ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ. 1. Изменения социально-экономических условий развития общества и изменения в образовательной сфере

1. Изменения социально-экономических условий развития общества и изменения в образовательной сфере.

2. Приоритетные Национальные проекты. Направления Национального проекта «Образование».

3. Новые условия развития образовательной сферы России.

4. Модели образования (варианты Ю.В. Громыко, А.М. Новикова, В.И. Загвязинского и др.).

5. Понятие «общеевропейская идентичность».

6. Понятия «крах образования», «взрыв образования», «безумие образования».

7. Возникновение «ассиметричности», «аксиологического кризиса» в развитии мирового сообщества».

8. Кризисы в развитии общества и кризисы в образовании. Причины и детерминанты.

9. «Стратегия устойчивого развития» и развития общества.

10. Парадигмальные основы образовательной сферы.

11. Феноменологическая парадигма в образовании.

12. Признаки «образовательного общества» (общество, основанное на знании, общество знания, обучающееся общество).

13. Рационалистическая парадигма в образовании.

14. Традиционалистско-консервативная парадигма в образовании.

15. Идея опережающего развития образования.

16. Ситуация в образовании и образовательная ситуация.

17. Основные идеи Национальной Доктрины образования Российской Федерации.

18. Глобальные проблемы в мировом образовании.

19. Проект «Российское образование- 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях».

20. Типы культур, характерных для национальной модели высшего образования (традиционная, или корпоративно-коллегиальная, управленческая, развивающая, переговорная.

21. Деконструктивные концепты в содержании современного высшего образования (Блум).

22. Теория человеческого капитала в образовании.

23. Конструкции «образование на всю жизнь» и «образование через всю жизнь»

24. Теория «критического образования».

25. «Знаниевая экономика» как источник богатства («социальный капитал» П.Бурдье).

26. Самодостаточные, конкурентные, депрессивные региональные системы высшего образования.

27. Гомогенные, гетерогенные, макро- и микросистемы образования.

28. Качество образования. Параметры.

29. Индивидуальная траектория образования личности.

30. Компетентность как уровень образованности.

31. Подушевое финансирование.

32. Воспитание в образовании.

33. Модернизация высшего образования (укрупнение вузов).

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению Педагогическое образование профиля, протокол № 1 от 29 августа 2011 г.

Разработчики:

к.п.н., доцент кафедры педагогики Бахтиярова В.Ф.

Эксперты:

Гаязов А.С., зав.кафедрой педагогики БГПУ им. М.Акмуллы, д.п.н.., профессор, член-корреспондент РАО

Исламова З.И., к.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии БГПУ им.М.Акмуллы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ»

Методические указания и рекомендации

К проведению семинаров

Семинар № 1.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вопросы для обсуждения:

1. Наука на различных этапах развития общества и влияние типа общества на состояние, развитие и перспективы науки. Изменение роли науки, ее назначения, функций, методологии.

2. Наука как главный показатель постиндустриального общества.

3. Конструкция «Образование через всю жизнь».

4. Трансформация концептуальных идей в образовательной сфере

5. Новые концептуальные идеи и направления развития педагогической науки.

Задания к самостоятельной работе

1. Сформировать собственное представление о соотношении науки информации, определив первичность-вторичность этих понятий друг к другу, выявив возможные варианты соподчиненности, рядоположенности, детерминированности, иерархии и др.

2. Понятие «социальная стратификация» и его содержание. Найти в словарях и произвести сравнение.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Э.Фромм. Бегство от свободы

2. 1. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВлаДар, 1995.

Дополнительная

1. Гаязов А.С. Образование и образованность в современном мире. М.:Наука, 2003

2. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на пороге ХХI века. –М., 1999

Семинар № 2.

Наши рекомендации