
15. Примеры простейших задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств. Выполнение схемы (таблицы)
16. Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий. Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности. Создание кроссворда
17. Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети. Использование цифрового оборудования. Создание теста
18. Опытные работы в области картографии, использование геоинформационных систем в исследовании экологических и климатических процессов, городского и сельского хозяйства. Составление глоссария
19. Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач. Создание буклета
20. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Оформление презентации
21. Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Выполнение плаката
22. Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений. Создание памятки-алгоритма
23. Создание учебного мультимедийного проекта. Подготовка творческой работы
24. Создание учебного мультимедийного проекта. Оформление творческой работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ,

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

РЕФЕРАТ – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании учащимся литературы по предложенной теме, ее основной проблематике, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов предлагается преподавателем, но в выборе темы учащийся может проявить инициативу.

Реферат создается индивидуально.

Работа должна быть представлена на бумаге формата А4, в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.

Выполненную работу сдать к указанному сроку.

Этапы работы над рефератом

1. Выбор и формулирование темы.
2. Подбор художественной, научной и критической литературы (при разработке реферата должно быть использовано не менее 5-10 источников).
3. Отбор и систематизация материала к реферату, составление плана.
4. Работа над черновиком (консультации преподавателя).
5. Оформление реферата, сдача на проверку.
6. Подготовка к защите реферата.
7. Защита реферата (выступление с докладом).

Структура реферата

Объем реферата должен быть 15-18 листов; нумерация страниц - снизу, справа;

1 лист – титульный (Приложение № 1);

2 лист – план реферата (содержание);

3 - 16 лист – содержание реферата (введение, анализ изученной литературы, теоретический материал, включая рисунки, таблицы, графики, схемы и т.д., заключение);

17 лист – словарь используемых терминов (глоссарий);

18 лист – список используемой литературы (пример оформления – стр. 29).

Основные требования к написанию реферата

Необходимо правильно сформулировать тему, отобрать по ней необходимый материал. Не стремитесь использовать весь собранный материал, не перегружайте её мало значащими для раскрытия темы фактами, примерами.

Во введении к реферату и докладу по нему необходимо обосновать, почему выбрана данная тема, её актуальность.

Неэтично выдавать чужие мысли за свои, без ссылки на источник. После приведенной цитаты делайте сноску в конце страницы с указанием фамилии автора и названия произведения.

Следите за последовательностью изложения, не допускайте нечетких формулировок, речевых ошибок. Больше используйте в подготовке реферата материалы современных авторов, журнальных статей.

Правильно оформляйте реферат, включая титульный лист и список литературы.

Оформление списка литературы: перечисляется в алфавитном порядке – автор, название, место издания, название издательства, год издания. (Например: Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 2000г. Например, статья в журнале:Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. 2002. №3. С. 41-46.)

Правила оформления реферата

Оформление реферата выполняется при помощи компьютера.

Содержание и объем работы определяются Методическими рекомендациями, которые разрабатываются соответствующей Методической комиссией.

Печать на одной стороне листа белой бумаги размером 210х297мм (формат А4). Поля: левое – 3см (30мм), правое -2,5см (25мм), верхнее – 2,5см (25мм), нижнее -2,5 см (25мм).

Шрифт: Тип шрифта для текста TimesNewRoman, прямой. Высота шрифта: тело абзаца – 14, заголовки и другая рубрикация – 16. Интервал -1,5.

Выравнивание: заголовок – по центру, основной текст – по ширине. Перенос слов в заголовках – по словам (слова в заголовках – не разрываются, а переносятся целиком).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ СХЕМ (ТАБЛИЦ)

СХЕМА (ТАБЛИЦА) – это графические обозначения, содержащие основные понятия, правила работы, принципы, которые выдержаны эстетически правильно.

Для разработки схем (таблиц) по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия), изучить ее и составить схему в программе Word при помощи автофигур, а таблицу через Мастера Таблиц. Схема (таблица) должна содержать основные аспекты данной темы, правила, принципы работы.

Схема (таблица) составляется индивидуально.

Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте, автофигуры должны быть эстетически правильно оформлены (вид, размер, цвет, расположение на листе).

Выполненную работу сдать к указанному сроку.

Общие требования:

1. Схема (таблица) состоит из нескольких тематических разделов связанных между собой логически.

2. Элементами работы могут быть:

- информационные блоки, соединенные стрелками или выносками, текстовыми связками;

- столбцы и строки, на пересечении которых в ячейка сконцентрирована информация, строки и столбцы обязательно имеют названия (характеристики);

- краткое пояснение по работе со схемой (таблицей).

3. При желании можно добавить поясняющую картинку или фотографию.

Структура работы

Объем работы не более 5 листов, нумерация страниц – снизу, справа;

1 лист – титульный (Приложение № 1);

2 - 4 листа – тематический материал;

5 лист – список используемой литературы (пример оформления – стр. 29).

Отметка: зачет / незачет

Критерии оценивания: ²зачет² выставляется, если:

- графы схемы (таблицы) заполнены полностью, соответствуют изучаемому материалу, соблюдены требования к внешнему оформлению;

- основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, имеются упущения в оформлении;

²зачет² не выставляется, если:

- тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы;

- схема (таблица) учащимся не представлена.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ

КОМПЬЮТЕРНУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮудобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

Презентация создается индивидуально.

Работа может быть представлена либо в электронном варианте, либо напечатана на бумаге формата А4 (на одном листе – один слайд).

Выполненную работу сдать к указанному сроку.

Первый слайд обязательно должен содержать Ф.И.О. учащегося, название учебной дисциплины, тему презентации, Ф.И.О. преподавателя. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

§ объем текста на слайде – не больше 7 строк;

§ маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

§ отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

§ значимая информация выделяется с помощью цвета, начертания, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

§ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

§ использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Последний слайд должен быть повторением первого. Это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Оформление презентации

Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, размер – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации - не менее 18.

В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Оформление слайдов не должно отвлекать от его содержания. Нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях.

Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).

Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

Отметка: зачет / незачет

Критерии оценивания: ²зачет² выставляется, если:

- содержание презентации соответствует заданной теме, которая раскрыта в полном объеме, соблюдены требования к оформлению презентации;

- основные требования к оформлению презентации соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, имеются упущения в оформлении;

²зачет² не выставляется, если:

- тема презентации не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы;

- презентация учащимся не представлена.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВ

ТЕСТ - пробное задание, исследование, испытание. Для составления тестов необходимо найти информацию из разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и подобрать задания, отражающие основные моменты по заданной теме.

Тест создается индивидуально.

Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.

Выполненную работу сдать к указанному сроку.

Планирование деятельности по составлению тестов.

1. Определить, с какой целью составляется тест.

2. Просмотреть и изучить материал по теме в различных источниках (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература).

3. Просмотреть и выбрать форму теста.

4. Определить количество вопросов в тесте.

5. Составить вопросы и подобрать варианты ответов.

6. Продумать критерии оценивания.

7. Написать инструкцию к выполнению теста.

8. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

9. Проанализировать составленный тест согласно критериям оценивания.

10. Оформить готовый тест.

11. Оформить бланк ответов к тесту.

Формы тестовых заданий

1. - задания закрытой формы, в которых выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания;

2. - задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа;

3. - задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств;

4. - задания па установление правильной последовательности, в которых требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании.

Общие рекомендации к составлению тестов

· не следует прибегать к формулированию задания на воспроизведение, если вместо него может быть предложена каче­ственная или количественная задача;

· не следует стремиться к только словесному формирова­нию вопросов. При использовании рисунков, схем, графиков и др. значительно сокращается текст вопроса и в то же время по­вышается выразительность задачи;

· предпочитайте в формулировках не констатацию фак­тов, а выявление причинно-следственных связей;

· прибегайте к формулировкам, побуждающим к система­тизации и классификации явлений;

· изыскивайте возможность формулировки задания, на­правленного на установление общности и различия в явлениях;

· избегайте однообразных формулировок;

· чаще ставьте проблемы, помогающие решать задачи, с которыми приходиться сталкиваться в каждодневной работе.

Требования при составлении теста:

1) Строгое соответствие источникам информации, которы­ми пользуются учащиеся (соответствие содержанию и объему полученной ими информации).
2) Простота (задание должно требовать от испытуемого решения только одного вопроса).
3) Однозначность задания (формулировка вопроса должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испы­туемым задачу, причем язык и термины, способы и индексация обозначений, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятны всеми учащимися).

4) Предпочтительнее подробный вопрос (задание) и лако­ничные ответы.
5)Идентичность всех ответов по форме, содержанию, объ­ему, количеству представленных позиций.

6) Оптимальное количество вариантов ответа — четыре-пять.

7) Грамматическое и логическое соответствие ответов во­просу (заданию).
8) Совер­шенно неприемлемы абсурдные, очевидно неправильные ответы.
9) Обучающая функция теста возрастает, если необходимо отметить неправильный или негативный ответ, а также в случае, когда все ответы правильные, но один предпочтительнее по тем или иным критериям.

Структура теста

Объем работы: 6-8 листов; нумерация страниц - снизу, справа;

1 лист – титульный (Приложение № 1);

2 - 7 лист – содержание теста;

8 лист – список используемой литературы (пример оформления – стр. 29).

Отметка: зачет / незачет

Критерии оценивания: ²зачет² выставляется, если:

- содержание теста соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению;

- основные требования к оформлению теста соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно составлены вопросы (задания), имеются упущения в оформлении;

²зачет² не выставляется, если:

- вопросы или задания теста не соответствуют заданной теме, обнаруживается существенное непонимание проблемы;

- тест учащимся не представлен.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ

Планирование деятельности по составлению кроссворда.

1. Определить, с какой целью составляется кроссворд.

2. Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме в учебнике.

3. Просмотреть и выбрать вид кроссворда.

4. Продумать составные части кроссворда.

5. Изучить дополнительный материал по теме.

6. Продумать критерии оценивания.

7. Составить список слов раздельно по направлениям.

8. Написать условия (текст) кроссворда.

9. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

10. Проанализировать составленный кроссворд согласно критериям оценивания.

11. Оформить готовый кроссворд.

12. Продумать защиту проекта-кроссворда

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

ЭССЕ как вид учебной деятельности студента — самостоятельное сочинение-размышление учащегося над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики.

Эссе создается индивидуально.

Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 строго в рукописном варианте.

Выполненную работу сдать к указанному сроку.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

ü мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;

ü мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

1. вступление

2. тезис, аргументы

3. тезис, аргументы

4. тезис аргументы

5. заключение.

Структура эссе

Объем работы: 3-4 листа; нумерация страниц - снизу, справа;

1 лист – титульный (Приложение № 1);

2-4 лист – сочинение-рассуждение.

Схема оценивания эссе

   
СТРУКТУРА
Эссе соответствует теме         Эссе не соответствует теме
Тема глубоко раскрыта         Тема раскрыта поверхностно
АРГУМЕНТАЦИЯ
Аргументы логически структурированы         Аргументы разбросаны, непоследовательны
Факты представлены точно         Много сомнительных или неточных фактов
Строгий критический анализ ключевых понятий (концепций)         Недостаточное использование ключевых понятий (концепций)
НОВИЗНА
Оригинально и творчески         Не очень оригинально
СТИЛЬ
Аккуратное письмо         Неуклюжее письмо
Концентрированный текст         Излишние повторения
ОФОРМЛЕНИЕ
Четко и хорошо оформленная работа         Неопрятная и трудно читаемая работа
Разумный объем         Слишком длинная / короткая работа
ГРАМОТНОСТЬ
Грамматически правильные предложения         Много грамматических ошибок
Нет орфографических ошибок         Есть орфографические ошибки
Эффективное использование схем / таблиц для подтверждения аргументов         Неэффективное использование схем / таблиц для подтверждения аргументов
ИСТОЧНИКИ
Адекватное использование источников         Плагиат

Отметка: зачет / незачет

Критерии оценивания: ²зачет² выставляется, если:

- выполнены все требования к написанию эссе: сочинение соответствует теме, которая раскрыта полностью и глубоко, приведены аргументы и доказательства, сформулированы выводы, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению;

- основные требования к эссе соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, имеются упущения в оформлении;

²зачет² не выставляется, если:

- тема эссе не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы;

- эссе учащимся не представлено или предоставлен плагиат.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГЛОССАРИЯ

ГЛОССАРИЙ - толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой дисциплине или разделе.

Для составления глоссария по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь текстовым процессором.

Глоссарий составляется индивидуально.

Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.

Выполненную работу сдать к указанному сроку.

Общие требования:

1. Глоссарий состоит из слов, соответствующих тематике задания.

2. Используемые слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

3. Допускается использование иностранных слов, если они подходят теме.

4. Не допускаются аббревиатуры, сокращения.

5. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

Структура глоссария

Объем работы:5- 6 листов, нумерация страниц - снизу, справа;

1 лист – титульный (Приложение № 1);

2 - 5 лист – толковый словарь терминов;

6 лист – список используемой литературы (пример оформления – стр. 29).

Составление толкований слов:

1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

Планирование деятельности по составлению глоссарий.

1. Определить, с какой целью составляется глоссарий.

2. Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме в учебнике.

3. Продумать составные части глоссария.

4. Изучить дополнительный материал по теме.

5. Составить список слов.

6. Подобрать толкование слов.

7. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.

8. Проанализировать составленный глоссарий согласно критериям оценивания.

9. Оформить готовый глоссарий.

10. Продумать защиту проекта-глоссария

Отметка: зачет / незачет

Критерии оценивания: ²зачет² выставляется, если:

- содержание глоссария соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению;

- основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно подобраны слова и дано их толкование, имеются упущения в оформлении;

²зачет² не выставляется, если:

- слова и их толкование не соответствуют заданной теме, обнаруживается существенное непонимание проблемы;

- глоссарий учащимся не представлен.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАТАЛОГА

КАТАЛОГ – это список электронных информационных ресурсов глобальной сети Интернет по определенной указанной тематике (профессиональная, научная, техническая, юридическая, досуговая и т .д.).

Для составления каталога по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь программным средством MicrosoftWord.

Каталог составляется индивидуально.

Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) варианте.

Выполненную работу сдать к указанному сроку.

Общие требования:

4. Каталог состоит из нескольких тематических разделов.

5. В каждом разделе указываются данные для нескольких ресурсов:

- название ресурса,

- электронный адрес ресурса,

- краткое пояснение (содержание).

6. При желании можно добавить поясняющую картинку или фотографию.

Структура каталога

Объем работы: 11-12 листов, нумерация страниц - снизу, справа;

1 лист – титульный (Приложение № 1);

2 - 11 лист – перечень информационных ресурсов;

12 лист – список используемой литературы (пример оформления – стр. 29).

Отметка: зачет / незачет

Критерии оценивания: ²зачет² выставляется, если:

- содержание каждого раздела каталога соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению;

- основные требования к оформлению каталога соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: некоторые ресурсы подобраны некорректно, нет ресурсов для одного раздела, не у всех ресурсов есть пояснения, имеются упущения в оформлении;

²зачет² не выставляется, если:

- подобранные информационные ресурсы не соответствуют заданной теме, обнаруживается существенное непонимание проблемы;

- каталог учащимся не представлен.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПАМЯТКИ

ПАМЯТКА (АЛГОРИТМ) — краткое нормативное, производственно-практическое или справочное издание (пособие), содержащее самые важные сведения, которыми надо руководствоваться, выполняя какую-либо операцию или осуществляя некоторую деятельность.

Для составления памятки-алгоритма по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и выписать тезисы (основные мысли или основные действия).

Памятка составляется индивидуально.

Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.

Выполненную работу сдать к указанному сроку.

Структура памятки

Объем работы: 4-5 листов; нумерация страниц - снизу, справа;

1 лист – титульный (Приложение № 1);

2 - 4 лист – содержание памятки-алгоритма;

5 лист – список используемой литературы (пример оформления – стр. 29).

Отмет

Наши рекомендации