Налоговое законодательство Республики Беларусь

Налоговое законодательство государства, как и любая другая отрасль законодательства, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

· Налоговый кодекс Республики Беларусь и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

· декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

· постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь;

· нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Налоговый кодекс Республики Беларусь является основным документом, регламентирующим в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. Он упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере, устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Декреты и указы Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения регламентируют механизм взимания отдельных налогов и сборов, отличающихся, как правило, особым режимом их взимания. По своей юридической силе декреты и указы президента приравнены к законам государства.

Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения, призваны обеспе­чить исполнение законов, декретов, указов. Они содержат разъяснительный материал, который детализирует механизм практической реализации того или иного направления налоговых отношений.

Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления являются по своей сути инструкциями по расчету и взиманию налогов. Инструкции разработаны по каждому налогу, сбору, пошлине и четко определяют объект налогообложения, сроки их уплаты и процедуру взимания.

С введением Особенной части Налогового кодекса в Республике Беларусь завершена работа по созданию налогового законодательства государства, урегулированию вопросов расхождения положений действующих правовых актов и достижению их соответствия друг другу. Кодекс определил юридическую силу всех нормативно-правовых актов, действующих в налоговой сфере, их соподчиненность по отношению к другим документам, т. е. место в законодательной иерархии.

Высшей юридической силой в системе законодательства Республики Беларусь обладают Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета, указа с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.

В случае расхождения декрета или указа с законами, закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Законы, декреты, указы имеют большую юридическую си­лу по отношению к постановлениям Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Бе­ларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Законы, декреты, указы и постановления Правительства Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь.

Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к законам. При этом Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам.

Новый акт законодательства имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому нормативно-правовому акту по такому же вопросу. В перечне нормативно-правовых актов, изданных государственными органами (должностными лицами), акты вышестоящих органов (должностных лиц) имеют преимущественную силу по отношению к документам нижестоящих государственных органов (должностных лиц).

Среди нормативно-правовых актов, принятых государственными органами (должностными лицами) одного уровня, преимущественную силу имеют акты органа (должностного лица), специально уполномоченного на регламентирование налоговых отношений.

В совокупности нормативно-правовых актов, действующих в сфере налогообложения, можно выделить два уровня: первый законодательный уровень включает Налоговый кодекс Республики Беларусь и принятые в соответствии с ним «налоговые» законы и правовые акты Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения; второй законодательный уровень — все остальные нормативно-правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие их исполнение [6, с. 81].

Наши рекомендации