Принципы и методы налогообложения

Принципы построения налоговой системы РФ изложены в ст. 3 главы 1 Налогового кодекса РФ:

- каждое лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы;

- законодательство о налогах и сборах основывается на при­
знании всеобщности и равенства налогообложения;

- при установлении налогов учитывается фактическая спо­
собность налогоплательщика к уплате налога;

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный ха­
рактер и различно применяться исходя из социальных, ра­
совых, национальных, религиозных и иных подобных кри­
териев;

- при установлении налогов должны, быть определены все
элементы налогообложения;

- акты законодательства о налогах и сборах должны быть
формулированы таким образом, чтобы каждый точно знал,

° акие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен пла­тить;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности

актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

С проблемой установления налоговых ставок непосред­ственно связан применяемый в каждом'конкретном случае метод налогообложения, т.е. порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют следующие методы налогообложения:

- равное;

- пропорциональное;

- прогрессивное;

- регрессивное.

Равное налогообложение предполагает установление фик­сированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми став­ками и налоговой базой.

Пропорциональное налогообложение предполагает установ­ление для каждого налогоплательщика фиксированной став­ки, которая не меняется в зависимости от динамики налого­вой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.

Большинство российских налогов строятся на основе про­порционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины по­лученной прибыли, по НДС установлены две ставки — 18 и 10%, налог на доходы физических лиц в России также взима­ется на основе пропорционального метода налогообложения.

Прогрессивное налогообложение предполагает рост налого­вой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид на­логообложения используется, как правило, при обложении доходов и реже при обложении имущества.

Регрессивное налогообложение можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрица­тельный коэффициент прогрессии. При регрессивном налого­обложении налоговая ставка не растет по мере роста налого­вой базы, а, напротив, снижается.

Налоговая система РФ

Государственная налоговая система — это совокупност) императивных, т.е. повелительных и не допускающих выбо ра форм обобществления части совокупного дохода организа ций и граждан, структурированная в подсистемы подоходных потребительских, ресурсных и имущественных налогов, атак же комплекс экономико-правовых и методико-функциональ; ных принципов и реализующих их действий государственны* органов управления в лице финансовых и налоговых админи страций.

Государственная налоговая система, как организационно правовой механизм, отражает все достоинства и недостатки конкретного экономического пространства и конкретной сис­темы государственного устройства и управления. По состоя­нию налоговых правоотношений в государстве судят о его про­грессе и регрессе.

Принципиальные основы построения национальных на логовых систем определяет Конституция конкретного госу­дарства. Принципы построения государственной налоговой системы есть свидетельство не только состояния государ­ственной власти, но и индикатор цивилизованности общества в целом.

Принципы построения налоговой системы РФ изложены в ст. 3 главы 1 Налогового кодекса РФ:

- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

- законодательство о налогах и сборах основывается на при­знании всеобщности и равенства налогообложения;

- при установлении налогов учитывается фактическая спо­собность налогоплательщика к уплате налога;

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный ха­рактер и различно применяться исходя из социальных, ра­совых, национальных, религиозных и иных подобных кри­териев;

- при установлении налогов должны, быть определены все элементы налогообложения;

акты законодательства о налогах и сборах должны быть формулированы таким образом, чтобы каждый точно знал,

° акие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен пла­тить;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности

актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Государственная налоговая система как целостная и организованная структура работает в заранее заданном пра­вовом режиме, организованном в соответствии с экономиче­ской логикой и положениями Конституции государства. Выс­шие цели, видение, целевые установки, принципы организа­ции системы налогообложения и принципы управления ею образуют предмет Налоговой политики государства. Основу данной политики составляет налоговое право. Положениям налогового права должна подчиняться вся внутренняя орга­низация системы, включая ее функциональные подсистемы: планирование и прогнозирование, регулирование и контроль.

Действующая налоговая система государства — это:

1. Свод прав и обязанностей участников налоговых дей­ствий. Совокупность конкретных видов налогов, платежей,сборов. Алгоритмы формирования их налогооблагаемых бази сумм налоговых расходов.

2. Федеральные и региональные налоговые администрации(Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ, структуры Мини­стерства финансов (МФ) РФ по вопросам налогообложения идругие органы).

3.Научно-исследовательские структуры ФНС РФ, МФ РФ, ассоциации ученых и практиков, занятые поиском более со­вершенных концепций налогообложения.

4.Различные органы судебной власти, прокуратуры, ар­битражные суды.

Наши рекомендации