Личные неимущественные права авторов произведения литературы, науки, искусства

Личные неимущественные права - это права автора интеллектуальной собственности (ст. 1228 ГК). Они возникают на результаты интеллектуальной деятельности только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Отличительная особенность – не имеют экономического содержания и не подлежат отчуждению и охраняются бессрочно.

1) Автору результата интеллектуальной деятельности всегда принадлежит право авторства на соответствующий результат. Оно представляет собой возможность автора требовать признания того, что именно он является автором соответствующего результата интеллектуальной деятельности.

Автор - это субъект, с которым связаны личные неимущественные права, входящие в интеллектуальные права.

Право авторства характеризуется следующими чертами:

а) неотделимо от личности автора: оно принадлежит только создателю произведения, является неотчуждаемым, от права авторства нельзя отказаться;

б) абсолютно, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного права;

в) действует в течение всей жизни автора. После смерти автора авторство признается и охраняется законом бессрочно, но уже не в качестве субъективного права (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и охране;

г) определяющее значение для других прав автора, поскольку все остальные авторские права производны от него.

Возможны следующие комбинации принадлежности интеллектуальных прав:

1) один только автор, которому принадлежат личные неимущественные права и исключительное право на интеллектуальную собственность,

2) автор, которому принадлежат личные неимущественные права, а также третьи лица, которым принадлежат исключительные права,

3) только третьи лица, которым принадлежат исключительные права (ввиду того, что автор умер, неизвестен или же автора никогда не было). Отдельные виды интеллектуальной собственности могут не иметь автора, и в отношении их, соответственно, отсутствуют личные неимущественные права.

2) Другие личные неимущественные права – предусматриваются законом в отношении каждого результата отдельно. Данные права охраняются не бессрочно, а в течение жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Автору произведения принадлежат:

1) право автора на имя предоставляет автору

a. возможность использовать или разрешать использовать произведение

i. под своим подлинным именем,

ii. под условным именем (псевдонимом (вымышленное имя), который издатель не вправе раскрывать без согласия автора)

iii. без обозначения имени (анонимно).

Избирая один из этих способов обозначения своего авторства, автор реализует право на имя. Если произведение используется под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), лица, которым известно подлинное имя автора (в их число входит пользователь, заключивший с автором авторский договор), не вправе без согласия автора раскрывать его личность.

b. требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения.

c. возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими произведение.

2) право на неприкосновенность произведения - не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (п. 1 ст. 1266 ГК). Закон предусматривает отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его неприкосновенность:

a. допускается цитирование отрывков из произведения в научных, полемических и информационных целях (п. 1 ст. 1274 ГК).

b. допускается создание другими лицами соответствующих пародий и стилизаций (п. 3 ст. 1274 ГК),

c. допускается критиковать и комментировать произведение.

3) право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК) - обеспечение доступа к произведению любых третьих лиц. При этом автор

a. сам определяет, готово ли его произведение для доведения до неопределенного круга лиц.

b. вопрос о времени, месте и способе обнародования. Например, автор литературного произведения может обнародовать его путем опубликования, публичного исполнения, передачи в эфир и т.п.

Данное право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора, так обнародовать произведение, т.е. сделать его впервые доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо другое право автора, например право на опубликование, на публичный показ, на передачу в эфир и т.п.

Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано частично. Обнародование элементов содержания произведения – темы, сюжета произведения, его аннотации не является обнародованием самого произведения. Произведение считается обнародованным, если действия по обеспечению доступа к произведению широкого круга лиц осуществлены с согласия автора или самим автором и по его воле. Право на обнародование предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения путем использования своего права на отзыв. Право на обнародование способно переходить к другим лицам.

4) право на отзыв произведения (ст. 1269 ГК). Закон предоставляет автору возможность

a. отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения,

b. если произведение уже было обнародовано, он может публично оповестить об отзыве произведения.

В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора.

Право на отзыв не действует по отношению к программам для ЭВМ, служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (ст. 1240 ГК).

5) право на опубликование, хотя закон о нем специально и не упоминает. Под правом на опубликование понимается признаваемая за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения, предназначенных для чтения или ознакомления путем зрительского восприятия в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Билет 22

Наши рекомендации