Методические рекомендации. При анализа розничного товарооборота чаще применяются такие способы и приемы

При анализа розничного товарооборота чаще применяются такие способы и приемы, как сравнение показателей, их группировка, составление аналитических таблиц, балансовая увязка показателей, способ цепных подстановок и др.

В процессе анализа фактический (ожидаемый) товарооборот предприятия за отчетный период сравнивают с плановым, с фактическим товарооборотом за предыдущие периоды. При этом важно обеспечить сопоставимость анализируемых данных. Чтобы устранить влияние цен на объем товарооборота, надо товарооборот в фактических ценах разделить на индекс цен.

Розничный товарооборот находится в балансовой взаимосвязи с другими показателями плана товарооборота. При анализе факторов, влияющих на ход выполнения товарооборота, используют формулу товарного баланса Зн + П = Р + Зк + Проч. выбыт., преобразуя ее для расчета реализации товаров:

Р = Зн + П - Зк - Проч. выбыт.

Способом цепной постановки можно рассчитать влияние на объем розничного товарооборота изменений начальных запасов товаров, поступления товаров, запасов товаров на конец отчетного периода и прочего выбытия товаров.

Последовательность проведения анализа:

Анализ розничного товарооборота начинают с установления степени выполнения плана за отчетный период в целом по предприятию за год и по кварталам и выявления изменений этого показателя по сравнению с предшествующим периодом.

После проведения анализа выполнения плана товарооборота в целом по торговому предприятию необходимо изучить выполнение показателей плана по отделам (секциям), филиалам и отдельным периодам времени (квартал, месяц, декада). Такой анализ позволяет выявить ритмичность выполнения плана, более обоснованно установить причины его невыполнения в отдельные периоды и по отдельным отделам (секциям), филиалам.

Завершается анализ розничного товарооборота разработкой конкретных мер, предусматривающих улучшение торговли определенными товарами, обеспечение более полного удовлетворения спроса населения на них, оказание дополнительных услуг. Затем проводится анализ товарных запасов и товарооборачиваемости.

Товарные запасы анализируются в сумме и днях товарооборота.

В процессе анализа товарных запасов необходимо проследить за состоянием фактических товарных запасов за ряд лет, определить влияние различных факторов на их размеры; установить отклонение фактических запасов от оптимальных, нормативов, обеспечивающих беспербойную торговлю, а также причины, вызвавшие эти отклонения в целом по предприятию, по отдельным товарам и товарным группам; определить степень фактической обеспеченности товарными запасами, выявить наличие неходовых, залежалых товаров, товаров устаревших моделей и фасонов и наметить меры, обеспечивающие ускорение оборачиваемости товаров и более рациональное использование товарных ресурсов.

В процессе анализа товарных запасов студент должен научиться применять способ сравнения, при котором сумма товарных запасов текущего хранения сравнивается с оптимальной величиной. Таким путем определяется либо наличие завышенных норм запа­сов, либо уменьшение запасов, могущее повлиять на ритмичность работы.

Если наблюдается затоваривание, то следует установить причины его: наличие неходовых товаров - товары устаревших фасонов и моделей; товаров, утративших первоначальное качество из-за неправильного или долговременного хранения; товаров, не отвечающих спросу местного населения. В числе завышенных могут оказаться и доброкачественные, соответствующие спросу товары, но не отвечающие требованиям текущего сезона или завезенные в излишних количествах.

Анализ товарных запасов на определенную дату не в полной мере

отражает действительное состояние запасов, поэтому он должен допол­няться анализом товарооборачиваемости, которая показывает скорость обращения товарных запасов за отчетный период и измеряется в днях или оборотах.

В процессе анализа поступления товаров необходимо: установить степень выполнения плана поступления товаров по общему объему и ас­ сортименту, выявить причины отклонения от плана по ассортименту и поставщикам, определить равномерность поступления товаров, а также уровень обеспеченности товарными ресурсами и соответствие ассорти­мента и качества товаров спросу покупателей. оценить экономическую целесообразность действующей системы товарообеспечения и реальность источников поступления товаров.

Контрольные вопросы

1. Каковы задачи анализа розничного товарооборота?

2. Какие показатели рассчитываются при анализе товарооборота по общему объему?

3. Какие показатели рассчитываются при анализе товарооборота по .ассортиментной структуре?

4. Как определить коэффициент ритмичности выполнения плана розничного товарооборота?

5. Какие факторы влияют на объем розничного товарооборота?

6. Какие способы и приемы используются в анализе товарооборота?

7. Каковы задачи анализа товарных запасов?

8. Каковы задачи анализа товарооборачиваемости?

9. Каков порядок анализа поступления товаров по источникам и поставщикам?

Тема 5. АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА Программа

Значение, задачи и информационное обеспечение анализа оптового оборота. Методика и последовательность проведения анализа оптового оборота: анализ по общему объему, по формам продажи. по отдельным потребителям. в разрезе товарных групп.

Особенности проведения анализа товарных запасов и товарооборачиваемости на оптовом предприятии.

Задачи и методика проведения анализа закупок и поступления то варов на оптовое предприятие по общему объему, по источникам поступления и отдельным поставщикам. Пути роста оптового оборота.

Практически е занятия

1. Анализ товарных запасов. товарооборачиваемости. закупок и поступления товаров.

Наши рекомендации