Сущность и характерные черты предпринимательства. Формы и виды предпринимательской деятельности

Предпринимательство - это хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли и связанная с риском.

Предприниматель - слово французское, обозначающее - «посредник». Р.Кантильон впервые использовал термин предприниматель для обозначения лиц, которые наживаются с помощью умения покупать дешевле, продавать - дороже. Предприниматель в понимании Р. Кантильона был субъектом особым, наделенным способностями предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения.

Адам Смит под предпринимателем понимал собственника предприятия, а целью предпринимательской деятельности – получение предпринимательского дохода.

Ж.Б.Сэй в отличие от А.Смита основную функцию предпринимателя видел не в извлечении прибыли, а в организации и управлении воспроизводством в рамках обычной хозяйственной деятельности.

Инновационную трактовку предпринимательства дал Й.Шумпетер. инновация трактовалась им как открытие нового технического знания, используемого в воспроизводстве, внедрение в производство новых технологий и новых сырьевых продуктов, освоение новых источников и форм снабжения, новых форм организации труда и производства. Й.Шумпетер отождествляет предпринимателя с инноватором. Предприниматель – не обязательно собственник, в этом качестве способен выступить и менеджер.

А.Тюнен характеризует предпринимателя как обладателя особых качеств и потому претендующего на незапланированный доход.

Основными условиями существования и развития предпринимательства являются:

- собственность на средства производства и конечный продукт деятельности, а также возможность получать или передавать права собственности на экономические блага;

- частная автономия (или относительная обособленность) хозяйствующих субъектов, предполагающая свободу хозяйственной деятельности, договоров, объединений, профессионального и потребительского выбора;

- развитые формы обмена, то есть наличие товарно-денежных отношений, в том числе свободная купля-продажа труда.

Характерные черты предпринимательства:

1. Наличие у субъекта определенной совокупности свобод и прав - по выбору вида хозяйственной деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжению прибыли и т.д.

2. Предпринимательство предполагает ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск.

3. Ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли.

4. Многообразие форм, видов и типов собственности, а значит и предпринимательства.

По назначению деятельности предпринимательство подразделяют на следующие виды:

а) производственное;

б) коммерческое;

в) финансовое;

г) консультативное.

Производственное предпринимательство – это деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации. При этом функция производства является для предпринимателя основной.

Содержание и способы осуществления производственного предпринимательства в общих чертах выглядят следующим образом. Предприниматель в начале избирает вид производственной деятельности, другими словами, намечает, какие именно товары, работы, услуги он намерен производить. Затем он вступает в контакт с потенциальным потребителем, покупателем товара. Иначе говоря, предпринимательство включает в себя маркетинговую деятельность. Эта первая фаза сделки может получить юридическое оформление в виде контракта между предпринимателем и будущим покупателем товара.

Для осуществления производства предприниматель использует:
Факторы производства: рабочую силу, производственные фонды, материалы, информацию. Частично факторы производства могут принадлежать предпринимателю, а недостающие он вынужден приобретать до начала или в самом процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Результатом производственно-предпринимательской акции является реализация покупателю определенного объема произведенных товаров и получение за них денежной выручки.

Определяющую роль в коммерческом предпринимательстве играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Это сделки по купле-продаже. Коммерческой сделке должен предшествовать анализ рынка, в результате которого прогнозируются объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.

Программа коммерческой сделки включает в себя:

- найм работников для операции закупки, транспортировки, продажи товара, проведения рекламной работы и др.;

- приобретение, закупку товара для последующей продажи;

- найм помещений, складов, торговых точек для хранения и реализации товара;

- получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, не участвующих непосредственно в сделке, но представляющих платные услуги;

- привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита с процентами;

- получение необходимой информации, требуемой для совершения сделки;

- реализацию товара покупателю и получение выручки;

- регистрацию сделки, выплату налогов.

Объектом купли-продажи в финансовом предпринимательстве является специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги. Как в прочих видах коммерческой деятельности, финансово-кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей.

В финансовом предпринимательстве выделяется специфический вид деятельности, когда предприниматель выступает в виде производителя ценных бумаг, которые он продает, размещает при определенных условиях и обязательствах в качестве финансового товара, в чем и заключена суть его предпринимательской деятельности.

Основная часть финансовой сделки (продажа денег, валюты, ценных бумаг покупателю) нуждается в повышенном внимании и тщательном оформлении. Необходимо выверить финансовую состоятельность покупателя, установить возможный залог, определить гаранта, согласного поручиться за покупателя.

В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название «консалтинг» по определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО). Менеджмент-консалтинг заключается в представлении независимых советов и помощи по вопросу управления, включающих определение и оценку проблем или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации. В промышленно развитых странах вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию.

По объемам оборачиваемого капитала и количеству задействованных работников различают крупный и малый бизнес.

Преимущества крупного предпринимательства:

- ускоряет НТП;

- дает экономию затрат благодаря крупномасштабности производства массовой стандартной продукции;

- увеличивает возможности специализации;

- повышает эффективность использования мощного оборудования (подъемных кранов, гигантских прессов, комбайнов и т.п.);

- уменьшает хозяйственный риск.

Однако укрупнение предприятий эффективно до определенного предела, за которым производство становится громоздким, негибким, трудноуправляемым и экономически нецелесообразным, так как начинают возрастать средние издержки фирм.

Преимущества малого бизнеса:

- высокая степень специализации производства и эффективного межфирменного кооперирования;

- большая гибкость и быстрота реакции на изменение рыночных условий;

- больше разнообразия продукции и возможностей работы по индивидуальным заказам;

- большая восприимчивость к новым научно-техническим идеям;

- отсутствие заорганизованности, чрезмерной регламентации работы;

- больше возможностей для проявления личной инициативы и разумного риска;

- благоприятный психологический климат и больший демократизм в трудовом коллективе.

Для крупного и малого бизнеса существуют свои хозяйственные ниши. Так первый более эффективен в массовом выпуске продукции, внедрении в производство новых технологий и продуктов. Второй – в мелкосерийном производстве, сфере услуг, разработке новых технологий. Часто крупные и малые фирмы сотрудничают в системе франчайза, когда крупная компания разрешает и помогает небольшим предприятиям реализовать свою продукцию от ее имени.

Организационно-правовые формы предпринимательства:

1. Единоличное владение - это дело, которым владеет один человек, что дает ему определенные преимущества:

Преимущества единоличного владения:

а) каждый собственник владеет всей прибылью предприятия,

б) собственники сами себе хозяева и вольны производить любые изменения,

в) законы устанавливают для индивидуальных собственников минимальные ограничения.

Недостатки единоличного владения:

а) полная имущественная ответственность,

б) ограниченность капитала.

2. Товарищество - это такое предприятие, которым владеют два или несколько совладельцев.

Преимущество товарищества:

а) объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства;

б) каждый партнер вносит в дело свои свежие творческие идеи или талант;

в) товарищество организуется относительно просто, и оно не подвергается специальному налогообложению.

Недостатки товарищества:

а) во многих случаях каждый из партнеров несет неограниченную имущественную ответственность,

б) если один из партнеров выходит из дела, то товарищество официально прекращает свое существование. При продолжении деятельности товарищество должно заключить новое соглашение;

в) размеры капитала, привлекаемого товариществом ограничены;

г) партнеры могут разойтись во взглядах на управление фирмой, что может подорвать ее существование.

Виды товарищества:

- Полное товарищество. Оно отличается полной имущественной ответственностью всех членов;

- Товарищество с ограниченной ответственностью (участники такого товарищества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов);

- Смешанное (коммандитное) товарищество (объединяет партнеров, несущих как полную ответственность, так и ограниченную).

3. Акционерное общество или корпорация есть предприятие, основанное на выпуске акций с целью привлечения средств физических и юридических лиц для осуществления своей деятельности по производству и реализации различных товаров и услуг.

Преимущества АО:

а) коллективно-корпоративный характер объединения членов;

б) ограниченная ответственность;

в) простота проведения операций;

г) неограниченность существования.

Недостатки АО:

а) сложность создания и его дороговизна;

б) необходимость выплат специальных налогов;

в) отказ корпорации, чьи акции находятся в открытой продаже, от своих прав на коммерческую тайну.

Различают акционерные общества открытые и закрытые. Уставный фонд акционерного общества открытого типа формируется путем свободной продажи акций на рынке. Акционерное общество закрытого типа формирует уставный фонд только за счет акций учредителей.

Ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом на величину его уставного фонда с подразделением на равное количество долей и выделяемая каждому акционеру пропорционально внесенным средствам, называется акцией. Доход на акцию представляет собой дивиденд. Размер дивиденда зависит от результатов деятельности АО. Продажная цена акции называется ее курсом.

Контрольный пакет акции - это преобладающая (свыше 50 %) по сравнению с другими доля того или иного акционера в общем количестве акций, выпущенным акционерным обществом. Контрольный пакет акций дает собственнику возможность влиять на решения, принимаемые акционерным обществом. Основные виды акций отражает таблица 9.1.

Наряду с акциями акционерные общества выпускают облигации.

Облигация – это долговое обязательство. В отличие от акции облигация через определенный промежуток времени возвращается АО. Доход на нее фиксирован. Покупатель облигации с ее приобретением становится не совладельцем предприятия, а лишь ее кредитором.

Таблица 9.1 - Основные виды акций

Признаки деления и виды акций
По характеру распоряжения По формам выпуска и обращения По обеспечению права голоса По характеру получения и размерам дохода
Именные ; Предъявительские Сертификатные (акции, которые материально представляют особый документ – сертификат); Безналичные (акции, существующие в безбумажной форме – в учетных записях АО или в памяти компьютера) Голосующие ; Неголосующие Обыкновенные (дают право голоса, могут приносить дивиденды пропорционально полученной прибыли, возможна отсрочка выплаты дивидендов); Привилегированные (дивиденды выплачиваются регулярно, размер их фиксирован, не имеют права голоса

Фирма является основной структурной единицей бизнес деятельности. Фирма представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

Все фирмы можно классифицировать по двум основным критериям:

· По формам собственности на капитал и по степени концентрации капитала.

· По формам собственности на капитал выделяют государственные и частные фирмы. Последние в свою очередь делятся на единоличные фирмы, товарищества и АО. По степени концентрации производства выделяют мелкие, средние и крупные фирмы.

Чтобы выжить, фирма должна расти, наращивать объемы продаж. Для этого ей следует увеличивать производственные мощности и осуществлять инвестиции.

Различают два пути роста фирмы.

Первый путь к росту можно охарактеризовать как внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала. Источниками внутреннего роста фирмы служат:

1) собственные ресурсы фирмы, в первую очередь нераспределенная часть прибыли, и, в некоторой степени, – амортизационный фонд;

2) заемные средства, полученные от банков и иных кредитно-финансовых институтов;

3) средства от дополнительной эмиссии ценных бумаг.

Второй способ роста фирмы связан с централизацией производства и капитала в результате слияний и поглощений.

Слияние - означает обоюдный договор руководства двух компаний об объединении. Обычный механизм слияния – замена акций сливающихся корпораций на новые акции единого образца. Поглощение происходит, когда одна фирма приобретает другую.

Слияния (поглощения) бывают нескольких типов:

1) горизонтальная интеграция наблюдается при объединении фирм, выпускающих однотипную продукцию или осуществляющих одинаковую стадию некоторого технологического процесса;

2) вертикальная интеграция происходит при объединении фирм, осуществляющих разные стадии некоторого единого технологического процесса;

3) конгломерат образуется в результате объединения фирм, чьи технологические процессы никак не связаны.

Реформирование экономики Казахстана не возможно без развития предпринимательства, становление которого регламентируется законами РК. В переходный период руководством страны был принят ряд таких законов и указов Президента РК: «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства», «Об индивидуальном предпринимательстве», «Об акционерных общества», «О хозяйственных товариществах» и др. Эти законы определяют основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательской деятельности граждан и юридических лиц при осуществлении ими предпринимательства.

Предпринимательская деятельность в Казахстане, как в России и других постсоциалистических странах, развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы. Поэтому предпринимательская деятельность в РК, особенно в первое десятилетие трансформации командной экономической системы в рыночную, была связана с рядом трудностей и противоречий:

1. Медленно и зачастую бессистемно формировалась законодательная база предпринимательства;

2. Принцип частной автономии был значительно ограничен, так как свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостояла традиционная для командной экономики монопольная организация хозяйства, которую нельзя было отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры республик СССР десятилетиями создавались как монополии;

3. Товарно-денежный обмен был сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений (проблема обналичивания денег, кризис неплатежей и т.д.), а также высокими темпами инфляции.

Разгосударствление и приватизация собственности способствовали возникновению в стране различных форм и видов предпринимательства. В Гражданском кодексе РК определяются такие формы предпринимательства как хозяйственное товарищество в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью; акционерное общество; производственный кооператив. Широкое распространение получило в республики развитие индивидуального предпринимательства, правовые основы которого заложены в Законе РК «Об индивидуальном предпринимательстве». Особая поддержка оказывается развитию малого бизнеса.

Наши рекомендации