Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи

1. Анализ общего объема и структуры товарооборота.

Задача №1.

Проанализируйте выполнение плана товарооборота в действующих и сопоставимых ценах. Дайте оценку полученных результатов.

  Группы товаров т/оборот за квартал тыс. руб.   Индекс цен   т/оборот в соп. ценах тыс. руб. % выполнения плана
План Фактич. в дейст. ценах в сопос. ценах
5 (3:4) 6 (3:2 * 100) 7 (5:2 * 100)
Трикотаж 242,0 329,57 1,5      
Галантерея 369,0 617,71 2,0      
Итого: 611,0 947,28 -      

Задача №2.

Проанализируйте изменения в структуре товарооборота, сформулируйте выводы по результатам анализа.

Группы товаров План т/оборота на квартал Факт. т/оборот за квартал Индекс цен Т/оборот в сопост. ценах Выполнение плана, %
Сумма т.р. Уд. вес (%) Сумма т.р. Уд. вес (%) в дейст. ценах в соп. ценах
7 (4:6) 8 (4:2 * 100) 9(7:2 * 100)
Ткани 115,0   162,5   1,3      
Обувь 276,0   302,5   1,2      
Трикотаж 149,0   171,8   1,15      
Итого: 540,0 100,0 636,8 100,0        

3. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости.

Задача №3.

Проверьте состояние товарных запасов и товарооборачиваемости по магазину за 1 квартал. В ходе анализа рассчитайте фактическую товарооборачиваемость и товарные запасы в днях на 01.04.2003г. сравните их с оптимальным размером. Дайте оценку полученным результатам.

Товарные запасы составили (т.р.):

¨ на 01.01 – 204,0;

¨ на 01.02 - 208,1;

¨ на 01.03 – 230,1;

¨ на 01.04 - 246,0.

Фактически товарооборот за 1 квартал составил – 729 т.р.

Оптимальный размер товарных запасов и товарооборачиваемости – 25 дн.

4. Анализ товарооборота с учетом факторов.

Задача №4.

Методом цепных подстановок определите влияние на изменение товарооборота трудовых факторов: численности работников и производительности труда.



Показатели План Факт. в сопост. ценах Отклонение (+,-)
Товарооборот за квартал (т.р.). 496,0 485,0 -11,0
Среднесписочное число работников (чел.).   9,0     ?
Ср. выработка на 1 работника (т.р.). 55,111 ?   ?

Проверку правильности расчетов влияния факторов на объем розничного товарооборота выполните, используя прием разниц.

5. Анализ поступления товаров.

Задача №5.

Дайте оценку поступления товаров в магазин. По результатам анализа разработайте мероприятия по улучшению работы с поставщиками.

Источники поступления План Фактич. % выполнения
Сумма (т.р.) Уд. вес (%) Сумма (т.р.) Уд. вес (%)
Поступило всего 640,0 100,0 100,0  
В т.ч. от производителей 467,2 ? ?    
Через посредников ? ? ?    

ГЛАВА 5.

АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРОБОРОТА.

5.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа оптового товарооборота.

Оптовая торговля, как и розничная, представляет собой часть сферы товарного обращения .

Она осуществляет посреднические операции между хозяйственными организациями (предприятиями) в целях сбыта (реализации) продукции – с одной стороны; приобретения (купли) товаров для последующего использования в производстве или продажи розничным организациям (предприятиям) – с другой стороны.

Осуществляя связь с промышленностью, она выступает как заказчик товаров народного потребления, т.е. воздействует на объем выпуска продукции, широту ассортимента, обновление ассортимента и качества товаров.

Следовательно, оптовой торговле присущи следующие функции:

· преобразование производственного ассортимента товаров в торговый ассортимент;

· формирование запасов товаров;

· сглаживание цен;

· хранение товаров;

· доработка, фасовка и упаковка товаров;

· маркетинговые исследования рынка и рекламы;

· осуществление импортно – экспортных поставок.

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота.

Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления.

Оптовый товарооборот является одним из основных показателей хозяйственной деятельности оптовых предприятий.

Его объем и структура характеризует в известной мере степень развития производства и уровень народного потребления.

Хотя оптовому товарообороту и принадлежит определенная роль в развитии торговли, самостоятельного значения при оценке ее состояния этот показатель не имеет. Оптовый товарооборот не входит в систему народнохозяйственного плана, он применяется только на уровне оптового предприятия.

Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий:

· выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота;

· улучшение обслуживания покупателей;

· совершенствование товародвижения.

Задачи анализа оптового товарооборота:

Ø дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям;

Ø изучить их в динамике;

Ø выявить и определить влияние факторов на развитие оптового товарооборота;

Ø изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности (если они имеются);

Ø разработать меры по устранению недостатков и их предупреждению;

Ø определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия.

При анализе торговой деятельности оптового предприятия используют данные планов экономического и социального развития, бизнес – планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов и т.д.

5.2. Методика и последовательность проведения анализа оптового оборота по общему объему, формам продажи, в разрезе товарных групп.

В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают следующие показатели:

1. Выполнение плана и динамику общего объема оптового товарооборота по видам продаж и товарным группам в действующих и сопоставимых ценах.

Основная доля в общей оптовой продаже приходится на складской товарооборот, и определенную часть составляет розничная продажа (реализация товаров со складов и через розничную сеть, созданную оптовыми базами).

Сегодня доля транзитного товарооборота незначительна, т.к. розничные предприятия предпочитают выходить на прямые связи с промышленными предприятиями самостоятельно.

Анализ по видам продаж дает возможность сконцентрировать внимание на основных видах продаж, покупателях (предприятия и частные предприниматели), а в дальнейшем определить прогнозы по расширению своей деятельности и изменению профиля специализации с целью развития товарооборота.

Следует при анализе учитывать общий (валовой) товарооборот, включающий оптовую и розничную реализацию товаров. В состав последнего не включают, а выделяют отдельно внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям.

Состав оптового товарооборота характеризуется абсолютными и относительными показателями, т.е. суммой и удельным весом отдельных видов оптовой реализации товаров в общем объеме товарооборота.

В процессе анализа оптового оборота важно определить соотношение складского и транзитного оборотов с учетом получаемых доходов, прибыли и рентабельности.

Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе партий товаров и товарных групп).

5. Долю розничных и других покупателей в общем товарообороте по основным товарным группам и оценивают возможность работы с ними в перспективе, т.е. изучают оптовый товарооборот по направлению реализации товаров (по рыночным и внерыночным фондам).

Рыночный фонд - включает отпуск товаров предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания – для производства пищи и реализации покупных товаров.

Внерыночный фонд – включает отпуск товаров предприятиям легкой и пищевой промышленности для производственных нужд.

В процессе анализа проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и изучают причины выявленных отклонений (нарушения поставщиками договоров поставки товаров по общему объему, ассортименту, качеству и срокам поступления, транспортные затруднения, недостатки в организации оптовой торговли и т.д.).

Увеличение удельного веса рыночного фонда товаров в оптовом товарообороте положительно характеризует деятельность оптового предприятия.

Проводится анализ оптового товарооборота и по отдельным покупателям, особенно тем, с кем заключены договоры поставки товаров.

При анализе обращается внимание на равномерность отгрузки и реализации товаров с оптовых баз и способы оплаты за товар (предварительная, по мере отгрузки, с рассрочкой платежа).

6. отношение оптово – складского товарооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения.

Коэффициент звенности товародвижения характеризует количество промежуточных баз на пути следования товара от производителя до потребителя.

Исчисляется он отношением валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному) в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону.

С этой целью оптовому предприятию необходимо исследовать положение дел по закупкам товаров в разрезе поставщиков, выгодности поставок.

Это дает возможность предприятию делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему обеспечить получение прибыли, увеличить объем продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся финансовые проблемы.

Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество надежных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и наращивать объемы торговой деятельности.

А поэтому в процессе анализа нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем объеме поставок, но и постоянно иметь информацию об объемах и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать ее в своих интересах.

С этой целью оптовое предприятие должно привести доказательства обоснованной ценовой стратегии и провести расчет ее влияния на конечные результаты – объемы товарооборота и прибыли.

Анализ оптового оборота проиллюстрируем на примере оптовой базы

АП «Обувьторг» за 2003 год.

Табл. 14

Анализ выполнения плана по валовому (общему) товарообороту

АП «Обувьторг» за отчетный год.

(индекс цен – 1,2) (тыс. руб.)

  Состав товарооборота Фактически за прошлый год   Отчетный год   Отклонение     В % к прошлому году.  
Сумма Уд. вес % План Фактич. % выполнения плана От плана От прошлого года
Сумма Уд. вес % Сумма Уд. вес % Сумма Уд. вес % Сумма Уд. вес %
1. Оптовый товарооборот с участием в расчетах: а) в действующих ценах.     66,3     65,7     69,2   132,2   +22500   +3,5   +30000   +2,9   148,1
б) в сопоставимых ценах.     66,3   x   x     69,2     110,2     +7100   +3,5   +14600   +2,9   123,4
2. Розничный товарооборот: а) в действующих ценах .     33,7     34,3     30,8       +4745   -3,5   +9500   -2,9  
б) в сопоставимых ценах.     33,7   x   x     30,8   94,2   -2122   -3,5   +2633   -2,9     108,3
3. Валовой (общий) товарооборот: а) в действующих ценах.                                   125,6     +27245     x     +39500     x    
б) в сопоставимых ценах.         x   x         104,7   +4978   x   +17233   x   118,3
4. Внутренний отпуск товаров (своей розничной торговой сети): а) в действующих ценах.     13,6     14,4     17,8   128,9     +4440   +3,4   +7000   +4,2   154,7
б) в сопоставимых ценах.     13,6   x   x     14,8   x   +1140   +0,4   +3700   +1,2   128,9

Расчеты.

1). Определяют фактический товарооборот в сопоставимых ценах

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru О соп. цен О действ. цен

индекс цен

а) оптовый оборот с участием в расчетах

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru 92400 7700 (тыс. руб.)

1,2

б) розничный товарооборот

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru 41200 34333 (тыс. руб.)

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru 1,2

в) валовой (общий) товарооборот

7700 + 34333 = 111333 (тыс. руб.)

г) внутренний отпуск товаров

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru 19800 16500 (тыс. руб.)

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru 1,2

2). Удельный вес оборота с участием в расчетах

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru а) прошлый год 62400 * 100% = 66,3%

б) план 69900_ * 100% = 65,7%

в) фактически (в действующих ценах) 92400_ * 100% = 69,2%

3). Удельный вес розничного товарооборота

а) прошлый год 31700 * 100% = 33,7%

б) план 36455_ * 100% = 34,3%

в) фактически (в действующих ценах) 41200__ * 100% = 30,8%

4). Процент выполнения плана товарооборота

а) оптового оборота с участием в расчетах

92400 * 100% = 132,2% (в действующих ценах )

77000 * 100% = 110,2% (в сопоставимых ценах)

5). Отклонение от плана в сумме и по удельному весу, %

а) оптового оборота с участием в расчетах

92400 – 69900 = +22500 (тыс. руб.) – в действующих ценах

69,2% - 65,7% = +3,5%

77000 – 69900 = +7100 (тыс. руб.) – в сопоставимых ценах

69,2% - 65,7% = +3,5%

и т.д.

6). Отклонение от прошлого года в сумме и по удельному весу, %

а) оптового оборота с участием в расчетах (в действующих ценах)

92400 – 62400 = +30000 (тыс. руб.)

69,2% - 66,3% = +2,9%

(в сопоставимых ценах)

77000 – 62400 = + 14600 (тыс. руб.)

69,2% - 66,3% = + 2,9%

и т.д.

7). Отчетный год в % к прошлому году

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru В % к прош. году О факт. отч. год__ * 100%

О факт. прош. год

а) оборот с участием в расчетах

92400 * 100% = 148,1% - в действующих ценах

77000 * 100% = 123,4% - в сопоставимых ценах

и т.д.

Вывод (см. табл. 14)

По данным анализа выполнения плана по валовому товарообороту АП

«Обувьторг» за отчетный год можно сделать вывод, что в целом предприятие добилось неплохих результатов. План валового оборота перевыполнен как в действующих ценах на 25,6% (125,6 - 100), так и в сопоставимых ценах на 4,7% (104,7 – 100), соответственно сумма увеличения товарооборота составила 27245 тыс. руб. (133600 - 106355) и 4978 тыс. руб. в сопоставимых ценах (111333 - 106355).

Изменился и состав товарооборота, увеличились не только сумма оптового оборота с участием в расчетах с 69900 тыс. руб. по плану, до 92400 тыс. руб. фактически за отчетный год, но и удельный вес с 65,7% до 69,2%. Одновременно сократился удельный вес розничной реализации товаров со склада и магазинах оптового предприятия на 3,5% (30,8% - 34,3%), хотя в сумме розничный товарооборот увеличился на 4745 тыс. руб. (41200 - 36455).

Увеличению оптовой реализации способствовало:

· обновление и расширение ассортимента кожаной обуви, поступающей от отечественных производителей и по импорту;

· увеличение числа покупателей;

· увеличение продажи товаров на ярмарке.

Наблюдается тенденция к снижению удельного веса розничной реализации в общем (валовом) товарообороте – 3,5% против плана - 2,9% против прошлого года, но это не говорит о недостатках в работе АП « Обувьторг».

В динамике темпы роста высоки, как в действующих ценах, так и в сопоставимых – соответственно по составу:

Ø оптовый товарооборот с участием в расчетах

48,1% (148,1% - 100%) и 23,4% (123,4% - 100%)

Ø розничный товарооборот

30% (130% - 100%) и 8,3% (108,3% - 100%)

Ø валовой (общий товарооборот)

42% (142% - 100%) и 18,3% (118,3 – 100%)

Табл. 15

Анализ состава товарооборота АП « Обувьторг»

за отчетный год.

(индекс цен – 1,2) (тыс. руб.)

Вид оптовой реализации товаров. Фактически за прошлый год Отчетный год % выполнения плана В % к прошлому году.
Сумма Уд. вес, % План Фактически
Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, %
1. Складская: а) в действующих ценах .               111155,2   83,2   130,6   157,5
б) в сопоставимых ценах. x   x x x 83,2 108,9 131,2
2. Транзитная с участием в расчетах: а) в действующих ценах.             22444,8   16,8   105,5   95,4
б) в сопоставимых ценах. x x x x 16,8 87,9   79,5
3. Итого оптовая реализация товаров с участием в расчетах: а) в действующих ценах.                               125,6    
б) в сопоставимых ценах. x x 104,7 118,3

Расчеты:

1). Определяют удельный вес каждого вида оптовой реализации (формы товародвижения): складской, традиционной в общей оптовой реализации товаров с участием в расчетах базы (предприятия).

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru Уд. вес склад, % Σ О складского_______________

Σ О общ. с участием в расчетах

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru Уд. вес транз, % Σ О транзит_________________

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru Σ О общ. с участием в расчетах

По плану (в действующих ценах)

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru а) Уд. вес склад, % 85084 * 100% = 80%

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru б) Уд. вес транз, % 21271 * 100% = 20%

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru 106355

Фактически (в действующих ценах)

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru а) Уд. вес склад, % 111155,2 * 100% = 83,2%

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru б) Уд. вес транз, % 22444,8 * 100% = 16,8%

Фактически (в сопоставимых ценах)

Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru Используя теоретическую часть по анализу розничного товарооборота, можно закрепить методику анализа - решить предлагаемые задачи - student2.ru а) Уд. вес склад, % 92629 * 100% = 83,2%

Результаты теже самые, т.к. индекс цен для всех видов оптовой реализации один и тот же – 1,2.

2). Определяют процент выполнения плана по видам оптовой реализации в действующих ценах:

а) складской оптовый товарооборот

111155,2 * 100% = 130,6%

б) транзитный оборот с участием в расчетах базы

22444,8 * 100% = 105,5%

3). Определяют процент выполнения плана по видам оптовой реализации в сопоставимых ценах:

а) складской оптовый товарооборот

92629 * 100% = 131,2%

б) транзитный оборот с участим в расчетах базы

18704 * 100% = 87,9%

и т.д.

4).Определяют динамику (роста, снижения) товарооборота отчетного года по видам оптовой реализации

а) складского оптового товарооборота

111155,2 * 100% = 157,5% (рост 57,5%) – в действующих ценах

92629 * 100% = 131,2% (рост 31,2%, в сопоставимых ценах)

и т.д.

Вывод: (табл.15)

Результаты анализа состава товарооборота АП «Обувьторг» за отчетный год характеризуют изменения в положительную сторону. Увеличился не только объем продаж со склада на 26071,2 тыс. руб. (111155,2 - 85084) против плана и на 40580,2 тыс. руб. против прошлого года, но и возрос удельный вес по данному виду оптовой реализации товаров соответственно на 3,2% (83,2% - 80%).

Данные изменения положительно сказались на конечных результатах деятельности оптового предприятия АП «Обувьторг», т.к. проводимые операции были наиболее прибыльными по сравнению с реализацией товаров транзитом с участием в расчетах.

На оптовую реализацию товаров положительно повлияли следующие изменения:

Ø в конъюнктуре рынка;

Ø в финансово – экономических интересах как поставщиков, так и покупателей;

Ø уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги;

Ø степень специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчетов;

Ø в ассортименте поставляемых товаров;

Ø состояние материально-технической базы АП «Обувьторг» (введены в строй новые складские помещения).

Уменьшение транзитной реализации товаров в сопоставимых ценах произошло по причине выхода отдельных покупателей на прямые связи с промышленными предприятиями в середине отчетного года и своевременное расторжение договора поставки товаров с АП «Обувьторг».

Такое положение привело к тому, что в динамике транзитный оборот с участием в расчетах не растет, а снижается:

- на 4,6% против прошлого года в действующих ценах, что в сумме составило – 1173,8 тыс. руб. (22444,8 - 21271);

- на 20,5% против прошлого года в сопоставимых ценах, что в сумме составило – 4871 тыс. руб. (18704 - 23525).

Как уже было отмечено выше – в целом оптовая реализация товаров с участием в расчетах растет как против плана, так и в динамике в действующих и сопоставимых ценах.

Табл. 16

Анализ структуры товарооборота АП «Обувьторг»

за отчетный период.

(индекс цен – 1,2) (тыс. руб. )

    Товарные группы     Фактически за прошлый год     Фактически за отчетный год   Абсолютное отклонение в динамике     Изменения структуры оптового оборота % (гр5-гр3) Оптовая реализация товаров отчетного года в % к прошлому году
  сумма     Уд. вес, % В действующих ценах     В сопоставимых ценах   В действ. ценах (гр4-гр2)   В сопост. ценах (гр6-гр2) В дейст. ценах (гр4:гр2*100) В сопост. ценах (гр6:гр2*100)
    сумма   Уд. вес %
Обувь Кожаная 57,5 +25065 +12262 +2,5 148,4 123,7
Резиновая 21643,2 16,2 +2823,2 -784 -3,8 95,8
Валяная 13,5 +3921 +915 -1,5 127,8 106,5
Прочая 17100,8 12,8 +7690,8 +4840 +2,8 181,7 151,4
Всего +39500 +17233 x 118,3

Табл. 17

Анализ выполнения плана оптового товарооборота

по направлениям АП «Обувьторг»

(в действующих ценах) (тыс. руб.)

Направление оптовой реализации товаров. Фактически за прошлый год Отчетный год В % к прошлому году
Сумма Уд. вес, % План Фактически %выполнения плана
Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, %
Реализация товаров рыночного фонда. 91,5 93,5 94,8 127,4 147,1
Реализация товаров внерыночного фонда. 8,5 6,5 5,2 100,5 86,8
Всего оптовый товарооборот. 125,6

В процессе анализа структуры товарооборота определяют: (см. табл. 16)

1. Удельный вес фактического оборота по каждой товарной группе в общем объеме товарооборота.

а) кожаная обувь

76820 * 100% = 57,5%

б) резиновая обувь

21643,2 * 100% = 16,2%

133,600

и т.д.

2. Абсолютную сумму отклонения фактического оборота за отчетный год от прошлого года по каждой группе товаров и в целом по предприятию.

Кожаная обувь

а) в действующих ценах

76820 – 51755 = + 25 065 (тыс. руб.)

б) в сопоставимых ценах

64017 – 51755 = +12262 (тыс. руб.)

и т.д.

3. Изменения в структуре фактического товарооборота отчетного года против прошлого года (по изменениям удельного веса товарооборота каждой группы товаров).

Кожаная обувь 57,5% - 55% = +2,5%

Резиновая обувь 16,2% - 20% = -3,8%

и т.д.

4. Товарооборот отчетного года в процентах к прошлому году в целом по оптовому предприятию и по каждой товарной группе в действующих и сопоставимых ценах:

а) кожаная обувь

76820 * 100% = 148,4% - в действующих ценах

64017 * 100% = 123,7% - в сопоставимых ценах

б) в целом по оптовому предприятию

133600 * 100% = 142,% - в действующих ценах

111333 * 100% = 118,3% - в сопоставимых ценах

Вывод (табл. 16)

В структуре товарооборота за отчетный год по АП «Обувьторг» произошли значительные изменения.

Увеличился удельный вес реализации кожаной обуви на 2,5% и прочей на 2,8% и одновременно снизился удельный вес реализации резиновой обуви и валяной, по причине своевременного отказа покупателей из-за высоких цен.

Так закупив резиновую и валяную обувь на сезонное хранение, оптовое предприятие не учло возможного снижения цен на рынке, а оно произошло не в пользу АП «Обувьторг». Это привело к отказу покупателей и уменьшило реализацию резиновой обуви по сравнению с прошлым годом: в сопоставимых ценах на 784 тыс. руб. (18036 - 18820).

Уменьшились темпы роста реализации валяной обуви – они составляют 6,5%, хотя темпы роста общего оборота – 18,3% и оборота по другим группам товаров выше: - 23,7? (кожаная обувь), 51,4% (прочая обувь).

Товарооборот по реализации кожаной обуви увеличился в сопоставимых ценах на 12262 тыс. руб. (64017 -51755) за счет дополнительного согласования и поставки с промышленными предприятиями новых моделей и элитной обуви. Несмотря на высокие цены, обувь была реализована, что позволило увеличить товарооборот в действующих ценах по сравнению с прошлым годом на 37327 тыс. руб. (76820 - 51755).

Увеличилась поставка импортной не только кожаной обуви, но и прочей (комбинированной женской и детской обуви, обуви из новых синтетических материалов и т.д.), что также привело к увеличению товарооборота по прочей обуви.

Выполнение плана оптового товарооборота по направлениям реализации товаров АП «Обувьторг» характеризуется следующими данными (табл. 17)

План оптового товарооборота выполнен по всем направлениям реализации, с опережающими темпами реализации товаров рыночного фонда – 27,4% (127,4 –100%), т.е. товаров в розничную торговую сеть продано больше на сумму 27211 тыс. руб. против плана и на 40552 тыс. руб. против прошлого года.

Это говорит о слаженной работе оптового предприятия с покупателями (розничными предприятиями) по заключению договоров поставки, согласованию ассортимента товаров, согласованию цен на товары и т.д.

Удельный вес реализации товаров по рыночным фондам в отчетном году увеличился против плана на 1,3% (94,8% - 93,5%) и на 3,3% против прошлого года (94,8% - 91,5%), при одновременном снижении удельного веса реализации товаров внерыночного фонда по причине закрытия ряда промышленных предприятий, с которыми ранее были заключены договоры на поставку товаров.

5.3. Особенности анализа товарных запасов и товарооборачиваемости на оптовом предприятии.

Заключительным этапом анализа товарооборота оптового предприятия является:

· расчет влияния на изменения складского товарооборота изменений поставок товаров и товарных запасов (путем использования балансовой увязки показателей товарооборота);

· изучение показателей эффективности, исчисленных как отношение оптового товарооборота к совокупным или отдельным ресурсам (затратам);

· разработка мер по использованию резервов увеличения товарооборота и прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде.

Анализ товарных запасов позволяет определить:

Ø степень обеспеченности оптового предприятия товарными ресурсами для бесперебойного снабжения покупателей;

Ø наличие и размеры неходовых и залежалых товаров;

Ø реальные размеры товарных запасов, которые могут быть вовлечены в товарооборот и учтены при расчете товарного обеспечения на планируемый период.

С целью анализа товарных ресурсов в оптовой торговле, так же как и в рознице, составляют товарный баланс.

В приходной части данного баланса отражаются:

· запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути на начало года;

· начальные остатки отгруженных товаров, если они оплачены покупателем до момента отгрузки.

В расходной части товарного баланса отражается:

· оптовый товарооборот с участием в расчетах;

· внутренний отпуск товаров своим розничным и промышленным предприятиям;

· прочее выбытие товаров;

· конечные остатки товаров на складах, в пути и отгруженных.

С помощью товарного баланса рассчитывают влияние изменений показателей баланса на выполнение плана и динамику оптового товарооборота с участием в

расчетах.

Табл. 18

Анализ влияния показателей товарного баланса на оптовый товарооборот в отчетном году АП «Обувьторг»

(в действующих ценах) (тыс. руб. )

    Показатели   Фактич. за прошлый год. Отчетный год Отклонение Повлияли
  План   Факт.   От плана От прошлого года На выполнение плана т/оборота   Динамику товарооборота
1. Остатки товаров на складах, в пути на начало года. +2542 +7739 +2542 +7739
2. Поступление товаров. +28000   +37400 +28000 +37400
3. Товарные потери, уценка и другие виды прочего выбытия товаров.         +35   +13   -35   -13
4. Остатки товаров на складах и в пути на конец года.         +3042   +5266   -3042   -5266
5. Остатки товаров отгруженных на начало года.         +460   +540   +460   +540
6. Остатки товаров отгруженных на конец года.         +680   +900   -680 -900
7. Оптовый товарооборот (стр1+стр2+стр5-стр3-стр4-стр6)         +27245   +39500   +27245   +39500
8. Прочее выбытие товаров к объему их поступления, в % (стр3:стр2*100)   0,054   0,028   0,049   +0,021   -0,005    
9. Прочее выбытие товаров, в % к объему оптового товарооборота (стр3:стр7*100)   0,055   0,028   0,049   +0,021   -0,006    

Вывод (табл. 18).

Данные товарного баланса АП «Обувьторг» свидетельствуют о том, что на выполнение плана оптового товарооборота положительно повлияло:

Ø увеличение остатков товаров на складах на начало года в сумме – 2542 тыс. руб. ;

Ø увеличение поступления товаров на 28000 тыс. руб.;

Ø увеличение остатков товаров отгруженных на начало года на 460 тыс. руб.

Отрицательное влияние оказали:

Ø увеличение товарных потерь, уценки и прочего выбытия на 35 тыс. руб.;

Ø увеличение остатков товаров на складах на конец года на 3042 тыс. руб.;

Ø увеличение остатков товаров, отгруженных на конец года на 900 тыс. руб.

Проверка (2542 + 28000 + 460 – 353042 - 680) = 27245 тыс. руб.

т.е. равно сумме увеличения фактического товарооборота против плана

(133600 – 106355 = +27245).

Те же факторы повлияли на динамику товарооборота (табл. 18)

Проверка (7739 +37400 –13 –5266 +540 -900) = 39500 тыс. руб.

т.е. (133600 – 94100 = +39500).

Наши рекомендации