Малое предпринимательство
· определяется как экономически, так и юридически(малый бизнес - предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 24.07.2007 N 209-ФЗ "О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятый в целях реализации государственной политики по формированию конкурентной среды в экономике России, обеспечению занятости и развитию самозанятости населения, Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (далее - Закон) определил категории субъектов малого и среднего предпринимательства и установил основные формы их поддержки. Закон вступает в силу с 1 января 2008 года за исключением некоторых норм, о чем будет сказано отдельно, а Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о малом предпринимательстве) с 1 января 2008 утрачивает силу.
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства при соблюдении определенных требований к составу активов указанных организаций и предпринимателей, численности их работников и размеру выручки от реализации товаров, работ или услуг.
В уставном или складочном капитале либо паевом фонде субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия других юридических лиц (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в капитале малого или среднего предприятия также не должна превышать двадцати пяти процентов. Аналогичные требования к уставному капиталу малого предприятия установлены и действующим в настоящее время Законом о малом предпринимательстве.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятийне должна превышать ста человек, а для "микропредприятий", выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать пятнадцати человек. Средняя численность работников средних предприятий за предшествующий календарный год должна составлять от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно (подп. 1, 2 п. 1 ст. 4; здесь и далее указываются статьи, пункты и подпункты Закона).
Выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов малых и средних предприятий за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством РФ. С 1 января 2010 года вступят в силу нормы Закона, в соответствии с которыми предельные значения выручки от реализации товаров, работ или услуг, и балансовой стоимости активов должны устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 5).
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием - численности работников либо размера выручки от реализации товаров, работ или услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим (п. п. 3, 4 ст. 4).
Действующий Закон о малом предпринимательстве устанавливает предельную численность работников малых предприятий, для различных отраслей экономики, от 30 (розничная торговля и бытовое обслуживание населения) до 100 (промышленность, строительство, транспорт) человек. Закон о малом предпринимательстве не устанавливает требований к размеру выручки малого предприятия. Сфера развития среднего предпринимательства в настоящее время не регулируется.
Функции Малого предпринимательства
1.Экономические функции:
-Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
-Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
-Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей).По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем круп-ные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн GeneralElectric связан более чем с 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него. Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл.
-Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсов.
-Обеспечивает рост налоговых поступлений.
2.Социальные функции:
-Обеспечивает рост занятости.
-Снижает социальную напряженность.
-Стабилизирует уровень доходов населения.
Сильные и слабые стороны малого предпринимательства
Таблица
Сильные стороны | Слабые стороны |
Гибкость.(Они быстро реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, способны часто обновляться. Малые предприятия постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам на продукцию, низким издержкам производства. Они действуют в тех областях, где нет необходимости создавать массовое производство с большими затратами, и не служат помехой большому бизнесу. Малое предпринимательство традиционно поддерживает государство, используя льготное налогообложение и антимонопольное законодательство. | Высокорискованный характер. Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года. -Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление |
Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом | Интуитивный характер и неспециализированное управление. |
Использование незанятых ресурсов на неформальных рынках | Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам |
Зависимость от поддержки крупных фирм и государства. (большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков.) | Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР |