Конкуренция: сущность и основные черты. Недобросовестная конкуренция. Роль конкуренции в рыночной экономике.

Конкуренция - это состязательность, борьба между субъектами рыночной экономики за лучшие условия произ­водства и сбыта товаров и услуг.

Суть кон­куренции выражается пятью силами:

а) угрозой появления в отрасли новых производителей данного товара;

б) угрозой появления на рынке товаров-заменителей (субсти­тутов);

в) способностью поставщиков комплектующих изделий торго­ваться;

г) способностью торговаться покупателей товаров и услуг;

д) уровнем соперничества уже имеющихся в отрасли конку­рентов.

Выделяют следующие черты конкуренции:

- проявляет себя в системе производства технических и эко-их параметров продукции на стадиях проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления;

- явл. одной из главных составляющих рыночных отно­шений, определяя сущность всех элементов рынка - стоимости, цен, издержек, Р';

- определяет сущность системы методов ведения хоз-ва, хоз-ого механизма и хар-ра взаимоотношений между субъектами.

конку­рентоспособность - это способность субъектов экономики (в усло­виях состязательности) осуществлять дея-ть в рыночных ус­ловиях, получать Р', достаточную для научно-технического совер­шенствования производства и стимулирования работников.

Недобросове­стная конкуренция:

1. Распространение ложных или неточных сведений о конку­рентах.

2. Доведение до потребителя искаженной информации о това­ре и его качестве, свойствах.

3. Незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки.

4. Использование конкретных сравнений, порочащих товары конкурентов.

5. Самовольное получение, использование или разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной ин­формации, составляющей коммерческую или служебную тайну.

Роль конкуренции в рыночной экономике исключительно велика:

1. Конкуренция через законы стоимости, спроса и предложе­ния сопоставляет индивидуальные затраты с ОНЗТ.

2. Приспосаблив. объем и структуру произ-ва к объему и структуре общ-ого потребления.

3. Предопределяет распределение и перераспределение средств и ресурсов в экономике.

4. Конкуренция порождает:

а) приспособленческое поведение товаропроизводителей, свя­занное с модернизацией производства только потому, что этим за­нимается конкурент;

б) обеспечивающее поведение, которое стабилизирует поло­жение товаропроизводителя на рынке на длительную перспективу;

в) новаторское поведение, которое позволяет выйти на самый высокий уровень конкурентоспособности фирмы, получать Р' и сверхприбыль.

5. Конкуренция выполняет контролирующую функцию за ис­пользованием ресурсов для того, чтобы одни не обогащались за счет других, хотя это далеко не всегда удается.

6. Обеспечивает эко-ую свободу товаропроизводите­лям, воспитывает дух предприним-ва.

Но вместе с тем она ведет к расслоению товаропроизводите­лей, обогащая одних и разоряя других.

Выделяют различные уровни конкуренции - конкуренцию от­дельных фирм, конкуренцию отраслей, регионов, конкуренцию отдельных стран на мировых рынках.

Виды и формы конкуренции.

Существуют два основных критерия, по которым ус­танавливаются виды и формы конкуренции:

а) сфера конкурентной борьбы;

б) хар-р конкурентной борьбы.

С т.з. сферы конкурентной борьбы различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции,

Внутриотраслевая – это борьба между субъектами экономики внутри данной отрасли.

Результатом - установление единой среднеотраслевой цены на данный товар. Здесь индивидуальные из­держки нивелируются и формируются ОНЗТ как средние по отрасли.

Межотраслевая - это конкуренция между фирмами, пред­приятиями различных отраслей.

Результат - перелив капи­тала между отраслями и происходит процесс выравнивания различ­ных прибылей в единую среднюю Р' и превращение стоимости това­ра в цену производства.

Разработка этой проблемы - заслуга К. Маркса.

Закон средней прибыли действует как тенденция и бо­лее присущ ранним этапам развития рынка. На рынке на цену товара влияют множество факторов, поэтому одни получают большую Р, а другие - маленькую, третьи - вообще никакой.

С т.з. хар-ра конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конку­ренцию.

Совершенная конкуренция была хар-на для XIX века, а с конца XIX века имеет место главным образом несовершенная конку­ренция.

Свободная совершенная конкуренция ха­р-тся следующими чертами:

1. На рынке множество покупателей и продавцов, но ни одна из этих групп не может влиять на рыночные цены.

2. Для продажи предлагаются одинаковые стандартизирован­ные товары.

3. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о рын­ке.

4. Покупатели и продавцы могут свободно входить и выходить на рынок и из него. Нет барьеров для создания новых фирм.

5. Имеет место только ценовая конкуренция.

Если происходит нарушение этих признаков, это - несовершенная конкуренция.

Существует несколько видов несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия. Прямая противоположность свободной (совершенной, чистой) конкуренции). - это такое положение на рынке, когда отдельный про­изводитель занимает доминирующее положение в производстве и продаже товара.

Различают также естественную монополию. К ней относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электроэнергия, газ, водоснабжение, связь, коммуникации, транспорт).

Далее может возникнуть и гос-ная монопо­лия, т.е. гос-ные предприятия, подчиняющие судопроиз­водство, охрану порядка, оборону и т.д.

Кроме того, существует такая форма конкуренции, как монопсония, т.е. когда на рынке имеется один покупатель.

Основные черты чистой монополии:

а) единственный продавец (монополист);

б) уникальность реализуемого товара, не имеющего замените­лей (субститутов);

в) полный контроль над производством, сбытом и ценой дан­ного товара;

г) вход в отрасль чистой монополии заблокирован.

Если монополия влияет на цену, объем производства, то монопсония - на объем продаж.

2. Монополистическая конкуренция. Здесь на рынке име­ется множество фирм, но эта конкуренция отличается от свободной:

а) каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченное влияние на уровень рыночных цен;

б) продается дифференцированный товар - по качеству, упа­ковке, набору услуг, в том числе после продаж;

в) методами ведения конкурентной борьбы явл. как цена, так и качество товаров;

г) существует довольно легкая возможность вступления в от­расль.

3. Олигополия. Присуще:

а) на рынке господствует несколько фирм, которые продают крупные партии товаров;

б) продукция может быть как стандартизированной, так и диф­ференцированной;

в) имеет место значительное влияние на уровень цен;

г) сущ. практика лидерства в ценах,т.е. все фирмы в ценообразовании следуют за лидером, поскольку это намного вы­годней, чем вступать в конкурентную борьбу друг с другом;

д) поскольку на рынке несколько фирм, то существует воз­можность сговора между ними (тайного) по поводу политики к дру­гим фирмам, рабочим, рынкам и т.д.;

е) вход в отрасль значительно затруднен, существуют барьеры:

- относительно большие объемы производства;

- достижение экономии на масштабах производства и обеспечение низких издержек.

При анализе конкуренции важно найти метод, который бы легко мог определить ее хар-р, не прибегая к анализу черт, при­знаков каждой.

Таким методом явл. хар-р реакции цены на изменение спроса и предложения.

1) если производитель продает товаров столько сколько он хочет и может, а рыночная цена не меняется, то это - со­вершенная конкуренция, т.е. контроль над ценой лежит вне воз­можностей товаропроизводителя и он продает товар по существую­щей цене, которая имеет вид параллельной прямой.

Р спрос на продукцию данной фирмы

Конкуренция: сущность и основные черты. Недобросовестная конкуренция. Роль конкуренции в рыночной экономике. - student2.ru Q

2) если фирма увеличивает кол-во товаров на рынке и цена падает, то это - несовершенная конкуренция. В этом случае изменение величины спроса на продукцию фирмы имеет фор­му наклонной кривой.

Р спрос на продукцию данной фирмы

Конкуренция: сущность и основные черты. Недобросовестная конкуренция. Роль конкуренции в рыночной экономике. - student2.ru Q

При этом критерием несовершенной конкуренции явл. крутизна кривой.

→ на рынке совершенной конкуренции цена -заданная величина, а на рынке несовершенной конкуренции товаро­производитель стремится удержать цену при увеличении объемов производства.

Наши рекомендации