Организация жилищно-коммунальных услуг
Жилье является одной из демографически обусловленных потребностей. Цель жилья сохранение физического и психического здоровья в преемственности поколений для реализации каждым членом семьи генетически обусловленного потенциала. В соответствии с этими целями должна строиться архитектура управления жилищным фондом, в том числе и организационная форма.
В настоящее время в сфере жилищно-коммунального управления и хозяйствования функционируют несколько организационных форм: муниципальные унитарные предприятия (ДЕЗы), товарищества собственников жилья (кондоминиумы), жилищные кооперативы и фонды, частные управляющие компании, коммерческие организации, потребительские общества. По отношении к диапазону услуг, развитию и расширению жилого фонда эти формы подразделяются на три группы:
1. ГУПы и МУПы, ТСЖ (кондоминиумы), жилищные кооперативы и фонды, частные управляющие компании осуществляют работу по выполнению собственных услуг и оплате услуг естественных монополистов, по сбору платежей и определению подрядчиков для проведения ремонтов зданий, помещений, инженерных коммуникаций и благоустройства территорий. Эти организации решают одностороннюю задачу - обеспечение платных жилищно-коммунальных услуг (рис.8).
2. Коммерческие организации (акционерные общества, коммандитные товарищества и др.) осуществляют работу по всему диапазону коммунальных услуг и привлекают средства сторонних инвесторов для реализации коммерческих проектов (использование нежилых помещений в производственных и торговых целях, строительство гаражей, объектов бытовых и культурно-развлекательных услуг и т.п.). Основной целью имеют получение прибыли, а значит возникают лишние издержки.
3. Потребительские общества (потребительские кооперативы и союзы) осуществляют работу по всему диапазону коммунальных услуг, реализуют различные рентабельные проекты, из доходной части которых производится приобретение, реконструкция и расширение жилой площади пайщиков - членов потребительского общества. При объединении в ПО производителей и получателей услуг (тепло-водо, энергоснабжение; канализация; уборка мусора, благоустройство и проч.) минимизируется оплата услуг, поскольку из денежных потоков в соответствии с действующим законодательством исключаются 100 % налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Положительную роль играют возможности ПО данные законодательством о потребительской кооперации: привлечения средств и кредитования пайщиков без необходимости лицензии Банка России, создание фондов для внутреннего потребления, безналогового перераспределения имущества и обмена услугами между пайщиками, использования сэкономленных от уплаты налогов средств для легального возврата в оборот пайщиков-юридических лиц (материальная помощь, безвозмездное пользование имуществом, оказание производственных услуг обеспечивающих получение пайщиком доходов), выплаты компенсаций в целях снижения давления жилищно-коммунальных платежей на бюджеты пайщиков, гарантированного владения своим паем с наследованием и с возможностью управления им, создания кооперативных участков потребительского общества при пайщиках-юридических лицах, дающих возможность использования преимуществ общества, формирования неделимых фондов для защиты основного имущества от конфискации и изъятия его из производственного процесса недобросовестными пайщиками ранее требуемых сроков.
Немаловажно, что членами жилищного потребительского общества, в отличие от ТСЖ, наряду с собственниками могут быть наниматели и арендаторы жилья с внесением в качестве пая вместо жилой собственности иных материальных и нематериальных активов (движимое и недвижимое имущество, акции, ценные бумаги, права и т.п.). Если в пайщики ПО включить обслуживающие организации, можно добиться экономии на издержках и снизить тарифы на коммунальные услуги (рис.9). К тому же, в жилищно-коммунальной сфере ПО может стать не только непосредственным участником, но и новым кредитно-финансовым институтом жилищно-коммунального и инвестиционно-строительного рынка, обладающим законодательно закрепленными преимуществами.
Рис 8. Существующая схема работы ЖКХ
ü Государственные, частные, коммерческие и прочие структуры, которые обслуживают жилищно-коммунальное хозяйство за плату и, как пайщики ПО, имеют право использовать имущество (в том числе деньги) находящееся в фондах ПО.
Рис. 9. Предлагаемая схема работы ЖКХ.
3.1.3. Организация привлечения и оборота средств при строительстве жилья для пайщиков
Программа привлечения и оборота средств при строительстве жилья может реализоваться в рамках одного или нескольких потребительских обществ (рисунки 10 и 11). При использовании нескольких ПО, одно потребительское общество объединяет юридических лиц, выполняющих программу строительства жилья: строительные организации, административные организации по месту строительства, банк и прочие. Другие потребительские общества объединяют потребителей жилья: юридических и физических лиц.
Финансирование строительства жилья производится за счет средств потребителей. С этой целью выпускаются векселя "Квадратный метр". Векселя эмитирует первое (строительное) потребительское общество, ремитентами (первыми векселедержателями) векселей являются другие ПО. Каждый вексель дает право на получение в собственность 1 кв. метра общей площади жилых построек. Номинал векселя указывается как рублевый эквивалент стоимости 1 кв. метра жилья. Векселя передаются другим потребительским обществам по договорам о приобретении векселей. Срок погашения векселей - по предъявлению, но желательно не ранее, чем через три месяца от даты составления.
Потребительские общества занимаются распространением векселей "Квадратный метр" среди своих пайщиков. Распространение векселей может осуществляться с использованием элементов многоуровневого маркетинга. С программой и связанными с ее осуществлением вопросами целесообразно потребителей знакомить на специально проводимых семинарах с последующим вступлением в потребительское общество и заключением договора о приобретении векселей. Кроме того, на семинаре приводятся сведения об объектах строительства и условиях выполнения заключаемых договоров. В условиях договоров отражаются пожелания пайщика в отношении качества и других характеристик жилья.
Вносимая пайщиками в потребительское общество сумма состоит из двух частей - номинальной стоимости векселей по договору об их приобретении в ПО и суммы паевого взноса. По мере покупки новых векселей пайщик обязан пропорционально их номиналам пополнять свой паевой взнос.
Векселя передаются пайщикам по бланковому индоссаменту потребительского общества.
Общая сумма номиналов векселей составляет в начале осуществления программы сумму контракта на строительство, а затем пополняется в соответствии с внесенными пайщиками средствами.
Погашение векселей "Квадратный метр" производится путем предоставления в собственность предъявителя векселей соответствующего количества общей площади жилых помещений. Погашение векселей возможно и деньгами, но это должно быть невыгодным для пайщика.
В программе можно предусмотреть Наблюдательный Совет, состоящий из авторитетных известных в обществе людей.
Программой предусматривается использование отдельных квартир в форме долевой собственности тех пайщиков, которые набрали недостаточно квадратных метров для оформления на них отдельного жилья. Квартиры, оформленные в долевую собственность нескольких пайщиков, могут сдаваться в аренду или заселяться одним из пайщиков с выплатой сумм их стоимости и процентов по ним. В случае если пайщик приобрел недостаточное количество квадратных метров до окончания строительства, программой предусматривается их замена на квадратные метры нового объекта в количестве соответствующем их реальной стоимости.
Дополнительные возможности участников программы "Квадратный метр":
• по мере приближения окончания строительства происходит удорожание векселей и их можно продать по большей стоимости;
• векселя можно обменять на кв. м другого объекта внутри ПО (с доплатой и без доплаты;
• возможность накапливать заработанные средства в виде векселей;
• система предусматривает сохранение валютного эквивалента;
• возможность потребителям выбрать для себя наиболее выгодные условия участия в программе:
• заработать на этом деньги при небольших вложениях; купить жилье по низким ценам при больших вложениях;
• при оплате квартиры в размере 50-75% общей площади иметь возможность закрепить ее за собой и достраивать по индивидуальному заказу;
• в лице системы ПО иметь юридическую защиту и гарантии как пайщику, в отличие от индивидуального вкладчика в строительство.
Схема самого инвестирования в строительство выглядит примерно следующим образом:
1. Начало строительства.
Строительство производится на средства паевого фонда путем долевого участия (если возможно заключение такого договора), предоставления займа или авансирования пайщика-строителя. Пайщик-строитель может иметь при этом обычный взнос по условиям Устава, если нет целесообразности в другом взносе (имущественные права и пр. для исключения ст.40 НК РФ, предоставления гарантий и пр.). Но этот имущественный взнос предназначен не для распределения между пайщиками, а для возврата Застройщику.
Учитывается себестоимость строительства.
* 2. В течение строительства.
Затраты Общества списываются через целевые фонды.
Общество содействует пайщикам в заключении договоров долевого участия (в момент когда это возможно) на приобретение готовых квартир между пайщиками и Застройщиком. Договора могут заключаться по окончании строительства.
3. Окончание строительства.
Средства Общества оплаченные Застройщику по договору займа и/или долевого участия учитываются при расчетах пайщиков по условиям заключенных ими договоров с Застройщиком в счет возврата паевых взносов пайщикам. При наличии у Общества договора долевого участия применяется цессия на пайщиков
Остаток паевого взноса пайщика исчисляется как:
изначальный паевой взнос - израсходованные и списанные суммы - себестоимость
3.2. Потребительская кооперация в организации некоторых видов деятельности
Очень эффективной деятельностью ПО является обслуживание коммерческих оборотов коммерческих и некоммерческих организаций путем разработки и внедрения механизмов хозяйственных расчетов основанных на потребительской кооперации.
На протяжении более полутора десятков лет с начала развития предпринимательства в СССР, а впоследствии затем и в России, большинству наших инициативных граждан довелось испытать удовольствие от работы во всех организационно-правовых формах предприятий и организаций. Первые кооператоры под воздействием политических, силовых и журналистских кругов в сознании общества запечатлелись лишь с негативной стороны: рвачи, хапуги, нувориши на горе народа. Что, в общем, имело место быть на самом деле и создавалось целенаправленно. Наши коммерческие организации не могут существовать вне пределов криминального поля, успешно возделанного государственными чиновниками, отчего добросовестному предпринимателю, который чтит ГК и УК РФ, как представляется на первый взгляд, нет места в существующем деловом мире. Однако, это лишь на первый взгляд. Приспособиться к работе государственной «прессовочной машине» все-таки можно. Более внимательное изучение ГК РФ дает добросовестному предпринимателю сильный импульс для уважения родного государства и его законодателей, которые оставили ему достаточную возможность работать независимо и правильно: это соответствующие статьи ГК, НК РФ и федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ». И если вы сделали свой выбор в пользу создания вашего предприятия, фирмы или холдинга в виде потребительского общества или с его участием, то это правильный выбор, который позволит вам использовать опыт практического кооперативного движения и решить поставленные перед собой задачи по производству, продвижению и реализации своих целей не перегружая себя и свое предприятие бременем поиска средств по взаимодействию с фискальными органами. Вы сможете почувствовать, как легко становится жить деловому человеку и его организации без нарушений законодательства, без затратных поблажек силовиков и фискалов, без разнообразных и разносторонних «наездов» и «масок-шоу». Финансовые механизмы, присущие ПО, настолько привлекательны, что становится неловко даже думать о левой двойной бухгалтерии и черной кассе. Оптимизация всех уровней хозяйственной и финансовой деятельности позволяет интенсивно и постоянно развиваться, обновляя основные фонды и совершенствуя технологию; реинвестировать прибыль в свой бизнес, не прибегая к сохранению капитала за рубежом, обогащать экономику и социальную сферу своей Родины, а не забугорных офшоров и штатов.
Применение механизмов финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации дает и такие жизненно-важные результаты, которые не выражаются в цифрах:
• легализация оборотов имущества и денежных средств;
• отсутствие надобности некоторых видов лицензирования, кассовых аппаратов;
• повышение инвестиционной привлекательности объектов и предприятий;
• защита имущества (особенно производственных комплексов) от нереальных аппетитов кредиторов;
• прозрачность в движении средств;
• упрощение хозяйственной схемы и схемы управления;
• ликвидация недостатков в вопросах защиты прав потребителя;
• защита интересов трудовых коллективов и руководителей подведомственных организаций.
И хотя сложно говорить о макроэкономических схемах и моделях применения потребкооперации, но достаточно впечатляет эффективность их применения по разработанной концепции развития одной из крупных компаний сотовой связи: при существующих налоговых платежах около 11,5 миллионов долларов США в квартал есть возможность сэкономить до 8 миллионов долларов США, т.е. до 75% налоговых издержек, не нарушая законодательства. Мы не рассматриваем указанные в этом комментарии суммы как дополнительный «карманный» заработок предпринимателей, но эти средства могут пойти на снижение цен для потребителя (на борьбу с ложными ценами (как вариант применить термин безнравственный произвол), создание целевых общеполезных фондов, содействующих развитию самоуправления, которое в настоящее время пытается организовать наше государство.
3.2.1. Организация дисконтной системы торговли или предоставления услуг для пайщиков
Основой дисконтной системы розничной торговли или предоставления услуг для пайщиков является ПО, в состав которого входят как физические, так и юридические лица (рис.12). Целью данной схемы является предоставление скидок не за счет недополученного дохода, а за счет снижения и экономии издержек предприятия - источника товаров и услуг. В качестве юридических лиц-учредителей ПО целесообразно включить местную администрацию, кредитно-финансовую организацию (банк) и организацию розничной торговли (магазин) или предоставляющую услуги. Пайщики -физические лица представляют собой обслуживаемое в дисконтной системе население. Процедура вступления в ПО предусматривает подачу заявления и оплату вступительного взноса и минимального паевого взноса. Пайщику выдается документ о его членстве в потребительском обществе (возможно в виде пластиковой карты). Между потребительским обществом и пайщиком - организацией розничной торговли (магазином) или предоставляющей услуги заключается договор о предоставлении скидок при приобретении товаров (услуг) пайщиками ПО. Скидки пайщику предоставляются при предъявлении документа о его членстве в потребительском обществе.
Для осуществления вышеуказанной схемы предлагается обеспечить каждого пайщика документом о членстве в виде пластиковой карты по предъявлении которой ему будет предоставляться скидка. Пластиковые карты потребительского общества (далее - дисконтные карты) могут использоваться для получения скидки в системе розничной торговли (продуктами питания, ТИП, мебелью, бытовой техникой и т.п.), в области оказания услуг (бытовых, авторемонтных, образовательных, физкультурно-оздоровительных и прочее), в клубных структурах.
Дисконтные карты распространяются на предприятии путем создания при нем отдельного ПО или кооперативного участка. Далее, с помощью различных информационных приемов, в общество привлекаются пайщики, для которых действует или отдельная касса или все кассиры являются представителями ПО.
Организация расчетов может происходить в двух вариантах. По первому варианту, в оставшейся, за исключением суммы скидки, части стоимости приобретаемых товаров пайщик-покупатель расплачивается в организации наличными деньгами. При этом используемая в организации ККМ должна позволять пробивать на чеках сумму скидки, надпись "Пайщик", "Скидка" или другое подобное. По второму варианту, средства пайщика, необходимые для оплаты стоимости продукции и услуг, включая его некоммерческие взносы в ПО, передаются пайщиком представителю ПО (либо кассиру ПО) согласно выданному им счету-поручению. Впоследствии, ПО расплачивается с предприятием за пайщиков безналичным расчетом.
Данной схемой предусмотрено разделение себестоимости товаров и услуг и других имущественных интересов пайщиков-предприятий их работников, поставщиков и партнеров, что позволяет покрыть затраты предприятия, а из сэкономленных средств предоставить реальную скидку пайщику и сформировать общественно полезные фонды для совместного использования членами ПО. За счет сформированных фондов ПО может оказывать своим пайщикам - юридическим и физическим лицам различные услуги, материальную и финансовую помощь.
Рис. 12 Примерная схема дисконтной системы.