Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция
Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии, на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки.
В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела-Хиршмана, согласно которому безопасный с точки зрения монополизации рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, при этом доля крупнейшей из них не должна превышать 31 % всех продаж определенного товара на рынке, двух крупнейших — не более 44 %, трех крупнейших — не более 54 %, четырех крупнейших — не более 64 %.
Глава 10. Конкуренция и монополия 161
Украина делает первые шаги в решении этого вопроса. Первый специальный законодательный акт по проблемам регулирования конкуренции был принят в 1992 г. — Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности". Этим законом, в частности, было введено понятие "монопольное положение": таким признавалось положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара составляла более 35 %. Такая позиция признавалась опасной для конкуренции и к такому субъекту государство имело право применять дополнительные ограничительные меры. В 1993 г. был принят Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины".
Что касается недобросовестной конкуренции, то таковой обычно признается распространение необъективной информации о характере и свойствах товара, способах его изготовления, качестве, пригодности к применению, использование без разрешения товарного знака, самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации, некоторые другие действия. Они должны соответствующим образом пресекаться государством, которое должно обеспечить использование только законных и честных методов ведения конкурентной борьбы.
Краткие выводы
1. Одним из основополагающих факторов эффективности экономической системы является наличие конкуренции. Конкуренция в экономике — это соперничество экономических субъектов за лучшую реализацию своих экономических интересов. Продавцы конкурируют за деньги покупателей, покупатели — за товары продавцов. Конкуренция может быть ценовой или неценовой.
2. Конкуренция не является идеальной формой экономических отношений, но она позволяет: а) достигать равноправного положения продавцов и покупателей; б) эффективно выполнять цене координирующие функции; в) подчинять частнопредпринимательскую деятельность общественным интересам; г) формировать стимулы к совершенствованию ресурсов, производства, конечных товаров.
3. Основными типами конкуренции принято считать: чистую конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию, чистую монополию. Чистая конкуренция возникает тогда, когда многочисленные производители создают идентичную продукцию, и никто из них не в состоянии контролировать рыночную цену. При монополистической конкуренции
162 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА
многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары. При чистой монополии имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей.
4. Естественная монополия — это чистая монополия, существование которой признается обществом целесообразным. Государство регулирует деятельность естественных монополий через цены и другие параметры.
5. Крупное предприятие имеет как свои общественные плюсы, так и минусы. Государство должно контролировать рост предприятий, их слияния. Направлениями расширения предприятий могут быть горизонтальное, вертикальное, конгломеративное (диверсифицированное).
6. Государство разрабатывает критерии для оценки состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции, осуществляет мероприятия по пресечению недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности.