Учет поступления и выбытия основных средств
Основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях:
· приобретения сооружения и изготовления за плату;
· сооружения и изготовления самой организацией;
· поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд;
· поступления от юридических и физических лиц безвозмездно;
· получения государственным и муниципальным унитарным предприятием при формировании уставного фонда;
· поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации;
· поступления в порядке приватизации государственного и муниципального имущества организациями различных организационно-правовых форм (акционерным обществом и др.);
· в других случаях.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ СТОИМОСТЬЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). |
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
· суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
· суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
· суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;
· регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
· таможенные пошлины и таможенные сборы;
· невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
· вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которую приобретен объект основных средств;
· иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию, а также при выбытии объектов из состава основных средств, предусмотрены следующие документы:
· Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС–1);
· Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма №ОС–1а);
· Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС–1б).
Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту должна быть приложена техническая документация, относящаяся к данному объекту основных средств.
Акт о приеме–передаче основных средств состоит из трех разделов.
Первый раздел заполняется на основании данных передающей стороны. Для объектов основных средств, бывших в эксплуатации, в нем указываются дата ввода в эксплуатацию, фактический срок полезного использования, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость объекта. В том случае, если объект основных средств приобретается через розничную сеть, этот раздел не заполняется.
Второй раздел заполняет организация – получатель основного средства только в своем экземпляре и указывает в нем первоначальную стоимость объекта, срок полезного использования, установленный организацией, способ начисления амортизации, норму амортизационных отчислений.
Третий раздел содержит краткую характеристику объекта основных средств.
В акте предусмотрен раздел для отражения данных об объекте основных средств, находящемся в собственности двух или нескольких организаций. Такие данные записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности, при этом на первой странице в раздел «Справочно» заносятся сведения об участниках долевой собственности с указанием их доли в праве общей собственности. Если стоимость приобретения объекта основных средств была выражена в иностранной валюте, в этом разделе указываются сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.
Данные приема и исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку либо книгу учета объектов основных средств (формы №ОС–6, №ОС–6а, №ОС–6б).
Таблица 2. Типовые проводки по отражению в учете приобретения основных средств за плату.
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Документ | Корреспонди-рующие счета | ||
Дебет | Кредит | ||||
Приобретен объект основных средств | Договор, счет | 08–4 | |||
Выделена сумма НДС по операции 1 | Счет-фактура | 19–1 | |||
Начислено вознаграждение посреднику (если объект основных средств приобретен при его участии) | Договор, счет | 08–4 | |||
Выделена сумма НДС по операции 3 | Счет-фактура | 19–1 | |||
Отражены расходы по доставке объекта сторонней организацией | Счет | 08–4 | |||
Выделена сумма НДС по операции 5 | Счет-фактура | 19–1 | |||
Окончание табл. 2 | |||||
Отражены расходы по погрузке, доставке и разгрузке объекта основных средств собственными силами | Наряды на выполнение работ | 08–3 | 10,70, 69,71 и др. | ||
Отражены расходы на монтаж объекта силами подрядчика | Договор, счет | 08–3 | |||
Выделена сумма НДС по операции 8 | Счет-фактура | 19–1 | |||
Отражены расходы на монтаж объекта собственными силами и подготовке объекта к использованию | Наряды на выполнение работ | 08–3 | 10,70, 69,71 и др. | ||
Оплачено поставщикам и подрядчикам | Платежное поручение | ||||
Оплачены услуги | Платежное поручение | ||||
Зачтены фактически уплаченные суммы НДС | Банковские выписки из расчетного счета | 19–1 | |||
Объект основных средств принят на балансовый учет по полной первоначальной стоимости (передан в эксплуатацию) | Акт приемки | 01–1 | 08–3 | ||
Таблица 3. Типовые проводки по отражению в учете строительства основных средств
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Документ | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |||
Отражены расходы на разработку проектно-сметной документации на строительство (конструкторской документации на изготовление) | Акт о выполнении работ, счет | 08–3 | ||
Отражены расходы по оформлению прав на строительство | Договор, расчетные документы | 08–3 | ||
Отражены расходы на строительство (изготовление) объекта основных средств | Акт о выполнении работ, счет | 08–3 | ||
Выделены суммы НДС по операциям 1,2,3 | Счет-фактура | 19–1 | 60,76 | |
Оплачены работы и услуги | Платежное поручение | 60,76 | ||
Зачтены фактически уплаченные суммы НДС | Банковские выписки из расчетного счета | 19–1 | ||
Изготовленный объект основных средств принят на балансовый учет Здание (сооружение) принято на балансовый учет после окончания строительства | Акт приемки Свидетельство о регистрации недвижимости | 01–1 | 08–3 |
Таблица 4. Отражение в учете поступления основных средств в качестве вклада в уставный
капитал
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Документ | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |||
Учредительными документами определен уставный капитал | Устав организации | |||
Объект основных средств внесен учредителями в счет вклада в уставный капитал | Акт передачи, устав организации | 08–3 | ||
Отражены расходы предприятия по подготовке объекта к использованию | Наряды на выполнение работ | 08–3 | 60,76,10,70,69 и др. | |
Объект принят на балансовый учет | Акт приемки на | 01–1 | 08–3 |
Причинами выбытия основных средств могут быть:
а) продажа;
б) безвозмездная передача;
в) списание за непригодностью;
г) утрата;
д) передача в виде вклада в уставный капитал других организаций.
Амортизация основных средств, используемых в производстве, начисляется ежемесячно, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому
учету.
При начислении амортизации в учете делается следующая проводка:
Дт 20,23, 25,26
Кт 02
Во всех случаях при выбытии объекта основных средств в бухгалтерском учете отражают операции списания первоначальной (восстановительной) стоимости и накопленной к этому времени амортизации.
Списание пришедших в негодность объектов основных средств также оформляется документально. Для этих целей применяются следующие документы:
· Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС–4);
· Акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС–4а);
· Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС–4б).
Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им
лицом.
Таблица 5. Типовые проводки по отражению в учете выбытия основных средств.
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Документ | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |||
Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта | Договор, карточка учета | 01–9 | 01–1 | |
Списана начисленная амортизация | Ведомость начисленная амортизация | 01–9 | ||
Списана с баланса остаточная стоимость объекта | Расчет бухгалтерии | 91–2 | 01–9 | |
Объект продан покупателю | Акт купли-продажи | 91–1 | ||
Отражен НДС в составе выручки | То же | 91–3 | ||
Основные средства оплачены покупателем | Выписка из расчетного счета | |||
Отнесены на реализацию расходы продавца по демонтажу и транспортировке | Наряды, расчетно-платежные ведомости | 91–2 | 60,76,10,70,69 и др. | |
Отражен финансовый результат | Расчет бухгалтерии | 91.9 (99) | 99 (91–9) |
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Таблица 6. Типовые проводки по отражению в учете основных средств в случае износа
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Документ | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |||
Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта | Карточка учета, акт списания | 01–9 | 01–1 | |
Списана начисленная амортизация | Ведомость начисл. амортиз. | 01–9 | ||
Списана с баланса остаточная стоимость объекта, не пригодного к дальнейшему. использованию | Расчет бухгалтерии | 91–2 | 01–9 | |
Отражена стоимость демонтажа | Наряды, расчетно-платежные ведомости | 91–2 | 60,10,70,69 и др. | |
Учтена стоимость возвратных отходов | Внутренняя накладная | 91–1 | ||
Отражен финансовый результат | Расчет бухгалтерии | 99 (91–9) | 91–9 (99) |
Таблица 7. Отражение в учете безвозмездной передачи объектов основных средств
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Документ | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |||
Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта | Договор, карточка учета | 01–9 | 01–1 | |
Списана начисленная амортизация | Ведомость начисления амортизации | 01–9 | ||
Списана с баланса остаточная стоимость объекта, передаваемого безвозмездно | Расчет бухгалтерии | 91–2 | 01–9 | |
Отражен НДС в составе рыночной стоимости передаваемого объекта | То же | 91–3 | ||
Отражены расходы по демонтажу и транспортировке передаваемого объекта | Наряды, расчетно-платежные ведомости | 91–2 | 60,10, 70,69 и др. | |
Отражен финансовый результат (убыток) | Расчет бухгалтерии | 91–9 |
Таблица 8. Формы по учету основных средств
Номер формы | Наименование формы |
ОС–1 | Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС–1а | Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
ОС–1б | Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС–2 | Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
ОС–3 | Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств |
ОС–4 | Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС–4а | Акт о списании автотранспортных средств |
ОС–4б | Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС–6 | Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
ОС–6а | Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств |
ОС–6б | Инвентарная книга учета объектов основных средств |
ОС–14 | Акт о приеме (поступлении) оборудования |
ОС–15 | Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж |
ОС–16 | Акт о выявленных дефектах оборудования |
Организации, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет основных средств (Закон о бухгалтерском учете 129-ФЗ). Понятия «налоговая амортизация» при УСН нет. С 2006 года ОС приобретенные (изготовленные) в период применения УСН списываются в расход равными долями по отчетным периодам. То есть, приобрели ОС в 1 квартале, расходы делите на 4 части, и включаете по 1 части каждый квартал. В целях налогового учета к ОС относится имущество, стоимостью более 20 тысяч рублей. Имущество стоимостью 20 тыс. и меньше списывается в расходы в составе материальных расходов, конечно, при условии соблюдения общих требований к расходам – экономической обоснованности, документальной подтвержденности и т.п. В случае неполной оплаты ОС, в расходы можно включать ОС в части оплаченных сумм с 2007 года в расходы можно включать расходы достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС.
При применении упрощенной системы налогообложения, а следовательно и упрощенной системы учета нет необходимости в ведении учета основных средств на синтетических счетах с применением Плана счетов и метода двойной записи. Достаточно оформление первичных документов и регистров бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, по стоимости основных средств и нематериальных активов (письмо Минфина России от 29.01.2003 № 04–02–05/3/1).
Закон № 191-ФЗ, внеся изменения в пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», освободил субъектов УСН от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.
В первую очередь учет основных средств и нематериальных активов необходим для соблюдения критерия применения УСН. Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая по правилам бухгалтерского учета, превышает 100 млн руб. При этом, если после перехода на УСН по итогам налогового (отчетного) периода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая опять же по правилам бухгалтерского учета, превысит 100 млн руб., то считается, что налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Таким образом, для решения вопроса о применении УСН налогоплательщик рассчитывает стоимость основных средств и нематериальных активов по правилам бухгалтерского учета.
Учет основных средств субъектам УСН следует вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 30.07.1998 № 33н). Учет нематериальных активов ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н).
САМОПРОВЕРКА
1. Основные средства принимаются к учету:
А. по первоначальной стоимости;
Б. по восстановительной стоимости;
В. по ликвидационной стоимости.
2. Амортизация основных средств это:
А. постепенное списание стоимости основных средств, путем включения затрат в себестоимость продукции;
Б. постановка на учет основных средств;
В. процесс пересчета материальных ценностей.
3. Основные средства включают в себя следующие элементы:
А. здания и сооружения;
Б. дебиторскую задолженность;
В. машины и оборудование;
Г. основные материалы;
Д. транспортные средства;
Е. хозяйственный инвентарь стоимостью более 40 тысяч рублей.
4. Единицей бухгалтерского учета основных средств является:
А. отдельное приспособление;
Б. инвентарный объект;
В. специально оборудованные объекты недвижимости.
5. Первоначальная стоимость основных средств включает:
А. стоимость приобретаемого имущества по договору;
Б. НДС;
В. затраты по доставке объекта основных средств;
Г. затраты на рекламу;
Д. затраты по монтажу.
6) Переоценка основных средств предполагает:
А. калькулирование их себестоимости;
Б. списание затрат по амортизации на основное производство;
В. определение реальной стоимости объектов основных средств в соответствии с их рыночными ценами на дату переоценки.
7) В случае принятия к учету объекта основных средств составляется проводка:
А. Дт 51, Кт 01;
Б. Дт 01, Кт 60;
В. Дт 08, Кт 60.
8) Ввод в эксплуатацию объекты основных средств предполагает взаимодействие следующих счетов:
А. списание с 10 счета на 20;
Б. списание ОС с 08 на 01 счет;
В. отражение на забалансовых счетах.
9) Начисление амортизации отражается в учете:
А. Дт 02 Кт 08;
Б. Дт 10 Кт 02;
В. Дт 20 Кт 02.
10) Списание амортизационных начислений производится:
А. ежемесячно;
Б. ежеквартально;
В. ежегодно.
11) Списание амортизационных отчислений отражается:
А. по дебету счета 10 кредиту счета 01;
Б. по дебету счета 02 кредиту счета 01;
В. по дебету счета 01 кредиту счета 02.
12) В случае продажи ликвидируемого станка, средства, полученные от покупателя будут оприходованы как:
А. безвозмездные поступления;
Б. выручка;
В. прочие доходы.
Ключи к тесту: 1) А; 2)А; 3) А, В, Д, Е; 4) Б; 5) А, В, Д; 6) В; 7)В; 8) Б; 9) В; 10) В; 11) Б; 12) В.
ТЕМА 9.4. Упрощенные системы учета и отчетности в малом бизнесе |
Цель: определить возможность применения и содержания упрощенных систем учета и отчетности в малом бизнесе.
Задачи:
· определить содержание упрощенного учета и отчетности в предпринимательстве;
· изучить состав отчетности и специфику ведения учета при упрощенной системе налогообложения;
· изучить состав отчетности и специфику ведения учета при применении специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
План изучения темы:
§1. Общие положения об упрощенной отчетности в малом бизнесе.
§2. Ведение учета при упрощенной системе налогообложения.
§3. Отчетность при применении специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Общие положения об упрощенной отчетности в малом бизнесе
Субъекты малого бизнеса вправе вести упрощенную систему бухгалтерского учета и отчетности.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности.
Осуществление наличных денежных расчетов ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
· Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета Директоров Банка России 22.09.1993 № 40.
· Положение Банка России «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 05.01.1998 № 14-П.
В частности, организации, принимая наличные денежные средства необходимо составлять приходный кассовый ордер, а выдавая их – расходный кассовый ордер. Одновременно все операции поступления и выдачи наличных денежных средств регистрируются в пронумерованной, прошнурованной и зарегистрированной кассовой книге.
В соответствии с постановлением Росстата от 15.10.2007 № 78, малые предприятия (в которых среднесписочная численность работающих от 50–100) сдают следующие формы статистической отчетности:
– годовая форма № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», предоставляется в территориальный орган статистики не позднее 29-го числа месяца, следующего после окончания квартала;
– ежеквартальная форма № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», предоставляется в территориальный орган статистики не позднее 29-го числа месяца, следующего после окончания квартала.
Подготовленная Минфином России инструкция о том, как малые предприятия могут упростить себе учет, основана на типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, которые ведомство утвердило еще в 1998 г. (приказ Минфина России от 21.12.98 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»; далее – приказ № 64н), Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и действующих ПБУ.
В частности, первое, что предлагается сделать малому бизнесу для облегчения работы, – сократить количество синтетических счетов в применяемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета.
Организации малого бизнеса разрешается применять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. Предприятия, не занятые в производстве, связанном с большими затратами материальных ресурсов и имеющие незначительное количество хозяйственных операций (не более тридцати в месяц), вправе использовать форму бухгалтерского учета без использования регистров бухучета имущества. Они регистрируют все хозяйственные операции в специальной Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности.
Малым фирмам, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), рекомендовано применять форму бухучета с использованием регистров. В этом случае регистрация фактов хозяйственной деятельности проводится в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Форму Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомостей организации могут найти в приложении к приказу № 64н.
Целесообразность применения именно этих форм регистров вызвала сомнения у разработчиков программного обеспечения. Формы регистров, которые приведены в приложении к приказу № 64н, предназначены для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах учета и в отчетности. При использовании любой современной программы, предназначенной для ведения бухгалтерского и налогового учета, например, «1С», программа сама обобщает, классифицирует и т.п. накопленную информацию.
Субъекты малого предпринимательства имеют право не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов, не отражать обесценение нематериальных активов и финансовых вложений, не создавать резервы предстоящих расходов (ПБУ 6/01, ПБУ 14/07, ПБУ 1/2008, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Они также имеют право принимать решение о признании коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности. Это предусмотрено ПБУ 10/99.
Малым предприятиям разрешено составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде, а также самостоятельно разрабатывать формы отчетности. Но такие послабления распространяются не на все малые фирмы.
Представлять отчетность в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах позволено лишь тем субъектам, в отношении которых не проводится обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности. Такие организации могут не представлять формы № 3–5 и пояснительную записку. Эта возможность закреплена в п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н.
Минфин предлагает малым фирмам самостоятельно определять объем информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. Приводить показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно в бухгалтерской отчетности такие фирмы могут лишь в случае их существенности, а также в ситуации, когда без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (ПБУ 4/99).
Те, кто не публикует бухгалтерскую отчетность полностью или частично, не обязаны раскрывать в ней информацию о связанных сторонах (п. 3 ПБУ 11/2008). Малые предприятия могут не указывать в бухгалтерской отчетности информацию по сегментам (п. 3 ПБУ 12/2000).
Субъект малого предпринимательства может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов (ПБУ 18/02).