Инструменты денежно-кредитной политики государства

Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным Целям экономического развития: повышению деловой активно­сти, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.

Проводником денежно-кредитной политики является ЦБ Он располагает набором определенных средств, которые часто называют инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты воздействуют в основном либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на ставки процента.

Инструменты денежно-кредитной политики различаются

по непосредственным объектам воздействия (предложение де­нег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).

Объекты воздействия зависят от конкретных целей денежно - кредитной политики. Это либо стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия способствует увеличению занятости и подъему производства, а кредитная рестрикция — предотвращению ''перегрева" конъюнктуры, наблюдаемого в периоды экономического подъема, или снижению темпов инфляции.

По форме инструменты денежно-кредитной политики разде­ляются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, пред­писаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных инструментов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными инструментами подразумеваются те, которые используются от одного года до нескольких десятилетий (на­пример, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Основные инструменты денежно-кредитной политики:

а) установление обязательной нормы резервных требований;

б) регулирование официальной учетной ставки;

в) операции на открытом рынке.

резервные требования означают, что КБ обязаны держать определенную часть привлеченных депозитов в ЦБ. ЦБ играет роль резервного финансового института страны и может ис­пользовать накопленные таким образом ресурсы для поддержания стабильности финансовой системы, страхования определен­ной части вкладов и предоставления кредитов КБ в чрезвычай­ных обстоятельствах.

Справка

Нормы резервирования неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень в Италии — 25%, в Испании — 17%. В Рос­сии норма резервирования в 1990-е гг. колебалась от 70 до 5%. В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные пе­риоды норма резервных требований повышалась до 100%. В Япо­нии, напротив, норма минимальных резервов в последние годы составляла 2,5%. Банк Англии, который практически не исполь­зует данный инструмент денежно-кредитной политики, устанав­ливает норму на уровне 0,45%.

Учетная ставка — это процент, под который ЦБ предостав­ляет ссуды КБ. Официальная учетная ставка — ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официаль­ной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинанси­рования ЦБ.

Справка

Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увели­чение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со сто­роны как небанковских учреждений, поскольку более привле­кательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. При определенных условиях участники финансового рынка могут скупать иностранную валю­ту, как это неоднократно наблюдалось в России, особенно в пе­риоды обострения финансового кризиса в 1998 г., что вынуждало ЦБ еще выше поднимать ставку рефинансирования. Так, в мае 1998 г. ЦБ России повысил ее с 42 до 150%, но через неделю когда спрос на валюту резко сократился, понизил до 60%. Пони­жение учетной ставки удешевляет кредиты и депозиты, что при­водит к повышению спроса на ценные бумаги, уменьшению их предложения, росту рыночного курса.

Операции на открытом рынке -— это операции ЦБ по купле-продаже государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих векселей. Посредством них ЦБ воздействует на ликвидность банковской системы (количество денег в обраще­нии) и ставки процента. Продажа векселей и облигаций влечет уменьшение денежной массы и падение ставок процента; по­купка будет имеет противоположный эффект.

Справка

Операции на открытом рынке — наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспе­чивающий эффективное воздействие на денежный рынок и бан­ковский кредит, а следовательно, и на экономику. Механизм опе­раций на открытом рынке несложен, что делает его привлекатель­ным для использования.

Наши рекомендации