Принципы и методы налогообложения

Статья 3 НК РФ устанавливает основные принципы налого­обложения (основные начала законодательства о налогах и сборах):

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В первую очередь необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, т. е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну.

Существует два подхода к реализации принципа равенства и справедливости.

Первый подход состоит в обеспечении выгоды налогопла­тельщика. Согласно этому подходу - уплачиваемые налоги соот­ветствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т. е., налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здра­воохранения и т. д., и т. п. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюдже­та.

Второй подход в реализации принципа равенства и спра­ведливости состоит в способности налогоплательщика платить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности.

Следующий принцип - принцип эффективности налогооб­ложения, который включает в себя следующие принципы:

- налоги не должны оказывать влияние на принятие эконо­мических решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным;

- не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. По­этому не имеют права на существование налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пре­делах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

- налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности извест­ны налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона

о налоге налоговым чиновником;

- максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, ад­министративные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть мини­мальными.

Принцип одновременности обложения означает, что в нор­мально функционирующей налоговой системе не должно допус­каться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объ­ект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа стабильности налоговых ставок. Реа­лизация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые став­ки должны утверждаться законом и не должны часто пересмат­риваться.

Одновременно с этим принципом в налоговой практике не­редко используется и принцип дифференциации ставок, в зави­симости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем, при его применении не должно допускаться введение индивидуальных ставок налогооб­ложения так же, как и введение максимальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщика свертывать экономическую деятельность.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных

налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их упла­ты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система РФ включает следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные, а также специ­альные режимы.

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Федерации и вводимые в действие законами субъектов Федерации. Эти налоги обяза­тельны к уплате на территории соответствующих субъектов Федерации.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нор­мативными правовыми актами представительных органов мест­ного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного само­управления и обязательны к уплате на территории соответст­вующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Кроме того, НК РФ устанавливаются специальные налого­вые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

Классификация налогов - это система их группировки по определенным признакам.

По уровню действия налоги подразделяются на федераль­ные; региональные; местные.

По методу установления налоги делятся на: прямые; кос­венные. Прямые налоги направлены на имущественные объекты либо доходы (прибыль). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. К косвенным налогам относят платежи, включаемые в цену товара (работы, услуги) - это НДС, акцизы.

По соотношению изменения налоговых ставок и доходов налоги делятся на:

- прогрессивные (средняя ставка повышается по мере возрастания дохода (налоговой базы);

- пропорциональные (налоговая ставка остается не­изменной, независимо от размеров дохода);

- регрессивные (ставка понижается по мере роста налоговой базы).

По объекту налогообложения:

- налоги на имущество;

- ресурсные налоги (включая земельный налог);

- налоги на доход или прибыль;

- налоги на действия (хозяйственные акты, финан­совые операции)

- прочие.

Различают также маркированные и немаркированные на­логи. Увязка налога с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога. Соот­ветственно маркированным налогом называется налог, имеющий целевой характер, что означает, что соответствующее поступле­ние не может расходоваться ни на какие другие цели, кроме той, ради которой он был введен. Примером могут служить страховые взносы на обязательное социальное и пенсионное страхование. Прочие налоги являются немаркированными.

Основные элементы налога

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения; · налоговая база; · налоговый период; · налоговая ставка; · порядок исчисления налога; · порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказан­ных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количест­венную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связы­вает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физиче­скую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (могут быть твердыми или процентными; процентные ставки могут быть про­порциональными, прогрессивными, регрессивными). Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по фе­деральным налогам устанавливаются НК РФ.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляет­ся сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации при­знается день ее государственной регистрации. При создании ор­ганизации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующе­го за годом создания.

Порядок уплаты налога - это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Основны­ми методами взимания налога являются:

- кадастровый - предполагает использование кадастра, т.е. реестра, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога;

- у источника выплаты дохода - исчисляется и удерживается тем юридическим лицом, которое выплачивает доход субъекту налога;

- по декларации - изъятие налога после получения дохода предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые орга­ны декларации о полученных доходах.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются приме­нительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно насту­пить или произойти, либо действие, которое должно быть совер­шено. Сроки совершения действий участниками налоговых пра­воотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Участники налоговых правоотношений. Их права и обязанности

Налогоплательщик (субъект налогообложения) - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физическое лица, на которых в соответствии с Ко­дексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (ст. 19 части первой НК РФ).

Права налогоплательщиков - это гарантии правильной, точ­ной реализации налогового законодательства.

Права налогоплательщиков:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативно-правовых актов муниципальных образований о местных налогах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой налогов. Это основные обязанности налогоплательщиков. Ко второй груп­пе отнесены предъявляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обя­занностей. Это факультативные обязанности налогоплательщи­ков. (ст. 23 НК РФ).

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соот­ветствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удер­жанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет­ную систему РФ. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанности налоговых агентов: см. п. 3 ст. 24 НК РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременно­стью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Феде­рации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременно­стью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

В указанную систему входят федеральный орган ис­полнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанно­сти налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в со­ответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, иными федеральными законами.

Министерство финансов РФ дает пись­менные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязатель­ные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Россий­ской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых ак­тов органов местного самоуправления о местных налогах и сбо­рах.

По запросу налоговых органов органы внутренних дел уча­ствуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Перечень прав и обязанностей налоговых органов установ­лен статьями 31 и 32 НК РФ.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Наши рекомендации