Виды предпринимательской деятельности. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве, в установленном законом порядке (ГК, часть 1, гл. 1, ст. 2). |
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает:
· в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;
· в сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60 человек;
· в оптовой торговле – 50 человек;
· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
· в остальных отраслях – 30 человек.
Под СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. |
Выбор сферы предпринимательской деятельности осуществляется в основном из пяти основных видов бизнеса:
1. Производственный бизнес – производство товаров, выполнение работ, оказание услуг (осуществляется в основном коммерческими организациями).
2. Коммерческий бизнес – купля-продажа товаров (торговые организации, товарные биржи).
3. Финансовый бизнес – операции с валютой, ценными бумагами, инвестирование (банки, финансовые компании, фондовые биржи).
4. Посреднический бизнес – оказание услуг (коммерческие организации).
5. Страховой бизнес – страхование и перестрахование (страховые компании).
Для малого предпринимательства можно выбрать идею из следующего перечня направлений деятельности:
· Заработок с помощью телефона (секретарь на дому, рекламный или коммерческий агент).
· Посредничество (в любых формах и областях деятельности).
· Частная торговая деятельность (поездки по стране с целью купли-продажи, мелкая торговля по почте и др.).
· Садово-огородные работы.
· Ремонтно-строительные работы.
· Массаж.
· Репетиторство, включая составление сборников лучших сочинений, решения различных задач по математике, физике, химии и др.).
· Ремонт теле-, радиоаппаратуры, сложной бытовой техники, компьютеров, множительной техники.
· Частная служба проката (различного инструмента, детских вещей, игрушек).
· Частный склад (многие частные фирмы хорошо заплатят за хранение товара).
· Домашнее кафе у дороги.
· Машбюро на дому.
· Частный извоз на своем автомобиле.
· Маклер по обмену жилой площади.
· Домашний закройщик-модельер.
· Автосервис.
· Частная фирма по организации рекламы, изготовлению печатей и др. (брать заказы лучше в крупных городах, а размещать – в мелких, где цены на изготовление ниже).
· Фотоуслуги (снимайте на улицах, в детских садах, школах, на торжествах, на дому).
· Частный видеозал (в кафе, на вокзалах).
· Услуги по охране машин на стоянке возле дома по принципу платных стоянок.
· Производство жареных кукурузных, картофельных хлопьев, сахарной ваты.
· Видео и звукозапись.
· Организация службы знакомств.
· Сварочные работы (изготовление оград, рам).
· Коммивояжер – можно стать представителем изготовителя. Многим производителям нужны ответственные люди для представления их товаров на ярмарках, выставках и регионах.
· Резьба по дереву. Например, изготовление фигурок-символов, статуэток, рамок для картин, фотографий или миниатюр и других поделок на продажу.
· Изготовление детских игрушек из глины.
· Изготовление художественных изделий из лозы, соломы и др.
· Роспись по дереву.
· Вышивание вручную, на машинке.
· Ремонт обуви.
· Выпечка хлеба.
· Выпечка кондитерских изделий.
· Сыроделие.
· Уход за больными, престарелыми.
· Сбор и обработка шкур (в период, когда идет массовый забой свиней, коров, овец), организация их выделки и сдачи в швейные фирмы.
· Прядение или обучение прядению, продажа необработанной или обработанной шерсти, веретен и других принадлежностей для прядения.
· Разведение пчел и продажа меда, и других продуктов пчеловодства.
· Разведение и продажа экзотических рыб, попугаев, канареек и других.
· Разведение коз, продажа молока, пуха.
· Обивка, ремонт, перетяжка мебели, пошив чехлов на мебель и сиденья автомобилей.
· Изготовление украшений.
· Кролиководство (для тех, кто имеет частные дома и дачи).
· Звероводство (разведение ондатр, норок и др.).
· Свиноводство.
· Цветоводство (выращивание цветов, сбор и продажа семян)
· Разведение породистых кошек, собак.
· Частная врачебная практика.
· Сбор лекарственных трав.
· Крестьянское (фермерское) хозяйство.
· Частная фирма по ремонту квартир, детских садов, школ.
· Организация экскурсий и турпоходов для знакомства с историческими и архитектурными памятниками.
· Перевод текстов с иностранного языка.
· Внедрение собственных научно-технических разработок в производство по договору с предприятием.
· Изготовление полуфабрикатов, узлов, запчастей по заказу крупных предприятий (не надо искать покупателя, думать о финансировании) и др.
Данные идеи помогут начать собственное дело и успешно развивать его.
§4. Отличие предпринимательской идеи, бизнес-плана, бизнес-проекта
После того, как предприниматель определился с бизнес-идеей, необходимо разработать бизнес-план, на основе которого может быть разработан бизнес-проект.
БИЗНЕС-ИДЕЯ (предпринимательская идея) – это специальный документ, который разработан автором или авторами идеи какого-либо предпринимательского начинания с целью заинтересовать и убедить в необходимости дальнейшего развития бизнес-идеи и более глубокой ее проработки. |
Чем больше предоставляется информации, тем лучше, это может заинтересовать партнеров. Бизнес-идея может быть разработана на любую тему, срок, сумму инвестиций. Бизнес-идея – это главная часть любого предпринимательского начинания независимо от того будет ли она внедрена на практике в первоначальном варианте или нет. Главным недостатком бизнес-идеи является то, что она ни как не защищена от недобросовестной конкуренции: ее может похитить, доработать и внедрить любой предприниматель. При благоприятном стечении обстоятельств, так как не каждая бизнес-идея (точнее сказать очень малая часть предлагаемых бизнес-идей) получает одобрение, специальная группа приступает к доработке данной бизнес-идеи. Конечным этапом развития бизнес-идеи является разработанный бизнес-план по оценке целесообразности предпринимательского начинания.
БИЗНЕС-ПЛАН – комплексный документ, полно отражающий важнейшие аспекты и экономические характеристики предпринимательского начинания. |
Бизнес-план может разрабатываться как самими инициаторами проекта, так и специалистами, привлеченными извне, при этом заказчик готовит и предоставляет необходимые им данные. Предпочтительнее первый вариант по трем причинам. Во-первых, при разработке бизнес-плана инициаторы проекта лучше разберутся со всеми тонкостями практической реализации своей идеи, во-вторых, инициаторы лучше других разбираются в сути идеи, и кроме них никто не сможет осветить некоторые специальные разделы и различные тонкости бизнес-плана. В-третьих, уменьшается риск ухода бизнес-идеи к третьим лицам, что не редко наблюдается на рынке интеллектуальных услуг не только России, но и мира. В общем, бизнес-план представляет собой перечень стандартных вопросов и ответов на поставленные вопросы. Цель бизнес-плана – заинтересовать потенциального инвестора в выделении средств для дальнейшей проработки или (что бывает крайне редко) практического внедрения предпринимательского начинания. Результатом дальнейшей доработки бизнес-плана является бизнес-проект.
БИЗНЕС-ПРОЕКТ – это комплексный документ, максимально полно отражающий все аспекты предпринимательского начинания и представляющий собой оформленное предложение, направленное на практическое внедрение. |
Разработка бизнес-проекта – это серьезная, высококвалифицированная и дорогостоящая работа, занимающая период времени, измеряемый неделями, месяцами и даже годами. Выбор методики для разработки бизнес-проекта, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений зависят от специфики самого проекта, а в первую очередь от вида бизнес-проекта.
Т.к. составление бизнес-проекта является конечным этапом проработки предпринимательской идеи, рассмотрим далее его типовую структуру (п. 5).