Валютное регулирование
Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.
На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы — это и есть девизнаяполитика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала.
Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования
Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.
По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.
Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.
Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.
Законом предусмотрено, что Центральный банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
2. Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке - это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Банк России высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. Напротив, при продаже ценных бумаг происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.
В настоящее время в практике проведения денежно-кредитной политики Банк России более широко трактует понятие операций на открытом рынке. Под ними он понимает фактически любые операции с кредитными организациями, связанные с регулированием ликвидности, инициатива проведения которых исходит от Банка России (а не от кредитных организаций).
Операции на открытом рынке Банк России проводит на нерегулярной основе, по мере возникновения потребностей в предоставлении.
Эти операции оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности банков и объем денежной массы. Периодичность и масштабы проведения операций определяются самим Банком России исходя из стоящих перед ним задач, поэтому данный инструмент отличается высокой гибкостью и оперативностью.
Операции на открытом рынке по покупке-продаже ценных бумаг подразделяются на операции окончательной купли-продажи (купля или продажа государственных ценных бумаг, облигаций Банка России (ОБР) и иностранной валюты) и операции с обратным выкупом (сделки РЕПО). Сделка РЕПО состоит из двух частей: в первой ее части одна сторона продает ценные бумаги другой стороне и одновременно берет на себя обязательства выкупить их в определенный срок (либо по требованию второй стороны), во второй части происходит обратная покупка ценных бумаг по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами и представляет тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств). Юридически договор между участниками сделки РЕПО является особым видом договора купли-продажи, в котором стороны поочередно являются продавцами и покупателями. По экономическому содержанию операции РЕПО представляют собой, по сути дела, кредит под залог ценных бумаг.
Преимущества РЕПО по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются в том, что они, во-первых, обеспечивают банковскую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого нет необходимости вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу; во-вторых, ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей денежно-кредитной политики.
Сделки РЕПО в настоящее время широко используются Банком России в качестве одного из инструментов поддержания ликвидности кредитных организаций. Банк России осуществляет сделки прямого РЕПО в рамках лимита операций Банка России по сделкам прямого РЕПО с учетом минимальной ставки РЕПО, установленной Советом директоров Банка России, предоставление денежных средств кредитным организациям возможно на срок от 1 до 90 дней.
Банк России осуществляет сделки прямого РЕПО только с кредитными организациями - дилерами, заключившими с Банком России соглашение о проведении операций прямого РЕПО как от своего имени и за свой счет, так и от своего имени за счет и по поручению кредитных организаций - инвесторов, а также дополнительное соглашение к договору корреспондентского счета о предоставлении Банку России права на списание штрафа и (или) суммы остаточных обязательств с корреспондентского счета, открытого в подразделении расчетной сети Банка России, без распоряжения дилера на основании инкассового поручения. Соглашение заключается по предложенной Банком России (территориальным учреждением Банка России) стандартной форме на срок по 20 апреля каждого календарного года.
Сделки прямого РЕПО могут заключаться следующими способами:
■ аукцион заявок на заключение сделок прямого РЕПО (аукцион прямого РЕПО);
■ торги по заключению сделок прямого РЕПО на условиях фиксированной ставки РЕПО, устанавливаемой Банком России;
■ торги по заключению сделок прямого РЕПО на условиях рыночных ставок, не ниже минимальной ставки РЕПО.
Вопросы к семинару:
1. Политика изменения учётной ставки
2. Нормы обязательных резервов
3. Политика «дорогих» и «дешёвых» денег
4. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования