Виды анализа розничного товарооборота, их характеристика
Развитие розничного товарооборота оценивается с применением следующих видов анализа:
анализа по временным рядам;
оперативного;
сравнительного;
стратегического.
Анализ по временным рядам. Динамика розничного товарооборота характеризуется временными рядами, построенными за ряд истекших периодов с учетом изменения цен.
Индекс товарооборота в фактических ценах (в ценах соответствующих лет) отражает изменение в анализируемом периоде объема реализации (qi0 — в базовом периоде за i-е число лет; qi1— в отчетном периоде за i-е число лет) и цен на проданные товары (Pi0 — в базовом периоде за i-е число лет; Pi1 — в отчетном периоде за i-е число лет); n — число лет:
Обязательным условием достоверности построенных временных рядов является выражение товарооборота в одинаковых (сопоставимых) ценах, т. е. расчет индекса физического объема товарооборота, если предприятие ведет количественный и стоимостный учет:
Если же количественный учет не ведется, то индекс физического объема товарооборота (Iq) определяется соотношением индексов товарооборота в действующих ценах (Iqp) и индекса цен (Ip), исчисленного по схеме среднегармонического индекса:
где ip = P1 / P0
Индексные пересчеты позволяют определить не только относительные изменения розничного товарооборота, но и измерить влияние фактора количества и фактора цен на это изменение.
Схема расчета при этом будет следующей:
влияние цен.
Вышеизложенная методика расчета и пересчета индексов позволяет установить тенденции в развитии товарооборота.
Сравнение тенденций развития розничного товарооборота с тенденциями развития других показателей, проведенное при помощи графического метода анализа, позволяет выявить соответствие направлений их изменения принятым целям и задачам.
Оперативный анализ. Значимость оперативного анализа в современных нестабильных условиях переходного периода с ориентацией целей на прибыль и обеспечение конкурентоспособности значительно возросла. Оперативный анализ позволяет сделать своевременную корректировку управленческих решений, что дает возможность достичь запланированных целей развития.
Оперативный анализ осуществляется по данным ежедневного поименного учета продаж в стоимостном выражении в целом по предприятию, по его подразделениям. Количество покупок за этот же период определяется по чекам. На основании ежедневного учета производится накопительный анализ по пятидневкам, декадам от поставки до поставки, в сравнении с планово-расчетными показателями, с нормативом, с однотипными предприятиями.
Оперативный учет и накопительный анализ ведутся в журналах в произвольном виде. В ходе него необходимо отразить цели анализа и его задачи. Такие данные позволяют выявить отклонения от заданий и нормативов, определить ритмичность, равномерность реализации, сезонную колеблемость, соответствие режима работы потоку покупателей. Ежедневный учет продаж дает возможность определить:
улучшается или ухудшается продажа из месяца в месяц;
какие изделия (услуги) продаются хорошо, какие плохо;
в какой части города (местожительства) те или иные изделия имеют наибольший спрос;
наблюдаются ли в продаже за последний год существенные взлеты и падения;
сколько заказов на покупку какого-то товара вы получили от покупателя за последние 12 месяцев;
известно ли общее количество продаж и заказов не только в стоимостном, но и натуральном исчислении;
какую прибыль или убыток приносит реализация конкретного ассортимента;
какие товары выходят из моды;
какое время года способствует продаже, какое — нет;
изделия каких поставщиков, с каким оформлением и каких моделей предпочитают покупатели в первую очередь;
как идут дела в подведомственных подразделениях;
как реализуются новые товары, не теряют ли рынок сбыта старые.
Подобный учет продаж позволяет не только оценить состояние продаж, но и выявить причины их уменьшения, что даст возможность принять правильные управленческие решения по устранению негативных моментов, ускорению оборачиваемости товаров и снижению издержкоемкости торгового процесса, а тем самым и повышению конкурентоспособности фирмы.
Основными причинами снижения объема продаж могут быть: действия конкурентов; устаревший ассортимент; ассортимент, не соответствующий спросу покупателей; узость ассортимента (артикулы не отличаются друг от друга); неудовлетворительное обслуживание; неэффективная работа коммерческих служб, некачественное и неполное исполнение коммерческих функций; товар поступает с опозданием и не в таких объемах, как это необходимо для развития товарооборота.
В зарубежной практике накопительный анализ ограничен недельным циклом. В предпринимательстве этот цикл считается наиболее удачным, и он связан со сроками выплаты заработной платы. В торговле и сфере обслуживания неделя — еще более естественный отрезок времени. Каждый день недели по объему проданных товаров имеет ярко выраженный характер, что отражает множество факторов. В понедельник накопившаяся за выходные дни усталость сопровождается снижением покупательских намерений, по пятницам — спешка и сборы, поездки за город, походы за покупками и истощившиеся запасы продуктов в кладовой и холодильниках, полный кошелек в день получки и пустой — за день до нее (как известно, за рубежом заработная плата выплачивается еженедельно, в нашей практике установлен 15-дневный интервал).
Качественный оперативный учет в разрезе ассортиментной структуры розничного товарооборота возможен при помощи ПЭВМ и многосчетчиковых кассовых машин со специальными приставками.
Важным условием обеспечения управляемости процессом развития розничного товарооборота служит ритмичность реализации товаров за тот или иной промежуток времени. Требования к ритмичности обусловливаются не только непрерывностью потребления и производства, но и необходимостью обеспечения поступательного выполнения планового задания, что обеспечит своевременность поступления денег на расчетный счет и оплаты счетов за поставку товаров, ускорение товарооборачиваемости, а тем самым прибыльность и конкурентоспособность. Нормально работающие предприятия имеют относительно постоянную величину товарооборота по дням недели с учетом специфики продажи товаров каждого дня.
Оценка сезонности колеблемости продаж осуществляется двумя методами: на основе эмпирических данных выявляют общую тенденцию (с использованием методов скользящей средней или по уровню прямой параболы второго порядка), а затем фиксируют сезонные колебания с помощью графического метода, используя информацию о показателях фактического объема розничного товарооборота по месяцам за ряд лет.
Сравнительный анализ розничного товарооборота проводится в целях оценки позиций предприятия на рынке и выявления резервов роста объема продаж в сравнении с другими предприятиями, нормативами, с достижениями наиболее удачливых конкурентов. Сравнивают обычно следующие показатели: общий объем розничного товарооборота, темп роста сопоставимого товарооборота, удельный вес в товарообороте основных товарных групп, средний оборот на одного продавца и на одного работающего, удельный вес мелкооптовой продажи, среднюю стоимость покупок, формы продажи, режим работы, товарооборот в расчете на 1м2 торговой площади.
При проведении сравнительного анализа чаще всего используются методы группировок, ранжирование, логический, прямого сравнения. Группировка предприятий производится в зависимости от товарного профиля, степени их специализации, форм продажи, торговой площади, форм собственности. Схему сравнения конкурентоспособности фирм (предприятий) можно представить следующим образом (табл. 1).
Табл. 1. Сравнительная оценка рыночных позиций конкурентов
Стратегический анализ. В основе современного анализа работы предприятий (фирм) лежит анализ стратегий. Известно несколько подходов к проведению такого анализа: анализ стратегии по Минцбергу и анализ конкуренции по Портеру.
В 1984 г. была опубликована статья М. Минцберга (США) «Стратегия в трех видах», в которой отражены новые взгляды на решающие факторы успеха. По Минцбергу различают три различных типа развития стратегии: плановая модель, модель предпринимательского типа, модель обучения на опыте.
По плановой (портфельной) модели определение стратегии — это обдуманный, осознанный и контролируемый процесс. Эта модель рассматривает стратегию как процесс планирования, в соответствии с моделью назначаются исполнители, ответственные за разработку стратегии. Модель предполагает, что за определением стратегии в установленное время автоматически последует ее реализации.
По модели предпринимательского типа формулировка стратегии — это полуосознанный процесс, который происходит в уме лидера-предпринимателя. Свое видение сценария развития бизнеса предприниматель строит на основе логики функционирования отраслей и осмысливания имеющихся тенденций.
Модель обучения на опыте основана на следующих моментах:
определение стратегии развивающихся и одновременно повторяющихся процессов требует взаимной отдачи и восприимчивости;
стратегия представляет собой модель, чутко реагирующую на воздействие внешних факторов, а потому стратег должен быть готовым пересмотреть в случае необходимости выбранную линию поведения.
Опыт выше предложенных моделей показал, что успех предприятия (фирмы) зависит от умелого сочетания всех трех моделей, без предоставления исключительного права одной из стратегий.
Анализ конкуренции по Портеру, как часть стратегического и сравнительного анализа, ставит перед собой цель оценить, какие изменения в стратегии могут предпринять ваши конкуренты и в связи с этим как фирма с учетом их действий может использовать свои преимущества.
Он содержит ответы на следующие вопросы:
1. Каковы шансы ваших кункурентов на успех?
2. Как данный конкурент скорее всего отреагирует на возможные стратегические ходы других конкурентов?
3. Как отреагировали бы конкуренты на возможные многочисленные изменения в отрасли и внешнем окружении?
4. С кем в отрасли вы хотели бы соперничать и какими средствами?
5. Чего конкурент надеется добиться своими стратегическими ходами, и как вам следует его рассматривать?
6. От чего вам следует держаться подальше, чтобы избежать провокационных контрмер, которые могут причинить вам неприятности или вызвать дополнительные затраты?
Анализ конкуренции включает следующие компоненты:
будущие цели | Знание целей конкурента позволяет определить его удовлетворенность своим положением и финансовыми результатами, а тем самым позволит спрогнозировать его действия |
предложения | Оценка конкурентом самого себя. Предложения конкурентов относительно отрасли и других действующих в ней предприятий |
возможности | Оценка слабых и сильных сторон конкурентов, их возможностей и угрожающих факторов |
текущая стратегия | Оперативная программа, разработанная для , каждого подразделения (явная или скрытая) |
Знание компонентов анализа позволит ответить на выше поставленные вопросы.
На рынке действует пять сил конкуренции:
o проникновение новых конкурентов;
o угроза появления на рынке новых товаров-субститутов, произведенных по новой технологии;
o возможности покупателей;
o возможности поставщиков;
o конкуренция между компаниями, укрепившимися на рынке.
Интенсивность конкуренции определяется следующими факторами:
1. Большое число конкурентов или примерное равенство сил.
2. Медленный рост отрасли.
3. Высокий уровень постоянных издержек в виде накладных расходов или стоимости товарно-материальных запасов.
4. Отсутствие уникальности (издержек конверсии).
5. Количественный скачок в мощностях.
6. Различного рода конкуренты.
7. Высокая стратегическая значимость.
8. Высокие выходные барьеры.
Группа покупателей (торговые предприятия) обладает силой, если она удовлетворяет следующим критериям:
она сконцентрирована или покупает относительно большие объемы товаров;
продукция, которую она покупает, представляет важную часть закупок в отрасли производства;
продукция, которую она покупает, стандартизирована;
она нечувствительна к издержкам конверсии (уникальна);
ее нормы прибыли невелики;
от продукции отрасли не зависит качество обслуживания или оказываемых услуг;
она хорошо информирована.
Поставщики оказывают сильное давление на потребителей, угрожая поднять цену, снизить качество товаров, в условиях дефицита продать товар другому покупателю. Сильные поставщики (монополисты) могут снизить прибыльность продажи товаров в рознице, так как не всегда удается покрыть рост издержек значительным ростом цен.
Позиции поставщиков сильнее по сравнению с позициями покупателей при следующих условиях:
когда они занимают доминирующее (монопольное) положение на рынке данной продукции;
когда отсутствует конкуренция с производителями заменителей их продукции;
когда торговля не является самым важным заказчиком;
когда продукция поставщика имеет важное значение для торгового предприятия и она уникальна;
когда поставщики настолько сильны, что могут проникнуть в торговую деятельность (фирменные магазины).
Применительно к розничному товарообороту стратегический анализ означает: проверку своей стратегии (прибыль, доля на рынке, завоевание покупателя) на конкурентоспособность посредством оценки правильности применения различных стратегических моделей (плановая, предпринимательского типа, обучения на опыте) и уровня конкуренции через сравнение плановых и достигнутых объемов продаж по сравнению с однотипными торговыми предприятиями.