Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики

Для того, чтобы определить стоит ли давать скидки покупателям, следует сопоставить доход от денежных средств, получаемых в результате ускорения платежей с суммой общих потерь от предоставления скидки. Предоставление скидок оправдано:

1. Если оно ведёт к расширению продаж.

2. Если компания испытывает дефицит денежных средств, то скидки можно предоставлять с целью увеличения притока денег, даже, если в отдалённой перспективе общий результат оказывается отрицательным.

3. При прочих равных условиях скидка имеет преимущество перед штрафами и пени.

Задача. Текущий годовой объем продаж в кредит 14000 тыс. руб. Компания продает на условиях нетто/30. Период оборота ДЗ составляет 3 месяца. Минимальная норма прибыли 15%.

Компания разрабатывает предложение 3/10, нетто/30 со скидкой (т.е., если оплата произведена в течение 10 дней. То скидка составит 3%, оплата без скидки в течение 30 дней) Компания прогнозирует, что 25% покупателей воспользуются предоставленной скидкой, в результате чего время сбора платежей сократится с трех до двух месяцев.

Решение.

1. Средняя сумма ДЗ (в руб): Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

2. Коэффициент оборачиваемости ДЗ: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru (или длительность отчетного периода/период одного оборота)

3. Период оборота ДЗ: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

Определяем среднюю сумму ДЗ

До изменения кредитной политики:

Коэффициент оборачиваемости ДЗ = 12/3 = 4 оборота

Средняя сумма ДЗ = 14000/4=3500 тыс.руб

После изменения

Коэффициент оборачиваемости ДЗ = 12/2 = 6 оборотов

Средняя сумма ДЗ = 14000/6 = 2333 тыс.руб

4. Определяем изменение среднего остатка дебиторской задолженности

3500 - 2333 = 1167 тыс.руб

5.При норме прибыли 15% уменьшение среднего остатка может принести

1167*0,15 = 175 тыс. руб

6.Недостаток скидки (уменьшение выручки на сумму скидки)

14000* 25%*3%=105 тыс. руб

7.Общий итог

175-105 = 70 тыс. руб

Предоставление скидки себя оправдывает.

Изменение кредитной политики. Для того чтобы решить: следует ли давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с ДЗ.

Если у компании есть резервы производственной мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж. Т.к. постоянные затраты в этом случае не меняются, себестоимость производства снижается. Дополнительные расходы связаны с увеличением безнадёжных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более длительный срок.

Методика расчетов. Предварительно определяем:

· Текущий объём продаж: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru (ед.)

· Прирост объёма продаж: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru , где mQ – увеличение объёма продаж в долях к Q0.

· Новый объём продаж: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

1. В результате либерализации кредитной политики произойдет изменение маржинальной прибыли: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru , где d- единичный маржинальный доход.

2. Увеличение безнадёжного долга в результате либерализации: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

3. В результате увеличения объёма производства изменится с/с единицы продукции

· Текущая с/стоимость: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

· Текущие затраты: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

· Дополнительные затраты: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

· Общая сумма новых издержек: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

· Новая себестоимость: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

4. Альтернативная стоимость капитала, помещённого в ДЗ:

До изменения кредитной политики: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru , где Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

После изменения кредитной политики: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

5. Изменение инвестиций в ДЗ: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

6. При минимальной рентабельности 16% «упущенная выгода»: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

7. Общий результат: Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

8. Вывод: если «+», то изменять кредитную политику стоит.

Задача. Цена реализации единицы продукции составляет 120 руб, переменные затраты на единицу 80 руб, постоянные затраты 15 руб. Годовой объем продаж в кредит = 600000 руб. Сбор денежных платежей происходит в среднем за 1 месяц, минимальная рентабельность 16%. Предприятие предполагает либерализовать кредитную политику, т.е. распространить ее на более рискованную группу покупателей.

Прогнозируется, что в результате либерализации кредитной политики объем продаж увеличится на 40%. Период сбора ДС возрастет до 2-х месяцев. Безнадежные долги на увеличенной продаже составят 5%. Стоит ли изменять кредитную политику?

Дано

Цена единицы продукции - р = 120 руб; себестоимость единицы в части переменных издержек - Сv = 80 руб; то же в части постоянных издержек - Сс = 15 руб; полная себестоимость - С = Сv + Сс = 95 руб. Выручка базового периода - S0 = 600000 руб. Период оборота ДЗ базовый - Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru Минимальная рентабельность - Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru . Темп прироста объемов продаж - mQ = 40%; Период оборота ДЗ - Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru = 2 месяца; безнадёжные долги от прироста продаж - БД∆Q = 5%

Решение

1.Текущее количество продаж = объем продаж / цена

Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

2. Дополнительная прибыль от увеличения объема продаж = Изменение объема продаж * маржинальный доход на одно изделие. Маржинальный доход на одно изделие = цена – переменные расходы на единицу.

Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

3.В результате изменения кредитной политики вырастут безнадёжные долги:

Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

4.В результате увеличения объёмов производства снижается себестоимость продукции, т.к. постоянные расходы не меняются, а меняются только переменные.

Новая себестоимость единицы составит:

Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

5. Рассчитаем альтернативную стоимость капитала, помещённого в ДЗ:

Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

6. Альтернативная стоимость вложений в ДЗ:

Определение экономического эффекта от предоставления скидок, изменения условий продаж и кредитной политики - student2.ru

7. Финансовый результат:

ФР = 80000-12000-10599 = 57401руб.

Вывод: кредитную политику, при условии, что оправдаются все прогнозы, либерализовать стоит.

.

Задача. Решить, стоит ли предоставлять полный кредит покупателям, пользующимся в настоящее время ограниченным кредитом или покупателям, не пользующимся кредитом.

Исходные данные

Категория покупателя % безнадежного долга Период сбора денежных платежей, дней Кредитная политика Прогноз прироста продаж в результате ослабления кредитной политики, руб
X Неограниченный кредит 80 000
Y Ограниченный кредит 600 000
Z Кредит не предоставляется 850 000

Валовая прибыль - 25 % от продаж, минимальный доход от инвестиций – 12 %

Расчеты

Показатели и порядок их расчета Результат расчета Y, руб Результат расчета Z, руб
1. Прирост валовой прибыли = прирост продаж * норму валовой прибыли 600 000 * 0,25= 150 000 850 000 * 0,25=212 500
2. Безнадежные долги = прирост объемов продаж * % безнадежного долга 600 000 * 0,05= 30 000 850 000 * 0,3= 255 000
3. Увеличение инвестиций в ДЗ = прирост объемов продаж (DS) / оборачиваемость ДЗ (оборот) * удельный вес себестоимости в цене 600 000 / (360 / 40) *0,75 =50 000 850 000 / (360 / 80) * 0,75 =141 667
4. Альтернативная стоимость дополнительных вложений в ДЗ = изменение средней инвестиции * минимальный доход от инвестиций в ДЗ 50 000 * 0,12 = 6 000 141 667 * 0,12 = 17 000
5. Результат (чистая прибыль или убыток) = п.1-п.2-п.3 114 000 - 59 500

Вывод: Кредит следует распространить только на категорию покупателей Y.

Наши рекомендации