Принципы и методы налогообложения
Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы в конце 18 века Адамом Смитом, который считал в их основе справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.
Все это было расширено и систематизировано немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, объединившим все принципы налогообложения в четыре группы (табл. 1).
В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:
ü стабильность налогового законодательства;
ü правовой характер взаимоотношений налогоплательщиков и государства;
ü равномерное распределение тяжести налогового бремени между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
ü соразмерность взимаемых налогов доходам налого-плательщиков;
ü удобство способов и времени взимания налогов;
ü равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
ü минимальность издержек по сбору налогов;
ü нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
ü доступность и открытость информации по налогообложению;
ü соблюдение налоговой тайны.
Таблица 1
Система принципов А. Вагнера
Группы принципов | Принципы |
Финансовые принципы организации налогообложения | Достаточность налогообложения Эластичность (подвижность) налогообложения |
Народнохозяйственные принципы | Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом) Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения |
Этические принципы (принципы справедливости) | Всеобщность налогообложения Равномерность налогообложения |
Административно-технические правила (принципы налогового управления) | Определенность налогообложения Удобство уплаты налога Максимальное уменьшение издержек взимания |
В ст. 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах» формулируются отдельные принципы установления налогов и сборов. Нормы данной статьи имеют существенное значение для системы правового регулирования обложения налогами и сборами, однако подавляющее большинство положений статьи носит декларативный характер или сформулировано излишне кратко.
В п. 1 ст. 3 НК РФ воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ о том, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». Данная норма устанавливает принцип правового характера налоговых взаимоотношений.
Далее сформулированы принципы всеобщности и равенства прав налогоплательщиков, а также необходимость учета возможностей налогоплательщиков по уплате налогов. Принцип всеобщности налогообложения устанавливает обязанность каждого члена общества участвовать в уплате налогов и исключает предоставление индивидуальных льгот и привилегий при уплате налогов.
Декларируя «равенство налогообложения», законодатель под этим подразумевает равенство прав налогоплательщиков, а не обязанность государства устанавливать одинаковое налоговое бремя для всех категорий налогоплательщиков. Обязывая каждое лицо уплачивать законно установленные налоги и сборы, НК РФ определяет обязанность государства при установлении налогов учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога. Следует отметить, что при этом законодатель не упоминает о необходимости учитывать фактическую способность плательщиков нести обязанности по уплате сборов.
В п. 2 ст. 3 НК РФ декларируется принцип недискриминации обложения налогами и сборами. Следует обратить внимание на то, что законодатель вводит запрет на установление любых особых условий налогообложения в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Данная норма НК РФ не запрещает устанавливать различные условия налогообложения, относящиеся к способу определения налоговой базы, налогового периода, допускает различия в порядке и способах исчисления налога или сбора в порядке, способах и сроках уплаты.
Принцип обоснованности норм налогового законодательства и принцип недопустимости создания препятствий реализации граж-данами своих конституционных прав приводятся в п. 3 ст. 3 НК РФ. Законодатель не разъясняет, что понимается под «экономическим основанием» налогов и сборов. В определенной мере этот вопрос раскрывается в ст. 38 НК РФ, определяющей объект обложения налогом или сбором. Обложение налогами и сборами представляет собой ограничение права собственности, закрепленного в
ст. 35 Конституции РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В п. 4 ст. 3 НК РФ сформулирован принцип единства экономи-ческого пространства РФ. В соответствии со ст. 74 Конституции РФ, не допускается в РФ установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров и услуг, но они могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Пункт 5 ст. 3 НК РФ содержит жесткие правила установления, изменения или отмены налогов и сборов, в которых находит свое выражение принцип разграничения полномочий в сфере налогового законодательства. Установление, изменение или отмена федеральных налогов и сборов возможна только путем внесения соответствующих изменений в НК РФ. Установление, изменение или отмена налогов и сборов субъектов РФ возможна только путем внесения соответствующих законов субъектов РФ о налогах и сборах. Установление, изменение или отмена местных налогов и сборов осуществляется принятием нормативных правовых актов о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.
Запрет на возложение обязанностей по уплате налогов и сборов (также иных взносов и платежей, обладающих установленными
НК РФ признаками налогов и сборов), не предусмотренных НК РФ либо установленных в ином порядке, чем это определено в НК, выражает принцип недопустимости нарушения прав и законных интересов налогоплательщика. В этой норме закрепляется гарантия обеспечения прав и законных интересов налогоплательщика.
В п. 6 ст. 3 НК РФ формулируется принцип определенности правил налогообложения. При установлении налогов должны быть установлены все обязательные элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах не должны содержать внутренних противоречий, а также текстуальных и смысловых неясностей. Отдельные акты законодательства о налогах и сборах не должны противоречить друг другу.
В п. 7 ст. 3 НК РФ устанавливается принцип истолкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу плательщика налога или сбора. Фиксация соответствующей нормы представляет собой конкретизацию принципа определенности правил налогообложения. Данная норма направлена на обеспечение защиты прав плательщиков налогов и сборов, главным образом, права собственности.
К методам уплаты налога можно отнести следующие:
- наличный платёж- плательщик вносит в бюджет государства определённую сумму денег в наличной форме;
- безналичный платёж - перечисление через банк со счёта клиента на счёт бюджета;
- гербовые марки, то есть оплата налога осуществляется покупкой плательщиком специальных марок и наклейкой их на официальный документ, после чего он имеет законную силу;
- продукция, произведенная налогоплательщиком или специальными действиями (например, посадка лесных саженцев в счёт лесного налога).
Метод налогообложения - порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы
Выделяют следующие методы налогообложения:
• равное;
• пропорциональное;
• прогрессивное;
• регрессивное.
Равное налогообложение предполагает установление фикси-рованной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой.
Примером равного налогообложения может служить подушный налог, исторически один из наиболее ранних. Его платили еще в Китае в XII в. в современных условиях в экономически развитых странах подушный налог используется редко. В Японии, например, взимается 3200 иен в год с каждого жителя, а во Франции этот налог задействован в качестве одного из источников формирования местных бюджетов.
Пропорциональное налогообложение предполагает установле-ние для каждого налогоплательщика фиксированной ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.
Большинство российских налогов строится на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли) – 24 %, по НДС установлены две основные ставки - 18 и
10 %. Причем ни та, ни другая не зависит от объемов налоговой базы.
Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообло-жения используется, как правило, при обложении доходов и реже при обложении имущества.
При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.
В рамках моделей налогообложения самостоятельное направление представляет регрессивное налогообложение, которое можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предпола-гающего отрицательный коэффициент прогрессии. При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается. В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко.