Оценка эффективности социально- экономических и экологических последствий от реализации Программы социально-экономического развития ГО «город» Якутск на 2013-2017 годы.

Выполнение Программы социально-экономического развития ГО «город Якутск» на 2013-2017 годы существенно изменит социально-экономическое состояние города, количественные и качественные параметры его развития.

При реализации интенсивного сценария развития объем отгруженных товаров собственного производства и выполненных услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности увеличится по сравнению с 2012 годом в 1,44 раза. Опережающими темпами (163,1%) будут развиваться обрабатывающие производства. Их доля в общем объеме производства возрастет с 11,9% до 14,4%. Ускоренными темпами также будут развиваться ровничный товарооборот (171%) и платные услуги населению (167%). В 1,2 раза увеличится количество малых предприятий и в 1,45 раза вырастет среднесписочная численность работников на них. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования возрастут в 1,47 раза, в том числе за счет средств предприятий и организаций в 1,68 раза. На 10% к 2017 году возрастет ежегодный ввод в действие основных фондов, а в обрабатывающих производствах ввод увеличится в 1,6 раза. Не менее 30% предприятий и организаций города будут реализовывать инновационные проекты и заниматься инновационной деятельностью, а количество новых рабочих мест на инновационных предприятиях и производствах составит не менее 3000 единиц. Новые продукты и технологии обеспечат к 2017 году снижение удельного потребления энергии в городском хозяйстве не менее чем на 30 процентов по сравнению с 2012 годом.

На новый качественный уровень выйдет развитие человеческого капитала и социальной сферы. При увеличении общей численности населения в 2017 году до 316,7 тысяч человек, естественный прирост населения составит 13 человек на 1000 населения.

Среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций в 2017 году увеличится по сравнению с 2012 годом на 52,9% и составит 58 458 рублей, пенсии возрастут на 51,6 % и составят 18 870 рублей. Общий уровень безработицы снизится с 5,37% до практически «фонового» значения в 2%. Наиболее существенным (с 35% до 5%) станет снижение безработицы среди молодежи.

В 2017 году в 2,25 раза увеличится ввод в действие жилых домов, а обеспеченность жильем на 1-го жителя составит не менее 19,5 кв.м., что практически соответствует среднереспубликанскому уровню. Будет решена задача обеспечения населения детскими садами и общеобразовательными учреждениями. Численность детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях снизится со 150 до 145 человек. Наличие мест в общеобразовательных учреждениях будет в полной мере соответствовать приросту населения.

В 2017 году будет обеспечена полная (100%) диспансеризация населения. Численность врачей всех специальностей и средних медицинских работников на 10 000 человек населения достигнет соответственно 107 и 175 человек, а мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений составит 250 посещений в смену. Улучшению здоровья населения, здоровому образу жизни будет способствовать достижение 40%-го уровня удельного веса населения, регулярно занимающихся физкультурой и спортом к общей численности населения.

Наибольший эффект от строительства новых учреждений социальной сферы будет получен в дошкольном образовании. В результате строительства 17 детских садов будет реализован 100%-ый охват детей услугами дошкольного образования, очередь на получение мест в детских садах сохраниться только в части детей от 0 до 3 лет. Строительство новых зданий школ взамен старых, приспособленных зданий позволит улучшить качество образовательных услуг путем снижения наполняемости классов и более индивидуальной работы с учащимися.

В сфере здравоохранения строительство Кардиососудистого центра и Онкологического центра позволит снизить заболеваемость и смертность населения от болезней системы кровообращения и от новообразований. Строительство нового здания поликлиники №3 позволит оказывать медицинские услуги населению города Якутска в улучшенных условиях, так как приспособленной здание общежития, используемое в настоящий момент, не может обеспечить надлежащих санитарно-эпидемиологических требований.

Программой предусмотрены существенные улучшения в состоянии инженерной и коммунальной инфраструктуры города и, в конечном итоге, уровне качества и комфортности жизни населения. Более чем на 20% снизится изношенность систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, увеличится в 2017 году до 75% , что более чем в 1,4 раза больше уровня 2012 года. Будет практически решена проблема очистки сточных вод до нормативных параметров (95% от объема воды, пропущенной через очистные сооружения). Практически в 2 раза увеличится количество городских дорог соответствующих техническим и эксплуатационным нормативам. В городе таких дорог станет большинство. Так же в 2 раза увеличится количество благоустроенных дворовых территорий, а доля таких дворовых территорий достигнет 60%. Общая площадь зеленых насаждений возрастет с 3,9 га до 5,9 га на 1000 жителей, то есть с 35% до 55% от соответствующего норматива обеспеченности. Указанные выше факторы позволят значительно улучшить экологическую обстановку в городе в части загрязнения воздуха и водоемов.

Реализация мероприятий и проектов, предусмотренных Программой, позволит значительно повысить роль города Якутска как центра зоны ускоренного экономического развития. Наряду с изменение в сторону инновационности основных трендов развития, основой этого станут проекты по строительству мостового переход через реку Лена и туристско-рекреационного кластера «Северная мозаика».

Одним из основных эффектов от реализации Программы является рост доходов местного бюджета с 4365 млн. рублей в 2012 году до 8987 млн. рублей в 2017 году или на 205,8% (в том числе за счет увеличения нормативов отчислений в местный бюджет от налоговых поступлений), что при гораздо более медленных темпах роста предусмотренных Программой межбюджетных трансфертов из бюджетов вышестоящих уровней, повышает бюджетную обеспеченность и финансовую устойчивость города.

Доля переведенных муниципальных услуг, подлежащих предоставлению в электронном виде, достигнет к 2020 году 100 процентов, а удельный вес обращений населения и организаций в администрацию города с использованием информационных и телекоммуникационных технологий составит не менее 70 процентов.

Социально-экономические показатели Программы при интенсивном сценарии развития соответствуют основным параметрам, предусмотренным Стратегией развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года по Республике Саха (Якутия) в части темпов роста экономического развития, а по ряду показателей социального развития превосходят их.

Эффективность Программы при базовом сценарий развития несколько ниже, чем при интенсивном. Это связано, прежде всего, с учетом указанных выше предполагаемых рисков, которые могут возникнуть при реализации программы. Однако, в целом социальные и экономические эффекты от реализации базового сценария также имеют положительные значения, а сам базовый сценарий обеспечивает устойчивое развитие города.


Наши рекомендации