Организационная структура предприятия
На данном предприятии применяется линейная структура управления.
Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Линейная организационная структура управления имеет свои положительные моменты и недостатки, которые представлены в таблице 7.
Таблица 7
Недостатки и преимущества орг.структуры
Преимущества | Недостатки |
Четкое разграничение ответственности и компетенции. | Высокие профессиональные требования к руководителю. |
Простой контроль. | Сложные коммуникации между исполнителями. |
Быстрые и экономичные формы принятия решения. | Низкий уровень специализации руководителей. |
Простые иерархические коммуникации. | Ярко выраженный авторитарный стиль руководства. |
Персонифицированная ответственность. | Большая нагрузка руководителя. |
Данная организационная структура была принята в связи с ее малыми размерами и небольшим количеством сотрудников. На предприятии работают 5 человек, а именно директор, бухгалтер, водитель, грузчик, продавец.
Организационная структура управления предприятия ИП Митрюк М.Ю по состоянию на 2016 год представлена на рисунке 4.
Директор |
Продавец | Водитель | Бухгалтер |
Рисунок 4 Организационная структура предприятия
Основные функции и возложенные на персонал должностные обязанности прописаны в должностных инструкциях составленных директором предприятия. Работу торгового предприятия можно описать следующим образом: Главным ответственным лицом является директор в лицо самого предпринимателя. В его обязанности входят организация деятельности всего предприятия, принятие ответственных решений для улучшения функционирования предприятия, контроль над деятельностью всех сотрудников.
Все операции с закупкой товара директор выполняет сам, в том числе выбор поставщиков, заключение с ними договоров ведет переговоры о цене.
Директор несет полную ответственность за деятельность предприятия и за каждого сотрудника, организует деятельность предприятия в соответствии принятым законодательством Российской Федерации «Об осуществлении предпринимательской деятельности», он распоряжается имуществом предприятия, заключает договора связанные с функционированием предприятия, прописывает должностные инструкции, и нанимает сотрудников на соответствующие должности, увольняет сотрудников.
В том числе директор устанавливает систему вознаграждения и стимулировании труда на предприятия, проводит мероприятия для увеличения эффективности труда в виде поощрении деньгами и дополнительными выходными.
Бухгалтер отвечает за бухгалтерский учет на предприятии, в том числе организует учетную политику, обеспечивает организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии, организует учет основных поступающих средств, денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учета постоянных и переменных затрат, реализации товаров, результатов финансовых показателей деятельности.
Обеспечивает своевременность и правильность оформления документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правильное начисление и перечисление налогов и сборов, а так же учета системы вознаграждения работников.
Водительосуществляет транспортировку товара от складов оптовых поставщиков до места торговой точки предпринимателя. Водитель должен следить за техническим состоянием автомобиля , соблюдать правила дорожного движения и обеспечивать сохранность перевозимого груза. Водитель несет полную ответственность за перевозимого груза. Водитель несет материальную ответственность за перевозимый груз и в случае потери или повреждения перевозимого груза на него будут наложены штрафные санкции, а в крайнем случае вплоть до увольнения, это прописано в трудовом договоре, который был заключен при найме сотрудника на работу . Водитель непосредственно подчиняется только директору.
Продавец-консультант – должностное лицо продающую продукцию, отвечающая за порядок в торговом зале, выкладку и учет продукции. Продавец взаимодействует с посетителями розничной торговой точки с целью осуществления продажи товаров.
В обязанности продавца входят:
· встреча покупателя и выявления его намерении;
· предложение и показ товаров;
· помощь в выборе товара и консультация;
· упаковка и выдача покупок;
· осуществление расчетных операций с покупателями.
Продавец непосредственно подчиняется только директору.
Для оценки эффективности деятельности предприятия были проанализированы основные финансовые показатели за период с 2013 по 2015 года, и их динамика изменений.
Данные показатели представлены в Таблице 8
Таблица 8
Основные финансовые показатели деятельности предприятия
Наименование показателя | |||
Выручка ( тыс. руб) | 1 377,7 | 1 787,4 | 1 982,9 |
Себестоимость ( тыс. руб) | 688,8 | 893,7 | 991,4 |
Операционные расходы ( тыс. руб) | |||
Валовая прибыль ( тыс. руб) | 688,9 | 893,7 | 991,5 |
Прибыль до Налогообложения ( тыс. руб) | -43 | ||
Чистая прибыль (Убыток) ( тыс. руб) | -30 | ||
Рентабельность ( % ) | -3,1 | 7,9 | 16,6 |
Как видно из таблицы 8, финансовые показатели имеют тенденцию к изменению. Основную динамику изменений финансовых показателей были представлены в Приложении 3.
Из таблицы видно, что выручка предприятия с каждым анализируемым годом имеет ярко выраженную тенденцию к росту. В 2013 году она составила 1377.7 тыс. руб., что на 20 % ниже по сравнению с 2012 годом. В 2014 году рост выручки составил на 30 % , а в 2015 году темпы роста сократились в связи с экономической ситуацией в стране и прирост составил 11 %, и выручка составила 1982,9 тыс. руб , а в 2014 году 1787.4 тыс. руб.
Себестоимость проданных товаров в 2013 году снизилась на 22 % в связи со снижением выручки и достигла 688.8 тыс. руб, в 2014 году выручка выросла на 30%, в то время как себестоимость увеличилась на 33,6 %, это связанно с отсутствием политикой ценообразования, и большими скидками в ущерб выручки, и себестоимость составила 893,7 тыс. руб. В 2015 гожу в связи с сокращением темпов роста выручки, сократилась и темпы роста себестоимости, рост составил на 10.9 %, и составила 991.4 тыс. руб
Операционные расходы в 2013 году снизились на 16 % и составили 732 тыс. руб.. В 2014 году расходы увеличились всего лишь на 2 % и составили 752 тыс. руб. . В 2015 году операционные расходы составили 662 тыс. руб , как видно из таблицы расходы сократились на 13 %, это прежде всего связанно со снижением арендной ставки с 1250 руб. за кв. м до 800 руб. кв. м.
Предприятие использует упрощенную систему налогообложения, данные налоговые ставки влияют на прибыль предприятия. Так прибыль (убыток) до Налогообложения в 2013 году составила ( 43 тыс. руб.), что на 56 % ниже 2012 года, при этом чистая прибыль сократилась на 43 % и ушла в минус, до 30 тыс. руб. В 2014 году прибыль до налогообложения составила 141 тыс. руб. что на 225% больше по сравнению с предыдущим годом, при этом чистая прибыль составила 119 тыс. руб. что означает рост на 329% . В 2015 году прибыль до Налогообложения выросла по сравнению с 2014 годом на 233 % и составила 329 тыс. руб, при это рост чистой прибыли составил на 257% и достигла 307 тыс. руб.
После вычета всех расходов из выручки предприятия была подсчитана рентабельность предприятия. Так из таблицы видно что рентабельность в 2013 году снизилась на 8% по сравнению с 2012 годом, и составила - 3.1 % . В 2014 году предприятие имеет ярко выраженную тенденцию к росту всех показателей, в том числе и рост рентабельности, так в 2014 году рентабельность составила 7,9%, рост составил 11% по сравнению с 2013 годом. В 2015 году рост составил на 8,7 %, и достигла 16,6%.
Как видно из финансовых показателей и динамики их изменений за 3 года, предприятие имеет высокие операционные издержки, которые снижают показатели Чистой прибыли, а в результате и рентабельность предприятия. Так как финансовое состояние предприятия имеют значительное влияние на конкурентоспособность предприятия, можно сделать вывод что для повышения конкурентоспособности предприятия следует прежде всего предпринять меры для повышения финансовых показателей.
В табл. 9. представлена структура ассортимента организации по количеству наименований товаров, и их доля в общей структуре ассортимента за период с 2013 по 2015 гг.
Таблица 9
Структура ассортимента предприятия EveryDay
Наименование товара | Объем продаж (ед.) | Объем продаж (ед.) | Объем продаж (ед.) |
Пальто | |||
Куртки | |||
Дубленки | |||
Плащи | |||
Шубы | |||
Пиджаки | |||
Спортивные костюмы | |||
Платья | |||
Сарафаны | |||
Пуховики | |||
Ветровки | |||
ИТОГО: |
Из таблицы 9 видно, что в структуре ассортимента предприятия наибольшая доля приходится на продажу верхней зимней и демисезонной одежды . Данная товарная группа обеспечивает долю продаж в 64% к обшей структуре ассортимента предприятия. Если рассматривать группу по отдельности то, она будет выглядеть следующим образом. Доля Пальто к общей структуре ассортимента в 2013 году составила 20% или 97 ед., в 2014 г. Доля снизилась до 19% , одна объем продаж увеличился до 107 единиц, в 2015 г. Доля составила снова 20% . Доля продаж Курток в 2013 г. Составила 22% и достигла отметки в 105 единиц, в 2014 г. Доля увеличилась до 25% и достигла 141 единиц, в 2015 году доля осталась на уровне 25 % , однако продажа кол-ва единиц увеличилась до 152 ед. Доля Дубленок весьма мала, как видно из таблицы ее доля составляет 4 % в 2013 году, и достигла продаж в 18 единиц, в 2014 году доля увеличилась до 5 % и составила 30 единиц, в 2015 г. Доля снова снизилась до 4 % , количество продаж составило 22 единицы. На долю Плащей приходится 10% в 2013 году, и составил объем продаж 47 ед., в 2014 г. доля снизилась до 6% и составила 34 ед., в 2015 г. Доля снизилась еще больше , до 2% , и продажи составили 13 единиц. Шубы занимают маленькую долю в продажах, так в 2013 г. Их доля равнялась 7% и продажи составили 35 ед. , в 2014 г доля снизилась еще сильнее на 1% , и достигла 12 ед. Самую маленькую долю среди данной группы занимают Пуховики , в 1% в 2013 г. А количество продаж составило 4 ед., в 2014 г. Доля осталась на уровне 1% , однако увеличился объем продаж, в 2015 г. Доля совсем упала до 0% , одна были проданы 2 единицы , которые не были распроданы в предыдущих сезонах.
Вторую группу ассортимента составляют , пиджаки, спортивные костюмы, платья , сарафаны , ветровки, данная группа в совокупности обеспечивает долю в 36%. Наибольшую долю занимает Спортивные костюмы , в 2013 г. Их доля составляла 16% , а кол-во продаж составило 77 ед., в 2014 г. Их доля увеличилась до 19% и объем продаж составил 104 ед. , в 2015 г. Доля снизилась до 15% , а объем продаж снизился до 90 ед. Далее по занимаемой доли составляют Пиджаки, их доля в 2013 г. Составляло незначительно всего 4% а объем продаж составил 20 ед., однако в следующем 2014 г. Доля достигла 8% а объем 43 ед., в 2015 г. Доля достигла 12% а объем 71 ед. Платья и Сарафаны в совокупности обеспечивают долю в 11% в 2013 г. , а общий объем продаж составил 50 ед. , в 2014 г. Их доля осталась на уровне 11% , однако совокупный объем продаж увеличился до 63 ед., в 2015 г. Их доля увеличилась до 16% а объем составил 97 ед. На долю Ветровок приходится всего 5% в 2013 г., а объем составил 25 ед., в 2014 г. Доля снизилась до 2% и объем составил 11 ед., в 2015 г. Доля снова выровнялась до 5% , а объем продаж составил 28 ед.
Объем продаж в 2013 году составил 478 единиц, в 2014 г. Объем увеличился на 79 единиц, а в 2015 г. На 54 единицы.
Таким образом можно сделать выводы, что наибольшую долю продаж приносят : Пальто, Куртки, Спортивные костюмы, Платья и Пиджаки , в совокупности они занимают долю в 83 % в общей структуре ассортимента предприятия. Представим данные наименования товаров на рисунке 6.
Рисунок 6 Совокупная доля продаж товарных наименований с наиболее занимаемой долей в общей структуре ассортимента предприятия 2015 г.