Демографический прогноз
В связи с тем, что экономическое прогнозирование является сложным комплексным процессом и на уровне муниципального района, с учетом анализа реализации «Концепции-2020» и муниципальных программ, отражает наличие отклонений от целевых значений даже на период прогнозирования до 3 лет, а также с учетом того, что Гатчинский муниципальный район в последние десятилетия демонстрирует прорывные темпы социально-экономического развития по отдельным показателям по отношению к Ленинградской области, что обусловлено стимулирующим эффектом близости крупного мегаполиса – Санкт-Петербурга, при стратегическом планировании на долгосрочный период используется новый подход к прогнозированию. Для оценки перспективы сложившихся темпов развития в качестве базового ориентира выполнен комплексный демографический прогноз численности постоянного населения с использованием классического метода «передвижки возрастов». Определение возможной численности населения является основным ориентиром для планирования развития приоритетных направлений, в том числе:
- обеспечение нормативного уровня социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и объемов развития жилищного строительства;
- планирование экономического развития как источника мест приложения труда (в связи с высокой мобильностью населения можно также рассчитывать на привлечение трудовых ресурсов из соседних муниципальных образований) и как основы обеспечения доходной части местного бюджета.
Перспективная численность населения определяется с учетом таких факторов, как сложившийся уровень рождаемости и смертности, величина миграционного сальдо и ожидаемые тренды изменения динамики этих параметров. Кроме демографических тенденций последнего времени, учитывается также совокупность факторов, оказывающих влияние на уровень перспективного социально-экономического развития территории.
Для Гатчинского муниципального района произведено формирование прогноза демографической ситуации в трех вариантах, сопоставимых с прогнозом Росстата для Ленинградской области с учетом сложившихся в муниципальном районе отличий в уровнях рождаемости и смертности. В перспективе общий уровень рождаемости неизбежно должен понизиться по причине вступления в основные детородные возраста относительно малочисленного поколения женщин. Прогноз по показателю смертности населения более диверсифицирован. Снижение уровня смертности является наиболее эффективным способом сокращения естественной убыли населения, ведет к росту показателя продолжительности жизни, одновременно способствует росту в возрастной структуре населения доли лиц в возрасте старше трудоспособного. Сальдо миграции в целом по муниципальному району во всех трех вариантах полагается положительным, в среднем и высоком варианте прогноза оно будет перекрывать естественную убыль населения и обеспечивать рост его численности. В низком варианте демографического прогноза величины миграционного сальдо будет недостаточно для поддержания существующей численности населения.
Низкий (пессимистичный) вариант со стабилизацией численности населения (245,5 тыс. чел. постоянного населения на 1 января 2031 г.) сформирован при следующих средних значениях относительных коэффициентов естественного движения населения. За расчетный срок в среднем за год в расчете на 1000 населения рождаемость сократится и составит 6,8 человек, смертность – увеличится до 15,7 человек (результат общего постарения возрастной структуры населения без существенных улучшений в областях здравоохранения и распространения здорового образа жизни), естественная убыль населения –8,8 человек. Реализация варианта возможна при условии существенного сокращения миграционного сальдо в ближайшие годы.
Средний вариант (268,1 тыс. чел. постоянного населения) предполагает меньшую естественную убыль населения и активную миграцию. За расчетный срок в среднем за год в расчете на 1000 населения рождаемость составит 7,1 человек, смертность – 14,8 человек, естественная убыль населения –7,7 человек. Реализация варианта возможна при условии скорейшего прекращения снижения миграционного сальдо.
Высокий (оптимистичный) вариант (287,0 тыс. чел. постоянного населения) предполагает осуществление наиболее благоприятных тенденций в естественном движении населения (высокая рождаемость – 7,4 в расчете на 1000 жителей, низкая смертность – 13,4 и минимальная естественная убыль –6,0 на 1000 жителей). Необходимым условием реализации является значительное положительное миграционное сальдо: в среднем оно должно быть на уровне не ниже 2013 года.
В качестве базового прогноза для Стратегии социально-экономического развития выбран высокий вариант прогноза. В Приложении 2 приведена прогнозная оценка структуры населения Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина» в разрезе возрастной структуры на период до 01.01.2036.
Таблица 40.
Прогноз численности постоянного населения на период до 2030 года и с перспективой до 2035 года (высокий прогноз), тыс. человек
1.01.2016 | 1.01.2021 | 1.01.2031 | 1.01.2036 | |
Общая численность постоянного населения, тыс.чел. | ||||
Гатчинский муниципальный район | 248,5 | 261,1 | 287,0 | 300,0 |
в том числе сельское население | 97,6 | 105,4 | 121,8 | 130,0 |
в том числе городское население | 150,9 | 155,7 | 165,2 | 170,0 |
МО «Город Гатчина» | 97,0 | 100,3 | 106,8 | 110,0 |
Возрастная структура постоянного населения, тыс.чел. | ||||
Гатчинский муниципальный район | ||||
моложе трудоспособного | 34,6 | 37,9 | 38,8 | 38,4 |
трудоспособном | 153,5 | 153,0 | 164,9 | 170,7 |
старше трудоспособного | 75,8 | 83,8 | 97,6 | 107,5 |
В том числе МО «Город Гатчина» | ||||
моложе трудоспособного | 13,5 | 14,7 | 15,0 | 14,5 |
трудоспособном | 61,5 | 61,6 | 66,3 | 69,2 |
старше трудоспособного | 29,6 | 30,9 | 32,7 | 34,5 |
Использование в демографическом прогнозе метода «передвижки возрастов» в совокупности с учетом сложившейся возрастной структуры миграции позволяет привести подробный прогноз возрастной структуры населения. В качестве исходных данных использовалась возрастная структура населения на 1 января 2014 г. и средняя по области возрастная структура смертности по пятилетним возрастным когортам (за последний имеющийся в статистических публикациях 2013 г.). В распределении населения на городское и сельское предполагается дальнейшее развитие субурбанизации и некоторое перераспределение миграционных потоков в пользу сельской местности. В результате к концу расчетного срока доля городского населения во всем населении района сократится до 56-57 % против 60,9 % на начало 2015 года.
Необходимо также учитывать основные факторы, которые могут оказывать влияние на отклонение от демографического прогноза численности постоянного населения:
- реализация проектов по строительству элитного жилья для жителей Санкт-Петербурга, работающих на территории соседнего субъекта РФ, но предпочитающих жить в экологически чистой местности;
- динамика жилищного строительства стимулирует спрос на более дешевое жилье, чем в Санкт-Петербурге;
- включение садоводств и дачных объединений в границы населенных пунктов;
- изменения в динамике и распределении миграции в зависимости от других внешних факторов.
Данные факторы также могут стать одним из механизмов влияния на демографический потенциал Гатчинского муниципального района.