Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Суть теории - торговля выгодна каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.

Теория сравнительных преимуществ использует понятие альтернативной цены (рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара).

Из этого следует, что специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна, даже если нет абсолютных преимуществ.

Рассмотрим в качестве примера 2 страны, которые производят 2 товара.

Таблица 6

Временные затраты на производство единицы товара
  Сыр Вино
Франция
Испания

В данном случае Франция обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров. В рамках теории абсолютных преимуществ А. Смита торговля между странами не принесет выгоды. Однако, с точки зрения теории сравнительных преимуществ

Д. Рикардо, торговля приведет к взаимной выгоде обеих стран. Рассчитаем альтернативные цены производства каждого из товаров в каждой стране:

Таблица 7

Альтернативная цена производства единицы товара
  Сыр (в ед. Вина) Вино (в ед. Сыра)
Франция 2 / 1 1 / 2
Испания 4 / 3 3 / 4

В данном случае одна единица сыра (например, килограмм) во Франции стоит 2 единицы вина (2 бутылки), а в Испании единица сыра стоит дешевле ( единицы вина). В то же время единица вина в Испании стоит единицы сыра, что дороже чем во Франции. Таким образом, если Франция будет производить вино для Испании, а Испания - сыр для Франции, то обе страны выиграют трудовые ресурсы. На каждой закупленной единице сыра Франция будет экономить единицы вина, а Испания единицы сыра на каждой закупленной единице вина.

Теория сравнительных преимуществ справедлива для любого количества стран и любого количества товаров. Она по-прежнему, несмотря на уточнения и дополнения и прочие теории международной торговли, является преобладающей концепцией, ясно доказывающей существование выигрыша от мировой торговли для всех участвую­щих в ней стран.

Сторонники либеральной модели международной торговли, заявляют протекционизм вреден для национальной экономики, поскольку уничтожает конкуренцию, ограничивает возможности потребителей удовлетворять свои потребности, приводит к росту цен.

Protectionism от лат. Protectio - покровительство, защита) - экономическая политика государства противоположная политике "свободной торговли" и направленная:

· на защиту от иностранной конкуренции имеющих стратегическое значение отраслей отечественной экономики;

· на временную защиту относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики;

· на расширение внешнего рынка;

· как ответная мера при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.

Протекционизм как вид политики состоит в том, что государство ограничивает торговлю с другими государствами, применяя систему мер:

1) Вводятся тарифы - налоги на ввозимые из-за рубежа (импортные) товары. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отдадут предпочтение.

2) Устанавливаются ограничения на количества импортируемых товаров определенного наименования и вида - квоты. Подобно тарифам, квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке.

3) Применяются экспортные субсидии, то есть выплаты, позволяющие им продавать свою продукцию за рубежом по более низким, так называемым демпинговым, ценам.

Влияние государства на внешнеэкономические отношения может быть через:

· воздействие на цены (ценовые скидки и надбавки за экспорт и импорт)

· контроль объема потока товаров (введение или снятие ограничений на экспорт и импорт)

· регулирование обменного курса и т.д

Таможенный протекционизм(Customs protectionism от лат.Protectio - прикрытие) - таможенная политика, предусматривающая установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров.

Таможенный протекционизм применяется с целью защиты отечественных отраслей промышленности от конкуренции с иностранными производителями.

Огульный протекционизм(Unfounded protectionism) - единовременная мера таможенно-тарифного регулирования проявляется в сплошном повышении ставок ввозных таможенных пошлин по всем статьям таможенного тарифа, а также во взимании таможенных платежей в твердой, свободно конвертируемой валюте по официально заниженному курсу или в золотом эквиваленте номинальной стоимости национальной валюты.

Противники либеральной модели исходят из реальной жизни, где принципы свободной конкуренции, являются исключением, чем правилом.

Господствующая на мировом рынке олигополистическая конкуренция по своей структуре близка к монополии (тайный сговор, лидерство в ценах).

Практика ведения бизнеса транснациональными корпорациями существенно нарушает принцип чистой и совершенной конкуренции, а их антиконкурентные действия не подпадают под национальные законодательства, которые ограничивают монополию Цены, устанавливаются ТНК, не отражают в каждом конкретном случае ни издержек производства, ни равновесия рынка.

С другой, стороны партнеры в международной торговле зачастую существенно отличаются между собой и находятся в неравном положении:

· по уровню экономического развития

· по степени зависимости от внешней торговли

· по степени возможности влиять на обмен, в частности на цены

Без защиты национального производителя от иностранной конкуренции, трудно добиться экономического роста путем свободного обмена, ни одна страна мира не отказалась от протекционистской политики и в той или иной степени принимает меры регулирования торговли.

При выборе форм и методов регулирования обмена нужно иметь в виду, что оценка и выбор торговой политики является вопросом не только экономическим, но и социальным. Таким образом, в современном мировом хозяйстве общая линия на либерализацию международной торговли во многих случаях сочетается с мерами протекционистского характера.

Материал взят с сайта http://news.zancor.ru

4. Таможенная пошлина

Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием ввоза или вывоза товара и обеспечивается мерами государственного принуждения

Таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Т.е. таможенные пошлины - разновидность налогов косвенных, которыми облагаются товары, ценности и имущество, провозимые через таможенную границу определенной территории, и которые взимаются таможней соответствующей страны по ставкам, установленным для данной территории таможенным тарифом.

Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ "О таможенном тарифе" Российской Федерации и зависят от вида товара, страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается ТК РФ. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу.

Вопросы к семинару:

1. Причины ограничений в международной торговле

2. Государственная политика в области международной торговли

3. Классификация таможенных пошлин

4. Функции таможенных пошлин

Наши рекомендации