Изменения внешнеэкономических условий и трендов социально-экономического развития
Важнейшие социально-экономические изменения, произошедшие в стране за последнее время:
§ Особенностью современного этапа социально-экономического развития становится широкое применение информационных технологий как в экономической и социальной сферах жизни, так и в системе управления; на государственном уровне происходит формирование новой модели роста с новыми приоритетами, новыми вызовами и подходами к решению проблем социально-экономического развития.
§ Внедрение современных кластерных подходов в планировании развития экономического потенциала, а также отсутствие общих подходов к кластерной политике. Одним из ключевых механизмов в достижении Россией высоких темпов экономического роста становится кластерная политика. Кластерное развитие предусмотрено в рамках совершенствования промышленной политики РФ. Поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 № ДМ-П8-5060 был утвержден перечень инновационных территориальных кластеров, в состав которого вошел кластер, формируемый на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области – «Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий».
§ Внедрение современных механизмов государственно-частного партнерства как одного из ключевых механизмов реализации проектов, ориентированных на повышение качества жизни населения, в том числе в сферах здравоохранения, комплексного жилищного строительства, развитии инфраструктуры транспортного комплекса.
§ В условиях вхождения России в ВТО и международных санкций формирование условий для поддержания наметившегося экономического роста в РФ диктует новые условия: усиление международной конкуренции, что осложняется постоянными изменениями внешних и внутренних условий развития экономики страны.
§ Практика внедрения инновационных подходов в экономике показала, что в нашей стране недостаточно просто создания площадок, программа создания технопарков в России не оправдала ожиданий, так как спрос на продукцию малых инновационных фирм со стороны крупного бизнеса оказался очень низким, что обусловлено, в первую очередь, ориентацией крупного бизнеса на рост оборота, а реализация долгоокупаемых проектов в условиях кризиса и неустойчивого развития экономики рискованна. Отсутствие спроса на инновации со стороны крупного бизнеса требует поиска новых путей стимулирования повышения инновационной составляющей экономики с коммерциализацией инновационных разработок.
§ В условиях современных требований к уровню социальных услуг и производственного процесса сохраняются кадровые проблемы как по качеству трудовых ресурсов так и по их количеству.
§ Пространственное развитие муниципальных районов Ленинградской области, граничащих с Санкт-Петербургом, происходит преимущественно экстенсивными способами, что отражается, в первую очередь, на нарастании инфраструктурных и экологических ограничений. Ориентация на жителей Санкт-Петербурга и активизация развития приграничных с Санкт-Петербургом муниципальных районов генерирует ряд проблем их дальнейшего развития, в первую очередь связанных с неконтролируемым жилищным строительством, размывающим границы между двумя субъектами и создающим высокую нагрузку на инженерную, социальную инфраструктуры и сервисы. Высокие темпы строительства значительно превосходят темпы развития инфраструктуры, что приводит к наращиванию дефицита в площадках, обеспеченных необходимой инфраструктурой для размещения новых производств.
§ Сохранение проблем инфраструктурного обеспечения развития, особенно для сельской местности, характеризующееся высоким уровнем износа инженерных коммуникаций, жилого фонда, социальных объектов, дорожной инфраструктуры,
§ Изменение федерального законодательства в сфере местного самоуправления, в том числе бюджетных отношений. За последние 5 лет структура собственных доходов бюджета изменилась в связи с изменениями в федеральном и областном законодательстве: рост поступлений по налогу на доходы физических лиц связан с увеличением норматива отчислений налога на доходы физических лиц взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов. На муниципальный уровень были переданы нормативы отчислений по налогу на имущество организаций и налогу на совокупный доход, отмененные с 2014 года. Данный фактор играет важную роль в формировании устойчивой экономической базы, возможности самообеспечения территории финансовыми ресурсами, что отражается в бюджетном планировании.
§ Государственная политика в сфере социально-экономического развития, реализация федеральных и региональных целевых программ, государственных программ в приоритетных сферах экономики и социального развития (в том числе государственные программы в социальных сферах, кластерная политика и др.).
§ Влияние механизмов развития глобализации и рыночной экономики также отражаются на общих тенденциях и уровне развития всех сфер социально-экономического развития Гатчинского муниципального района, в том числе: развитие кризисных явлений в экономической сфере, международные санкции, динамика потребительского спроса и другие факторы.