Валютное регулирование и валютный контроль

В рамках национальной денежной системы формируется национальная валютная система, регламентирующая порядок расчетов с другими государствами. Национальная валютная система – это форма организации валютных отношений государства, определяемая национальным законодательством. Ее типовые составляющие:

· национальная денежная единица;

· официальные золотовалютные резервы;

· валютный паритет и механизм формирования валютного курса;

· условия конвертируемости (обратимости) валюты;

· наличие или отсутствие валютных ограничений;

· порядок внешнеторговых расчетов страны;

· режим национального валютного рынка и рынка золота;

· статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны;

· связи с международной валютной системой в рамках межгосударственных соглашений [20, c. 617].

Валютная политика – совокупность мер государственного воздействия на сферу валютных отношений в целях обеспечения стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества Республики Беларусь.

Основными направлениями валютной политики являются:

· укрепление национальной валюты;

· повышение платежеспособности и кредитоспособности страны;

· повышение инвестиционной привлекательности страны и привлечение на выгодных условиях иностранных инвестиций;

· контроль за перемещением и противодействие незаконному вывозу за границу капитала;

· совершенствование валютного законодательства.

Реализация валютной политики осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютное регулирование – деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.

Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основные направления валютного контроля:

· определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

· обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

· предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

· проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

· анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля.

Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции.

Комитет государственного контроля как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей.

В соответствии с законом Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, относят к текущим валютным операциям, либо к валютным операциям, связанным с движением капитала.

Резиденты – физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь.

Нерезиденты – иностранные граждане, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь.

Расчеты между резидентами и нерезидентами по всем сделкам, предусматривающим экспорт либо импорт, независимо от срока осуществления таких расчетов, относятся к текущим валютным операциям, что позволяет все внешнеторговые операции, связанные с экспортом и импортом, проводить в свободном режиме без необходимости получения разрешений.

Валютные операции, связанные с предоставлением и получением кредитов и займов вне зависимости от срока их осуществления, отнесены к операциям капитального характера, и в случае, если операции связаны с оттоком капитала, необходимо получение разрешения для их проведения.

Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» определено, что поступление денежных средств от экспорта товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется только на счета экспортеров. При импорте расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются только со счетов импортеров.

Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:

· при экспорте – не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

· при импорте – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

При экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:

· поступления денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги согласно внешнеторговому договору;

· получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером (банком) и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;

· возврата переданных по внешнеторговому договору резидентами товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);

· поступления денежных средств (за вычетом дисконта) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией);

· неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком.

При импорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:

· получения товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг и платы за них согласно внешнеторговому договору;

· получения страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска, заключенного между импортером и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;

· получения денежных средств по банковской гарантии;

· возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги;

· неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком;

По каждому внешнеторговому договору стоимость товаров (работ, услуг) по которому составляет 3000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг нерезиденту либо проведения платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера).

Регистрация сделки осуществляется банком, обслуживающим счет экспортера (импортера), по заявительному принципу в день представления экспортером (импортером) документов, посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора, либо отдельно подписанного приложения к внешнеторговому договору путем проставления на таком документе (документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка.

Таможенное оформление товаров по внешнеторговым договорам производится только при наличии регистрационного номера сделки.

Резиденты при исполнении внешнеторговых договоров, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, обязаны в порядке и случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, представить статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в центр статистического декларирования или в пункт таможенного оформления для регистрации.

Статистическая декларация – декларация установленной формы, которая оформляется экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более, регистрируется должностными лицами таможенных органов и является документом валютного контроля внешнеторговых операций.

В соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны:

· не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления на их счета денежных средств, поступивших от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, представить банку документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля;

· по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством их таможенное оформление не производится, представить для регистрации таможенным органом статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию;

· перерегистрировать сделку при реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера);

· указать в таможенной декларации, а в случае, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление не производится, – в статистической либо периодической статистической декларации регистрационный номер сделки;

· представить по требованию государственных органов и банков, уполномоченных согласно законодательству осуществлять контроль за проведением внешнеторговых операций, запрашиваемые в соответствии с их полномочиями документы в установленные ими сроки;

· получить разрешение Национального банка (его главного управления по области) на продление срока завершения внешнеторговой операции с последующим уведомлением Национального банка в порядке, установленном Национальным банком, о завершении данной внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором либо фактический срок поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный законодательством.

· В случае если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, резидент обязан получить разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции:

· главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка:

· при экспорте – если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок более чем на 90 календарных дней;

· при импорте – если срок, исчисляемый с даты проведения платежа превышает установленный законодательством срок более чем на 60 календарных дней;

· главного управления Национального банка по области в зависимости от места нахождения резидента (его структурного подразделения):

· при экспорте – если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок не более чем на 90 календарных дней;

· при импорте – если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок не более чем на 60 календарных дней.

В случае, если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, резидент обязан получить разрешение в течение 10 рабочих дней с даты начала внешнеторговой операции.

В выдаваемом разрешении устанавливается дата, не позднее которой резидент обязан обеспечить завершение внешнеторговой операции.

Если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством срока ее завершения, резидент обязан получить в главном управлении валютного регулирования и валютного контроля (главном управлении Национального банка по области) разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции до истечения, установленного законодательством срока завершения этой операции.

Для получения разрешения или внесения изменений и (или) дополнений в ранее выданное разрешение резидент представляет в главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) следующие документы:

1. Письменное заявление произвольной формы, содержащее:

· описание внешнеторговой операции (со ссылкой на прилагаемые к заявлению документы);

· сумму внешнеторговой операции;

· запрашиваемый срок завершения внешнеторговой операции с указанием конкретной даты ее завершения;

· обоснование продления завершения внешнеторговой операции, по которой испрашивается получение разрешения.

В заявлении, подписанном руководителем юридического лица (уполномоченным им лицом) или индивидуальным предпринимателем, в обязательном порядке указываются местонахождение юридического лица или индивидуального предпринимателя, контактные телефоны.

2. Копия документа, посредством которого оформлена внешнеторговая операция.

3. Информация от контрагента по сделке, письменно подтверждающего невозможность исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством, либо письменное уведомление резидента о невозможности исполнения контрагентом по сделке договорных обязательств (при ее наличии).

4. Копии документов (переписка, принятые решения, исполнительные листы) судебных органов об исполнении контрагентом по сделке обязательства (при их наличии).

5. Копия разрешения, выданного главным управлением Национального банка по области (при его наличии).

6. Ходатайство республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (представляется для продления срока завершения внешнеторговой операции, если необходимость представления такого ходатайства определяется главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Национального банка по области).

7. Письменное заявление с обоснованием необходимости внесения изменений и (или) дополнений в разрешение.

8. Копии документов (при их наличии), обосновывающих необходимость внесения изменений и (или) дополнений в разрешение.

Резидент вправе представить также иные документы, не определенные в перечне документов.

Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) вправе запросить у резидента дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения и контроля за исполнением сроков.

Верность копий представляемых в главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) документов должна быть засвидетельствована подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченными им лицами и печатью. Ответственность за достоверность представленных документов и (или) их копий несет заявитель.

Выдача разрешения либо письменного отказа в выдаче разрешения с указанием причин, осуществляется в течение 15 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов.

В случае если резидент обратился с заявлением о повторном продлении срока завершения внешнеторговой операции, рассматривается вопрос о выдаче нового разрешения.

В случае утраты разрешения по письменному обращению в главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) в течение 10 календарных дней выдается дубликат данного разрешения.

До выдачи дубликата действие разрешения не приостанавливается.

Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) вправе отказать резиденту в выдаче разрешения в случае:

· представления заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставления заявителем документов, необходимых для получения разрешения;

· если на дату подачи заявления внешнеторговая операция фактически реализована и обязательства по ней прекращены;

· если на дату подачи заявления превышен срок завершения внешнеторговой операции, установленный законодательством либо ранее выданным разрешением.

Резидент в срок не позднее 30 календарных дней со дня завершения в полном объеме внешнеторговой операции, на которую было выдано разрешение, направляет в главное управление валютного регулирования и валютного контроля сведения о завершении внешнеторговой операции.

Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2009 г. № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» Национальному банку предоставлено право устанавливать размер обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, а также регулировать отдельные текущие валютные операции с целью ограничения нелегального оттока валютных средств из страны. Национальным банком установлен размер обязательной продажи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами Республики Беларусь в размере 30% экспортной выручки в иностранной валюте.

Обязательная продажа иностранной валюты осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на их счета.

В ходе осуществления внешнеэкономической деятельности у белорусских субъектов хозяйствования возникает необходимость покупки и продажи иностранной валюты, совершения конверсионных операций на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.

Конверсия иностранной валюты – обмен банками одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам.

Валютно-обменные операции на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь осуществляются только через банки.

Внутренний валютный рынок Республики Беларусь состоит из биржевого и внебиржевого валютных рынков.

Биржевой валютный рынок – часть внутреннего валютного рынка, на котором валютно-обменные операции совершаются банками на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Внебиржевой валютный рынок – часть внутреннего валютного рынка, на которой валютно-обменные операции совершаются между банками, банками и субъектами валютных операций.

Резидент вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь только для проведения тех валютных операций, которые разрешены белорусским законодательством, к ним относятся:

· осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки;

· оплата расходов, связанных с поездками за пределы Республики Беларусь в служебные командировки за границу, в том числе на обучение, а также на стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации работников. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является приказ (постановление, распоряжение) о направлении в служебную командировку за границу.

· осуществление расчетов по сделкам, заключенным с нерезидентом, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг). Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки;

· уплата налогов, сборов, пошлин, иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, если возможность уплаты их только в иностранной валюте предусмотрена законодательством Республики Беларусь. Для приобретения иностранной валюты по данным валютным операциям документами, являющимися основанием для покупки иностранной валюты, являются акты законодательства Республики Беларусь;

· оплата страхового взноса, осуществление расчетов по договорам страхования, перестрахования между субъектами валютных операций – резидентами. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение между субъектами валютных операций – резидентами соответствующей гражданско-правовой сделки, либо счет-фактура на оплату страхового взноса;

· осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим получение от нерезидентов кредитов и (или) займов в иностранной валюте. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки;

· другие валютные операции при наличии разрешения Национального банка на покупку иностранной валюты.

Покупка иностранной валюты осуществляется резидентом только через исполняющий банк, т.е. банк в котором открыт специальный счет резидента для хранения купленной на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь иностранной валюты либо иной счет, с которого осуществляются операции по банковскому переводу с покупкой, продажей, конверсией.

При покупке иностранной валюты резидент представляет в исполняющий банк заявку на покупку в двух экземплярах, а также копии документов, подтверждающих основание для покупки иностранной валюты

Заявка на покупку имеет произвольную форму, при этом ее обязательными реквизитами являются:

· наименование субъекта валютных операций – резидента;

· сумма покупки в иностранной валюте и (или) сумма белорусских рублей, направляемых на покупку иностранной валюты;

· целевое направление покупаемой иностранной валюты (указываются цель приобретения иностранной валюты, наименование и реквизиты документа, являющегося основанием для покупки иностранной валюты);

· номер счета в белорусских рублях, с которого проводятся расчеты по проводимой валютно-обменной операции, а также наименование и код банка, в котором данный счет открыт;

· номер специального счета субъекта валютных операций – резидента, наименование и код банка, в котором данный счет открыт;

· для валютно-обменных операций на биржевом валютном рынке – согласие на покупку иностранной валюты по биржевому курсу на день соответствующих торгов либо желаемый курс покупки;

· для валютно-обменных операций на внебиржевом валютном рынке – курс покупки;

· номер счета в белорусских рублях, на который будет осуществляться зачисление белорусских рублей после проведения обратной продажи, а также наименование и код банка, в котором данный счет открыт;

· подписи и расшифровка подписей индивидуального предпринимателя, должностных лиц субъекта валютных операций – резидента либо одного должностного лица, имеющих право распоряжаться специальным счетом, заверенные печатью субъекта валютных операций – резидента (для индивидуальных предпринимателей при отсутствии печати печать не ставится);

· при покупке иностранной валюты для расчетов с нерезидентами по договорам, предусматривающим импорт товаров, указываются название товара и первые четыре цифры кода товара согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

Зачисленная на специальный счет иностранная валюта (в том числе в случае возврата иностранной валюты, ранее перечисленной со специального счета) должна быть использована субъектом валютных операций – резидентом в течение 7 рабочих дней начиная со дня, следующего за днем ее зачисления на специальный счет.

Срок хранения иностранной валюты на специальном счете может быть увеличен до 30 рабочих дней (включительно) по разрешению главного управления Национального банка по области.

В случае неиспользования приобретенной иностранной валюты до истечения установленных сроков ее хранения на специальном счете резидент обязан провести продажу данной иностранной валюты (обратную продажу) исполняющему банку на биржевом или на внебиржевом валютном рынке.

Продажа (конверсия) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь осуществляется субъектом валютных операций – резидентом по необходимости, определяемой им непосредственно, за исключением осуществления обязательной продажи иностранной валюты.

Продажа (конверсия) иностранной валюты осуществляется субъектом валютных операций – резидентом через банк, в котором открыт счет в иностранной валюте, с которого проводится продажа (конверсия) иностранной валюты.

При продаже (конверсии) иностранной валюты резидент представляет в банк заявку на продажу (конверсию) иностранной валюты в двух экземплярах.

Заявка на продажу (конверсию) имеет произвольную форму, обязательными реквизитами которой являются:

· наименование субъекта валютных операций – резидента;

· сумма продажи (конверсии), выраженная в иностранной валюте, подлежащей продаже (конверсии);

· номер счета в иностранной валюте, с которого проводятся расчеты по проводимой валютно-обменной операции, а также наименование и код банка, в котором данный счет открыт;

· номер счета в белорусских рублях (иностранной валюте), на который зачисляются белорусские рубли (иностранная валюта) после продажи (конверсии) иностранной валюты, а также наименование и код банка, в котором данный счет открыт;

· для валютно-обменных операций на биржевом валютном рынке указывается согласие на продажу (конверсию) иностранной валюты по биржевому курсу на день соответствующих торгов либо желаемый курс продажи (конверсии);

· для валютно-обменных операций на внебиржевом валютном рынке указывается курс продажи (конверсии);

· подписи и расшифровка подписей индивидуального предпринимателя, должностных лиц субъекта валютных операций – резидента либо одного должностного лица, имеющих право распоряжаться счетом, с которого проводятся расчеты по проводимой валютно-обменной операции, заверенные печатью резидента (у индивидуального предпринимателя при отсутствии печати печать не ставится).

Субъекты хозяйственной деятельности несут ответственность за нарушение валютного законодательства и порядка проведения внешнеторговых операций.

Необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) по импорту – влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до двух процентов от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.

Отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, регистрационного номера сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации в установленных законодательством Республики Беларусь случаях – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов суммы средств, использованной не по целевому назначению.

Несвоевременная обязательная продажа иностранной валюты – влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере до одного процента от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств. Необоснованное занижение суммы валютных средств, подлежащих обязательной продаже, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере необоснованно заниженных валютных средств.

Нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов суммы средств, использованной не по целевому назначению.

Наши рекомендации