Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды (экологическое законодательство)

Основой государственного регулирования природоохранной деятель­ности является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной дея­тельности и рационального использования природных ресурсов осуществ­ляется в нашем государстве на базе совокупности нормативно-правовых актов, к которым относятся: Конституция и законы Республики Беларусь; указы; декреты и директивы Президента Республики Беларусь; постановле­ния и распоряжения Правительства; нормативные акты министерств и ве­домств, а также международные правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

Экологическое законодательство

- определяет права и обязанности орга­низаций, учреждений, общественных объединений и граждан по обеспече­нию условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии соблюдения прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;

- устанавливает компетен­ции специально уполномоченных государственных и иных органов в обла­сти охраны окружающей среды, а также лимиты на пользование природ­ными ресурсами и платежи за природопользование;

- определяет экологи­ческие требования к хозяйственной и иной деятельности, особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, меры и условия наказания за нарушение природоохранного законодательства.

Белорусское экологическое законодательство - одно из старейших в мире. Началом государственного регулирования правовых норм природо­пользования на территории Беларуси следует считать принятие в 1588г. Статута Великого княжества Литовского. На протяжении 250 лет он был действующим законом и составлял основу всей правовой системы. В ста­туте имеется раздел десятый «О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озе­рах и лугах», восемнадцать артикулов которого не только защищали права феодальной собственности, но и были направлены на охрану животного и растительного мира от хищнического уничтожения.

Экологическое законодательство в бывшем СССР являлось по существу сводом политических деклараций, редко подкрепленных соот­ветствующими механизмами реализации. В 90-е годы в Беларуси были сделаны важные шаги по заполнению «законодательного вакуума» в сфере экологии. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

- Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями ог 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.;

- законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды» (в редакции 2005 г.), «О государственной экологической экспертизе» (в редакции 2000 г.), «Об отходах» (в редакции 2004 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции 2000 г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в редакции 2000 г.), «Об охране и использовании животного мира» (1996), «Об ох­ране атмосферного воздуха» (1997), «О растительном мире» (в редакции 2004 г.), «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоак­тивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции 1999 г.), «О радиационной безопасности» (1998 г.), «О пить­евом водоснабжении» (в редакции 2005 г.), «Об охране озонового слоя» (в редакции 2004 г.), «О налоге за использование природных ресурсов» (в редакции 2004 г.) и ряд других;

- Кодексы Республики Беларусь: «О недрах» (1997), «Лесной кодекс» (в редакции 2005 г.), «Водный кодекс» (1998), «О земле» (в редакции 2002 г.), «Гражданский кодекс» (1998).

Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы в республи­ке явился закон «Об охране окружающей среды в Республике Беларусь» (1992). Но за прошедшие с момента принятия данного закона годы многие его положения устарели, поэтому 17 июля 2002 г. был принят закон Рес­публики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в закон Респуб­лики Беларусь «Об охране окружающей среды», который конкретизиро­вал многие положения своего «предшественника» и отразил те изменения в социально-экономическом развитии государства, которые произошли за истекшие десять лет.

Следует отметить, что 1990-е годы ознаменовались принятием в рес­публике ряда правовых актов, не имевших аналогов, что было связано с формированием рыночной модели экономики, проникновением товарно-денежных отношений в сферу природопользования и позволяло создать материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсо­сбережении и охране окружающей среды. Речь идет в первую очередь о законах, регламентирующих введение платности природопользования. Это законы «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)», впервые принятые в 1991 г., а также закон «Об отходах производства и потребления», принятый в 1993 г. В дальнейшем эти законы претерпели изменения в названиях, вышли в нескольких редакциях.

Новым, «рыночным» законом, создавшим юридические предпосылки для развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, раци­онального ее использования и охраны, явился закон «О праве собственно­сти на землю» (1993). Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю» (1997) расширен круг субъектов частной собственности на землю. Теперь земля в Республике Беларусь может быть в частной собственности не только граж­дан страны (для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства), но и в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производствен­ные объекты или объекты по оказанию услуг.

В рамках Союза Беларуси и России разрабатываются проек­ты закона Союзного государства «Об охране окружающей среды», а также единой концепции закона «О социальной защите населения, пострадавше­го вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Однако, действующее законодательство по-прежнему страдает излишней декларативностью, отсутствием необходимых меха­низмов реализации прав граждан на благоприятную среду обитания, на получение полной информации о ее состоянии, на возмещение вреда, при­чиненного здоровью. Кроме того, рыночные преобразования в экономике диктуют необходимость разработки новых правовых норм, обеспечиваю­щих соблюдение экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности; принятие законов об эко­логическом страховании, о возмещении вреда, причиненного экологичес­кими правонарушениями; внесения изменений в банковское законодатель­ство в части кредитования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и др.

Наши рекомендации