Цели и задачи внеаудиторной работы обучающихся

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Методические рекомендации по внеаудиторной работе обучающихся

для бакалавров направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Самара 2015

УДК 330(07)

ББК 65.01

Э-40

Экономическая теория. Методические рекомендации по внеаудиторной работе обучающихся для бакалавров направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» / Составитель С.И. Нестерова. - Самара: МИР, 2015. - 27 с.

Рекомендации предназначены для бакалавров Международного института рынка, обучающихся по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» заочной, очно-заочной и очной форм обучения.

Составитель: Нестерова С.И., к.э.н., доцент

Рецензент: Кравченко О.В., к.э.н., доцент

Печатается по решению

Учебно-методического совета

Международного института рынка

© Международный институт рынка, 2015

© Составление Нестерова С.И., 2015

Содержание

Введение. 4

1.Цели и задачи внеаудиторной работы обучающихся. 4

2.Виды внеаудиторной работы.. 5

3.Методические рекомендации для обучающихся по отдельным формам внеаудиторной работы 6

3.1.Самостоятельная работа обучающегося на лекции. 6

3.2.Самостоятельная работа обучающегося в процессе подготовки к семинарам и практическим занятиям 7

3.3.Подготовка докладов и рефератов. 8

3.4.Общие правила оформления письменных работ. 9

3.5.Роль консультаций в внеаудиторной работе обучающихся. 13

3.6.Рекомендации по подготовке к экзамену. 14

4.Структура и содержание внеаудиторной работы.. 15

5.Задания для внеаудиторной работы обучающихся. 20

5.1.Темы рефератов по курсу. 20

(для студентов очной и очно-заочной форм обучения) 20

5.2.Задания для контрольной работы.. 21

(для студентов заочной формы обучения) 21

6. Вопросы к зачету. 23

7. Вопросы к экзамену. 24

Рекомендуемая литература. 25

Заключение. 26

Введение

Качественное экономическое образование предполагает комплексное усвоение знаний и навыков в области теоретических основ экономики, а также умений ориентироваться в современной экономической ситуации.

Цель курса - формирование основ экономического мышления, навыков в области системного подхода к решению общеэкономических задач микроуровнего и макромасштабного характера.

Задачи курса:

– ознакомить с инструментарием и категориями, помогающими овладеть элементами рыночной экономики;

– создать целостное представление о предмете экономической науки, ее законах, методах экономического анализа;

– научить обучающихся использовать полученные знания в практической деятельности.

Цели и задачи внеаудиторной работы обучающихся

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие обучающихся в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д. При этом самостоятельная работа обучающихся играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

Формы внеаудиторной работы обучающихся (ВРО) разнообразны. Они включают в себя в том числе:

изучение нормативной, учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;

участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

Самостоятельная работа приобщает обучающихся к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Ведущая цель организации и осуществления ВРО должна совпадать с целью обучения обучающегося – подготовкой специалиста с высшим образованием. При организации ВРО важным и необходимым условием становятся формирование умения внеаудиторной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.

Целью внеаудиторной работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. ВРО способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами ВРО являются:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских умений;

использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Виды внеаудиторной работы

В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида внеаудиторной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.).

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами внеаудиторной работы обучающихся без участия преподавателей являются:

формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

написание рефератов, докладов и эссе;

подготовку ко всем видам практических занятий и выполнение предусмотренных ими заданий;

участие в научных, научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах и т.д.;

подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к комплексным экзаменам и зачетам;

подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;

другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой вузом, факультетом или кафедрой.

Основными видами внеаудиторной работы обучающихся с участием преподавателей являются:

текущие консультации;

коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины;

прием и разбор домашних заданий;

прием и защита лабораторных работ;

выполнение курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ);

прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);

выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.

Наши рекомендации