Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия

Анализ розничного товарооборота торгового предприятия начинается с изучения динамики его объема и оценки степени выполнения плана, если таковой имеет место.

Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условия инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчи­тывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. в цена базисного года:

Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия - student2.ru

где Тсц —объем товарооборота в сопоставимых ценах;

ТфЦ - объем товарооборота в фактических ценах;

IЦ — индекс изменения цен

В процессе анализа розничного товарооборота целесообразна определить его изменение как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота:

Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия - student2.ru

где Iт — индекс изменения объема товарооборота;

IЦ — индекс изменения цен;

Iq — индекс изменения физического объема товарооборота.

Приведенная формула позволяет определить, в какой мере развитие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой — от изменения количества реализуемых товаров.

Если на предприятии осуществляется планирование розничного товарооборота, необходимо проанализировать степень выполнения плана в целом по торговому предприятию, в разрезе отдельных структурных подразделений и рассчитать равномерность выполнения плана товарооборота по отдельным периодам времени.

Анализ розничного товарооборота следует проводить не только по общему объему, но и в разрезе отдельных товарных групп, т.е. по ассортиментной структуре. Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных структурных сдвигов:

Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия - student2.ru

где Ксс — коэффициент абсолютных структурных сдвигов това­рооборота;

f i1 — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товаро­оборота (%) в отчетном периоде;

f.i o- удельный вес i-и товарной группы в общем объеме товаро­оборота в предшествующем периоде (%);

n — количество товарных групп.

На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов, которые принято объединять в три группы:

- факторы, связанные с товарными ресурсами;

- факторы, связанные с численностью работников и эффектив­ностью их труда;

- факторы, связанные с эффективностью использования матери­ально-технической базы торгового предприятия и режимом его ра­боты.

Основной фактор успешного развития товарооборота — обеспе­ченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рацио­нальное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния то­варных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой:

Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия - student2.ru

где Т — объем розничного товарооборота;

Зн — запасы товаров на начало периода;

П — поступление товаров;

В — выбытие товаров;

3К. — запасы товаров на конец периода.

Используя способ разниц или способ цепной подстановки, мож­но определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия. Значительное влияние на объем розничного товарооборота ока­зывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурса­ми и эффективность их использования. Эта зависимость выражается формулой:

Т = П* Ч,

где Т — объем розничного товарооборота, руб.;

Ч — среднесписочная численность работников, чел.;

П — производительность труда одного работника, руб.

Используя интегральный способ анализа, можно определить вли­яние данных показателей на изменение объема товарооборота:

ΔТч = Пп *ΔЧ + (ΔЧ*ΔП) / 2,

где ΔТч — изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, руб.;

ΔЧ — изменение среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.;

Пп — производительность труда одного работника с предшест­вующим годом, руб.;

ΔП — изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, руб.

Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия - student2.ru

где ΔТп — изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника, руб.;

Чп — среднесписочная численность работников в предшествую­щем году, чел.

Большое влияние на динамику розничного товарооборота ока­зывают состояние, развитие и эффективность использования ос­новных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле:

Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия - student2.ru

где Т — объем розничного товарооборота, руб.;

S — площадь торгового зала предприятия, м2;

Ксм — коэффициент сменности работы предприятия;

Д — количество дней работы предприятия; *

Вя — товарооборот на 1 м2 площади торгового зала в смену, руб.

Последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного года и вычитая из по­лученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффектив­ностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называем­ся методом цепной подстановки. *

Аналитическая работа завершается составлением плана меро­приятий по использованию, выявленных резервов увеличения объе­ма розничного товарооборота торгового предприятия.

Понятие товарных ресурсов

Планирование розничного товарооборота торгового предприя­тия не должно ограничиваться только обоснованием объема реали­зации товаров. Его следует дополнить расчетом потребности пред­приятия в товарных ресурсах и разработкой мероприятий по орга­низации их закупок в необходимых размерах.

Под товарными ресурсами предметов потребления понимается вся масса продукции на рынке, используемая для производственного, лич­ного потребления и на экспорт. Применительно к предприятию тор­говли товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, т.е. массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

Товарные ресурсы предприятия формируются за смет поступле­ния товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимо­связи с розничным товарооборотом:

Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия - student2.ru

где ТЗН, ТЗК — товарные запасы соответственно на начало и конец года;

П — объем поступления товаров;

РТО — объем розничного товарооборота.

Данная формула показывает, что товарные ресурсы, характери­зующие объем предложения товаров, должны превышать рознич­ный товарооборот, определяющий платежеспособный спрос, на величину оптимального товарного запаса.

Величина этого товарного запаса должна быть оптимальной для предприятия, т.е. этот запас, с одной стороны, должен быть доста­точным для обеспечения бесперебойной продажи товаров, а с дру­гой стороны, не должен привести к затовариванию и заморажива­нию товарной массы. Необходимость товарных запасов обусловлена следующими факторами:

- несовпадением во времени и в пространстве производства и потребления товаров;

- асинхронностью изменений спроса и предложения;

- дискретностью процесса производства при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерывностью произвол ства при дискретном характере потребления;

- наличием случайных колебаний спроса и предложения и др.

Товарные запасы классифицируются по различным признакам (рис. 5.1).

Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов:

- объемом и структурой розничного товарооборота;

- соотношением спроса и предложения на товар;

- организацией закупок товаров (звенность товародвижения, спо­соб доставки и т.п.);

- уровнем цен и их динамикой;

- физико-химическими свойствами товаров;

- состоянием материально-технической базы предприятия и др.

Товарные запасы являются важным, но не единственным эле­ментом товарных ресурсов предприятия. Другим составляющим эле­ментом является объем поступления товаров. Величина поступле­ния и соответственно закупок товаров зависит от объема рознич­ного товарооборота и состояния товарных запасов. Взаимосвязь между этими показателями прослеживается в процессе их анализа, она же должна быть обеспечена на оптимальном уровне и в процессе выявления потребности предприятия в товарных ресурсах на плани­руемый период.

Планирование потребности торгового предприятия в товарных ресурсах проводится в несколько этапов (рис. .5.2).

Наши рекомендации