Прекращение договора комиссии

Договор комиссии может быть прекращен как комиссионером, так и комитентом в одностороннем порядке. Комитент может в любой момент отказаться от договора, отменить данное им поруче­ние. При этом он должен возместить комиссионеру убытки, вызван­ные расторжением договора (п. 1 ст. 1033 ГК РФ).

Комиссионер может отказаться от исполнения поручения только в случае заключения договора без указания срока (п. 1 ст. 1004 ГК РФ) и в случаях, предусмотренных законом или договором (ст. 1002 ГК РФ).

Если договор комиссии был заключен без указания срока, то он может быть расторгнут в одностороннем порядке по заявлению ко­митента или комиссионера. Обязательным условием такого растор­жения является предварительное уведомление другой стороны о прекращении договора не позднее чем за 30 дней.

Договор комиссии прекращается также его исполнением, вслед­ствие смерти комиссионера, признания его недееспособным, огра­ниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, признания банкротом индивидуального предпринимателя, являющегося ко­миссионером (ст. 1002 ГК РФ).

§ 4. Агентский договор

Агентский договор является разновидностью договоров об ока­зании услуг. В качестве самостоятельного вида договоров он появил­ся изначально в английской судебной практике и затем получил широкое распространение в странах англо-американской системы права. Континентальной системе права данный договор не свойст­вен, поскольку фактически объединяет возможности, предоставляе­мые договорами поручения и комиссии. Однако, в отличие от ука­занных договоров, конструкция агентского договора включает в себя оказание услуг не только юридического (влекущего определенные правовые последствия), но и фактического (т.е. не вызывающего непосредственно правовых последствий) характера. В российском законодательстве данный вид договора появился с принятием части второй нового ГК. Ему посвящена гл. 52 ГК РФ (ст. 1005—1011). Регламентация его в рамках российского гражданского права обу­словлена широким развитием посреднических отношений, для кото­рых рамки традиционных договоров поручения и комиссии, ограни­чивающие действия представителя только услугами юридического характера, оказались слишком узкими.

По агентскому договору одна сторона(агент) обязуется за возна­граждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципа­ла либо от имени и за счет принципала(п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, агентский договор может предусматривать раз­личные варианты взаимоотношений агента, принципала и третьих лиц, когда агент действует от имени и за счет принципала (конструкция договора поручения) и когда агент действует от своего имени, но за счет принципала (конструкция договора комиссии). Однако права и обязанности, возникающие из совершенных агентом юридических действий, а также результаты фактических действий, совершенных в рамках предоставленных агенту правомочий, принадлежат принципалу. В зависимости от избранной конструкции к договору субсидиарно применяются правила, относящиеся к договору пору­чения (гл. 49 ГК РФ) или комиссии (гл. 51 ГК РФ).

Агентский договор является консенсуальным, возмездным, двусторонне-обязываающим.

Специальных требований к его форме ГК РФ не содержит. Обыч­но он заключается в простой письменной форме. Требования о вы­даче доверенности дли осуществления агентом действий от имени принципала в гл. 52 ГК РФ отсутствуют. Но если договор строится по конструкции договора поручения, выдача доверенности пред­ставляется необходимой, поскольку согласно ст. 1101 ГК РФ к отно­шениям, вытекающим из агентского договора и не регламентирован­ным в гл. 52 ГК РФ, применяются правила, установленные гл. 49 и 51 ГК РФ. Доверенность не требуется лишь в случаях, когда агент действует в интересах принципала от собственного имени либо когда агент действует в качестве коммерческого представителя при усло­вии, что его полномочия четко обозначены в договоре. Положения об оформлении полномочий коммерческого представителя содер­жатся в ст. 184 ГК РФ.

Предметом агентского договора является оказание услуг юриди­ческого и фактического характера. Первый тип услуг направлен непосредственно на создание гражданских прав и обязанностей у принципала (заключение договора, оформление наследства). Вто­рой тип услуг может и не влечь подобных последствий, а заключать­ся, например, в действиях по представлению определенной инфор­мации, проведению рекламной кампании, доставке товара в опреде­ленное место и т.п. Услуги такого комплексного характера охватыва­ются понятием посреднических услуг. Виды услуг, оказываемых агентом, определяются принципалом в договоре. При этом полномо­чия могут устанавливаться путем перечисления действий, поручае­мых агенту, либо в общем виде, с передачей агенту полномочий на совершение любых действий, направленных на достижение постав­ленной цели. В последнем случае, однако, возможны сложности при решении вопроса о выходе агента за пределы предоставленных ему полномочий.

Сторонами агентского договора являются агент и принципал, в качестве которых могут выступать любые субъекты гражданского права. Агентом может быть только лицо полностью дееспособное. Таким образом, субъектами агентского договора могут быть юриди­ческие и физические лица в любом сочетании, а также государство и государственные и муниципальные образования, действующие через уполномоченные органы. Каких-либо специальных требований или ограничений в отношении субъектов агентского договора законодательство не содержит. Особенности статуса сторон могут предопределяться только характером совершаемых действий. На­пример, если для совершения определенных действий требуется на­личие лицензии, стороны должны получить ее.

Согласно п. 3 ст. 1005 ГК РФ агентский договор может быть за­ключен на определенный срок или без указания срока его действия. Это означает, что в отличие от поручения или комиссии, заключае­мых, как правило, на короткий срок и связанных с совершением одного или нескольких действий юридического характера, агентский договор может действовать как постоянный или длительный.

Основное содержание агентского договора, как и любого другого договора, составляют права и обязанности его сторон.

Основной обязанностью агента является личное исполнение по­ручения в соответствии с указаниями принципала. Однако ГК РФ допускает возможность заключения агентом субагентского догово­ра, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 1009). Ответст­венным перед принципалом за действия субагента остается при этом агент. Обычно субагенту напрямую полностью не передаются пол­номочия агента по совершению сделок от имени принципала. Он может совершать действия фактического характера, не направлен­ные непосредственно на создание для принципала юридических прав и обязанностей, либо совершать юридические действия, но от собственного имени, хотя и в пользу принципала. Передача права на совершение субагентом юридических действий от имени принципа­ла может быть оформлена лишь в порядке передоверия по правилам, предусмотренным для договора поручения (ст. 976 ГК РФ).

Другой обязанностью агента является представление принципа­лу отчетов об исполнении порученных принципалом действий. Обычно порядок и сроки представления отчетов устанавливаются в договоре. При отсутствии в нем соответствующих условий действует диспозитивная норма ст. 1008 ГК РФ, согласно которой отчеты пред­ставляются агентом по мере исполнения договора либо по оконча­нии его действия. При этом, если договором прямо не предусмотрено иное, агент обязан прилагать к отчету необходимые доказательства произведенных им за счет принципала расходов.

В п. 3 ст. 1008 ГК РФ содержится также диспозитивная норма, определяющая срок для заявления принципалом агенту возражений по отчету. Если в договоре не предусмотрено иное, такие возражения должны быть сообщены агенту в течение тридцати дней со дня получения отчета. В противном случае отчет считается принятым.

В качестве факультативных обязанностей агента в договоре может предусматриваться требование о неразглашении третьим лицам кон­фиденциальных сведений, полученных в процессе исполнения поруче­ния, а также запрет на использование полученной информации в целях конкуренции с принципалом. Договором могут устанавливаться и иные обязанности агента в отношении принципала.

Одним из важных моментов является проблема ограничения воз­можности использования агентом своего положения в ущерб инте­ресам принципала. Для предотвращения подобных ситуаций закон устанавливает возможность включения в договор запрета на заклю­чение агентом с другими принципалами аналогичных агентских до­говоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре (п. 2 ст. 1007 ГК РФ). Однако установление ограничений допускает­ся только в отношении участников договора — агента и принципала. Любые ограничения, затрагивающие интересы третьих лиц, призна­ются ничтожными. Так, согласно п. 3 ст. 1007 ГК РФ запрещается установление требований о продаже агентом товаров, выполнении работ или оказании услуг исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) или только покупателям (заказчикам), проживающим на определенной территории.

Агент не несет перед принципалом ответственности за действия третьих лиц, с которыми он вступил в договорные отношения при исполнении поручения принципала. Исключением являются случаи, когда агент дает поручительство (делькредере)за действия контр­агентов принципала или когда не проявил необходимой осмотри­тельности в выборе контрагента.

Поскольку договор предполагается возмездным, основной обя­занностью принципала является выплата агенту установленного в договоре вознаграждения. Обычно в договоре определяется не толь­ко размер вознаграждения, но и порядок, сроки и способы его вы­платы. Если размер вознаграждения в договоре не установлен и он не может быть определен исходя из условий договора, выплата воз­награждения производится в соответствии с правилами, содержащи­мися в п. 3 ст. 424 ГК РФ, т.е. в размере, который обычно устанавли­вается при заключении аналогичных договоров.

При отсутствии в договоре положений относительно порядка выплаты вознаграждения, он определяется по правилам ч. 3 ст. 1006 ГК РФ. Данная норма предусматривает обязанность выплаты возна­граждения в течение недели с момента представления агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Помимо уплаты вознаграждения, в обязанности принципала вхо­дит возмещение агенту понесенных при исполнении договора расхо­дов. Обычно они оплачиваются после представления агентом необ­ходимых доказательств, подтверждающих произведенные в пользу принципала расходы. Договор может содержать и иные варианты расчетов (возмещение расходов и вычет вознаграждения из получен­ных для принципала от третьего лица сумм, авансирование агента принципалом и т.п.).

К числу обязанностей принципала может быть отнесено предо­ставление агенту необходимых для выполнения поручения докумен­тов. ГК РФ предусматривает также возможность ограничения прин­ципала в заключении аналогичных договоров с другими агентами (п. 1 ст. 1007 ГК РФ).

Агентский договор может быть прекращен по общим основани­ям, предусмотренным в гл. 29 ГК РФ. Специальные основания пре­кращения агентского договора установлены в ст. 1010 ГК РФ. Они имеют некоторые отличия от оснований прекращения близких к агентскому договоров поручения и комиссии. Агентский договор может быть прекращен отказом любой стороны от исполнения дого­вора, но в отличие от договора поручения только в том случае, когда договор был заключен без определения срока окончания его дейст­вия. Другие основания прекращения действия агентского договора схожи с основаниями прекращения договоров поручения и комис­сии — в случае смерти агента, признания его недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, а также в случае банкротства агента, являющегося индивидуальным предпри­нимателем. Указанные основания прекращения договора связаны исключительно с изменением статуса агента. Изменения статуса принципала не влекут прекращения договора, поскольку права принципала по агентскому договору могут переходить в порядке правопреемства. Что касается прав и обязанностей агента, то они тесно связаны с его личностью и в порядке правопреемства перехо­дить не могут. Права агента могут быть переданы лишь с согласия принципала.

Несмотря на то, что агентский договор строится по конструкции договоров поручения или комиссии и к нему применяются многие нормы, предусмотренные для указанных смежных договоров, он имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от них.

Основное отличие проводится по предмету — агентирование ох­ватывает не только совершение юридически значимых действий, но позволяет возложить на агента совершение действий фактического характера. Договор поручения рассчитан на совершение поверен­ным только юридических действий (ст. 971 ГК РФ), а предмет дого­вора комиссии ограничен вообще одной разновидностью юридичес­ких действий — сделками (ст. 990 ГК РФ).

От договора поручения агентский договор отличается также тем, что поверенный должен исполнить обязательство лично. Передове­рие возможно лишь при наличии на то соответствующего полномо­чия, которое специально оговаривается в доверенности, либо когда поверенный вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов доверителя. Что касается агентского договора, то, как и в договоре комиссии, возможно привлечение третьих лиц для испол­нения порученных действий. Причем возможность заключения суб­агентского договора презюмируется. Поэтому если принципал жела­ет ограничить возможность субагентирования, он должен специаль­но оговорить это при заключении соглашения.

Еще одной специфической чертой агентского договора, отличаю­щей его как от поручения, так и от комиссии, является возможность ограничения прав принципала и агента на заключение аналогичных договоров.

К тому же, как уже указывалось, агентский договор рассчитан на более длительный срок действия, нежели договор поручения, заклю­чаемый для совершения определенных юридических действий, пред­усмотренных договором и указанных в доверенности, или договор комиссии, который заключается для совершения одной или несколь­ких сделок. По агентскому договору агент обязан совершать по поручению принципала юридические и иные действия в его интере­сах, т.е. сама формулировка предусматривает возможность опреде­ления правомочий агента в общем виде, возможность длительного существования договора.

Несколько отличны и основания прекращения агентского до­говора. Так, в договоре поручения обе стороны вольны отказаться от договора в любое время, в договоре комиссии подобная воз­можность предоставлена только комитенту, комиссионер же вправе отказаться от договора в одностороннем порядке только в случаях, установленных законом или договором (например, если договор заключен без указания срока его действия). Агентский договор предоставляет право отказаться от договора обеим сторонам лишь при условии, что в договоре не был установлен определенный срок его окончания. В отличие от поручения агентский договор пре­кращается только в случае смерти, признания безвестно отсутст­вующим, недееспособным или ограниченно дееспособным агента, но не принципала, о чем говорилось выше. В этом агентский до­говор схож с договором комиссии.

Наши рекомендации