Учет поступления и выбытия основных средств

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, определяемой следующим образом:

– приобретение за плату – по сумме фактических затрат на приобретение.

– изготовление собственными силами – по сумме фактических затрат на изготовление.

– полученные по иным основаниям – в соответствии с пп.9-11 ПБУ 6/01.

Предприятие производит переоценку основных средств по группам однородных объектов. Проведение переоценки каждой группы устанавливается приказом Руководителя предприятия. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются один раз в три года, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Последняя переоценка проводилась в конце 2009 года.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации.

Приобретенные книги, брошюры и т.п. издания, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах 40 000 рублей за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. При передаче для управленческих нужд, расходы отражаются по статьям: «специальная и техническая литература», «подписка на газеты и журналы».

На основании инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты в Боровичском почтамте в конце каждого месяца формируют ведомость движения основных средств.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах: 01 «Основные средства» (активный); 02 «Амортизация основных средств» (пассивный); 08 «Вложения во внеоборотные активы» (активный); 91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).

В Боровичском почтамте счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

По основным средствам, приобретенным в собственность за плату, в Боровичском почтамте инвентарная стоимость переданных на учет объектов калькулируется на субсчетах к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Счет 02 «Амортизация основных средств» предназначен для начисления амортизационных отчислений на объекты основных средств, используемые в хозяйственной деятельности предприятия.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств и остаточную стоимость выбывшего объекта, расходы по демонтажу, упаковке (при безвозмездной передаче), а по кредиту – все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, утиля, полученных при ликвидации объектов и др.). Таким образом, на счете 91 формируется финансовый результат от выбытия основных средств.

Учет поступления основных средств в Боровичском почтамте ведется в разрезе перечисленных классификационных групп и инвентарных объектов.

Самым распространенным способом поступления основных средств на Боровичском почтамте является их приобретение по договору купли-продажи.

Все расходы по покупке основных средств, не требующих монтажа (суммы, уплаченные поставщику; информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы и таможенные пошлины; государственные пошлины по приобретению прав на основные средства; вознаграждения посреднической организации и др.), в Боровичском почтамте собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», на субсчете «Приобретение объектов основных средств». Таким образом, при документальном подтверждении совершенных операций в бухгалтерском учете Боровичского почтамта делаются следующие записи:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение объектов основных средств»

Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - на сумму выделенного НДС

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

При учете приобретения основных средств, требующих монтажа, в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

Дебит 07 «Оборудование к установке»

Дебит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - на сумму выделенного НДС

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

При передаче оборудования в монтаж в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебит 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение объектов основных средств»

Кредит 07 «Оборудование к установке» - на стоимость выполненных монтажных работ.

Если принимается к учету объект основных средств после сооружения (строительства, изготовления), то бухгалтерское отражение этой операции может быть различным, в зависимости от того, подрядным (сторонней организацией) или хозяйственным (самостоятельным подразделением организации) способом сооружался объект.

При подрядном способе сооружения принятие на учет объекта отражается той же проводкой, что и приобретение по договору купли-продажи. Если сооружение производилось собственными силами, то вся сумма произведенных затрат предварительно аккумулируется на счете вспомогательного подразделения и включается в фактическую первоначальную стоимость объекта основных средств записью:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение объектов основных средств»

Кредит 23 «Вспомогательные производства».

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности (форма № ОС–1). Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица (форма № ОС–1б).

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования (форма № ОС–14). Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах (форма № ОС–15).

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт, который подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя. Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта также оформляют актом (форма № ОС–1 или ОС–1б).

Для формирования остаточной стоимости выбывающего объекта основных средств к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств», при этом в дебет субсчета переносится стоимость выбывающего имущества, а в кредит – сумма накопленной амортизации, после этого остаточная стоимость объекта списывается со счета учета основных средств на счет учета прочих доходов и расходов.

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом на списание автотранспортных средств (форма № ОС–4 и ОС–4а, соответственно).

Для решения вопросов о целесообразности или эффективности использования или восстановления объектов основных средств, а также оформления необходимой документации на их списание решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации.

Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС–4 оформляется списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС–4б – одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации.

Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках. Выбытие основных средств независимо от причины оформляется в общеустановленном порядке актом на списание основных средств и актом на списание автотранспортных средств типовой формы.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» в Боровичском почтамте открыт самостоятельный субсчет «Выбытие основных средств». Выбытие отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

Кредит 02 «Амортизация основных средств» - на сумму накопленных амортизационных отчислений по выбывающим объектам основных средств; и Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Основные средства в эксплуатации»

Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» – на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости выбывающего объекта.

Таким образом, на субсчете «Выбытие основных средств» определяется остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Кроме того, организация может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов. Это и начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; страховые взносы; стоимость израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений; налоги сборы, уплачиваемые из выручки при продаже основных средств; стоимость услуг сторонних организаций; плата за оформление документов и пр. Согласно ПБУ 10/99 все эти затраты относятся к прочим расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23 «Вспомогательные производства», либо сразу относиться на счет 91 «Прочие доходы и расходы». На Боровичском почтамте прочие затраты, связанные с выбытием объектов, сразу относятся на счёт 91. В бухгалтерском учете эти операции отражаются:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

Кредит 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

В результате списания или ликвидации объектов основных средств могут оставаться материальные ценности (запасные части, лом и пр.), которые приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и показываются:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, отражаются:

Дебит 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Таким образом, вся информация, необходимая для определения финансового результата от выбытия объектов основных средств аккумулируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Если кредит счета больше его дебета, то организация получила прибыль, а если наоборот – убыток. Этот финансовый результат в конце месяца списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Согласно ПБУ 10/99 при безвозмездной передаче объекта основных средств все расходы, связанные с его выбытием, признаются прочими расходами организации. Таким образом, в бухгалтерском учете при безвозмездной передаче основных средств расходами считаются их остаточная стоимость и все затраты, связанные с передачей. В этом случае остаточная стоимость передаваемого объекта определяется на счете 01 «Основные средства» традиционным способом и списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы». На сумму убытка от передачи объекта основных средств делается запись: Д-т 99 «Прибыли и убытки», К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных средств».

Наши рекомендации