Сущность и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства.

Сущность и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства.

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями и организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары с целью получения прибыли. Она осуществляется гражданами на свой риск, под их имущественную ответственность, в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В основе предпринимательской деятельности лежит личный интерес. Предпринимателями выступают дееспособные граждане. В пределах, установленных законодательством, в качестве предпринимателей могут выступать граждане данной страны и других государств. Допускается и коллективное предпринимательство. Официальный статус предприниматель приобретает после государственной регистрации. Предпринимательская деятельность предполагает полную свободу, в рамках закона, самостоятельность выбора сфер и направлений приложения труда и капитала.Такая деятельность позволяет регулировать производство, т.к. производство и потребление в ориентируются на нужды потребителей. При этом каждый человек имеет право и экономическую возможность организовать процесс производства любого продукта, если есть интерес и денежные ресурсы.

Полная экономическая свобода – это возможность самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей продукции, устанавливать цены в соответствии со спросом.

Хозяйственный риск и ответственность – проявляется в том, что предприниматель отвечает по своим обязательствам в той или иной форме.

Важнейшие черты предпринимательства: самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, экономическая заинтересованность, риск и ответственность. Эти признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Виды предпринимательской деятельности:производственная, коммерческая, финансовая.

Производственное предпринимательство – деятельность, направленная на производство товаров, которые подлежат последующей реализации потребителям, выполнение работ, оказание услуг, предоставление информации.

Коммерческое предпринимательство – это товарно-денежные и товарообменные операции. Коммерческое предпринимательство считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 20-30 %.

Этапы:

- выбор товара или услуги;

- установление цены на товар выше покупной цены;

- оценка спроса на товар, достаточного для его реализации в масштабах сделки.

Финансовое предпринимательство – объектом купли-продажиявляются ценные бумаги, валюта, деньги. Основные участники финансового предпринимательства являются банки, предприятия, организации, фондовые биржи и предприниматели.

Этапы:

- анализ рынка ценных бумаг;

- продажа покупателю, занимающихся перепродажей денег, валюты, ценных бумаг и получение денежной выручки, достаточной для покрытия расходов и прибыли.

Консультативное предпринимательство заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Тип собственности.

В зависимости от отношений собственности и целей предприятий различают:

- частные коммерческие предприятия;

- государственные предприятия;

- частные некоммерческие.

Частные коммерческие- предприятия, которые созданы для извлечения экономических выгод, прибыли, и в своей деятельности преследуют эту цель. Деятельность таких предприятий направлена на удовлетворение потребностей населения рыночными способами. Владелец такого предприятия (фирмы) ведет дела в собственных интересах: управляет фирмой, получает прибыль, несет персональную ответственность по своим обязательствам.

Государственные— это предприятия или организации, созданные для удовлетворения каких-либо общественных нужд и которые по закону не могут распределять между своими собственниками (управленцами) полученную прибыль или денежные поступления. Такие предприятия финансируются за счет дотаций.

Частные некоммерческие (неприбыльные)- сфера и объем их деятельности определяются посредством политического процесса, а не рынком. Существуют за счет частных пожертвований.

Характер и содержание деятельности (специализация).

Предприятия, предназначенные для выпуска конкретного вида продукции, подразделяются:

- промышленные предприятия по выпуску машин, оборудования, инструментов; добычи сырья, производство материалов, выработки электроэнергии и т.д.;

- сельскохозяйственные предприятия;

- предприятия строительной индустрии и транспорта.

По уровню специализации предприятия делят на:

- узкоспециализированные

- многопрофильные - выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения.

- комбинированные - один вид сырья или готовой продукции параллельно или последовательно проходит несколько стадий, т.е. производство превращается из узкоспециализированного производства в многопрофильное.

Существуют следующие формы предприятий

- государственные унитарные предприятия:

- муниципальные унитарные предприятия;

- общественные организации;

- индивидуальные и семейные предприятия;

- хозяйственные товарищества (ООО, АО и ЗАО, общества с дополнительной ответственностью);

- объединения предприятий (союзы, ассоциации, дочерние предприятия, филиалы, производственные кооперативы.)

Выбор формы зависит от размера первоначального капитала, масштабов предполагаемой деятельности, возможности установления партнерских отношений с другими предпринимателями и тд. В современной рыночной экономике распространенной формой предпринимательства являются партнерство, хозяйственные товарищества и общества.

Акционерное общество.

АО признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Учредительным документом общества является его устав, а в роли учредителей выступают граждане и (или) юридические лица.

Закрытое акционерное общество(ЗАО) – это общество, уставной капитал которого формируется только за счет вклада (акций) учредителей. Вклады акционеров в уставной капитал ЗАО могут осуществлять в виде денежных средств, различных видов имущества, ценных бумаг и имущественных прав.

Открытое акционерное общество (ОАО)проводит без ограничений подписку на выпускаемые ими акций и их свободную продажу, а его участники отчуждают свои акции без согласия других акционеров.

Уставной капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, причем стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой.

Еще один вид коммерческой организации – производственный кооператив Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, создаваемое на основе аккумулирования имущества его членов и личного трудового участия.

Членами производственного кооператива могут быть любые физические лица (российские и иностранные граждане), достигшие 16 лет и внесшие паевой взнос в имущество кооператива.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом, переданного ей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) между работниками.

Небольшое количество предприятий, находящихся в федеральной собственности, может быть по решению Правительства РФ преобразовано в федеральное казенное предприятие. Казенные предприятия гарантированы от банкротства. Государство несет полную ответственность за результаты их хозяйственной деятельности и отвечает по их обязательствам при недостаточности имущества, жестко контролируя сбыт продукции, порядок распределения прибыли и оплату труда работников.

Большое значение в современном обществе имеет развитие малого предпринимательства.

Распространенной формой хозяйствования стала предпринимательская деятельность без образования юридического лица, которой граждане вправе заниматься с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Инфраструктура предприятий.

Инфраструктурой предприятия – подразделения, которые обслуживают основное и вспомогательное производство. Это складское и транспортное хозяйство, материально-техническое снабжение на предприятии и организация сбыта продукции, инструментальное и ремонтное хозяйство, информационные коммуникации на предприятии.

Инструментальное хозяйство создается для обеспечения производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации, ремонта.

Основной задачей ремонтного хозяйства предприятия является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования. Для поддержания оборудования в состоянии полной готовности к работе на предприятии должен осуществляться планово-предупредительный ремонт .

Материально-техническое снабжение (МТС) на предприятии предназначено выполнять следующие функции:

- планирование МТС на основе баланса обоснованной совокупности потребности и покрытия её ресурсов из различных источников;

- установление рациональных хозяйственных связей по поставкам продукции на предприятие;

- организация и планирование снабжения производственных подразделений предприятия продукцией производственно-технического назначения;

- оперативное регулирование движения материальных ресурсов на основе строго учета и контроля.

Система сбыта продукции – это завершающая стадия производственного цикла. Реализация продукции проходит в четыре этапа:

1) заключение договоров на поставку продукции;

2) составление плана реализации;

3) отгрузка продукции потребителям;

4) поступление денег на расчетный счет.

Транспортное хозяйство создается для своевременного и бесперебойного обслуживания производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

В современных условиях очень важное значение приобретает такой элемент инфраструктуры предприятия, как информационные коммуникации.

Имущество предприятий.

В соответствии с действующим законодательством предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, включая земельные участки, здания. Сооружения, инвентарь, сырье, продукцию, долги, права требования, права на обозначения, индивидуализирующее предприятия, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права. Имущество бывает недвижимое и движимое.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, обособленные водные объекты и все, что связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, машины и оборудование, нематериальные активы и др. К недвижимому имуществу относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические и другие объекты. Имущество, не относящееся к недвижимому это движимое имущество. Регистрация прав на движимое имущество не требуется, кроме случаев предусмотренных действующим законодательством.

Общую информацию о составе и величине имущества предприятия можно получить из анализа бухгалтерского баланса предприятия и источников их образования.

Капитал– это стоимость, авансированная в производство с целью извлечения прибыли. С одной стороны, капитал рассматривается как денежная сумма, вкладываемая предпринимателем с целью получения прибыли. С другой стороны, - капитал выступает как совокупность средств производства. Поэтому по функциональной роли различают основной и оборотный капитал, а по источникам образования – Собственный, заемный и дополнительно привлеченный.

Внеоборотные активы состоят из нематериальных активов, основных средств, незавершенного строительства, долгосрочных финансовых вложений, прочих внеоборотных активов.

Нематериальные активы –объекты долгосрочного вложения капитала, имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями

Основные средства (здания, машины, оборудование, транспортные средства и т.д.) функционируют и используются в хозяйственной деятельности длительное время, изнашиваются постепенно, не меняя при этом своей натурально-вещественной формы, стоимость их включается в себестоимость продукции, работ и услуг частями в течение срока полезного использования по установленной норме.

Долгосрочные финансовые вложения – это инвестиции в дочерние, зависимые общества и другие организации, займы, предоставляемые предприятием различными организациями, и прочие финансовые вложения на срок более одного года.

Оборотные активы – это средства, используемые в течение лишь одного производственного цикла, требующие замены при совершении нового цикла и полностью переносящие свою стоимость на реализуемый товар.

Таким образом, конкурентоспособность товара – это его характеристики, позволяющие ему в условиях свободной и честной конкуренции быть проданным на рынке по цене более привлекательной, чем у конкурентов.

При оценке конкурентоспособности продукции возможно использование различных методов: дифференциальный, комплексный, смешанный.

Дифференциальный методоценки основан на использовании единичных параметров взятой продукции и сопоставляемого с ней образца. При этом определяют, достигнут ли требуемый уровень в целом, по каким параметрам он отстает, каким из них максимально отличаются от базовых.

Комплексныйметод оценки конкурентоспособности продукции основан на применении комплексных (групповых, обобщающих и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого изделия и образца.

Смешанный методоценки конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных (интегральных) показателей. При смешанном методе часть единичных параметров и объединяют в группы и для каждой группы определяют комплексный (групповой) показатель. Наиболее важные параметры могут применяться при их дальнейшем анализе как единичные. На основе получаемой совокупности единичных параметров и групп параметров проводится оценка конкурентоспособности продукции дифференцированным методом

Объемапроизводства

основная цель предприятия- получение прибыли. Прибыль может быть получена в результате работы фирмы по организации производства товаров и оказания услуг. Основными результатами производственной деятельности являются:

1. Объем продукции - произведенные материальные блага. Продукция в ее натурально-вещественной форме учитывается в натуральных (физических) единицах измерения (шт., кг, м).

2. Работы промышленного характера - одна из форм продукции промышленности. Этот результат включает в себя: работы по восстановлению потребительской стоимости, утраченной продуктом полностью или частично, операции по доработке и доведению до полной готовности изделий, произведенных другими.

3. Услуги - полезные результаты деятельности, удовлетворяющие определенным требованиям, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Услуги могут быть производственными и непроизводственными, рыночными и нерыночными,

4. Полуфабрикат - предмет труда, прошедший обработку в пределах конкретного цеха, на подлежащий дальнейшей обработке в других цехах. Полуфабрикаты могут быть использованы на самом предприятии или реализованы на сторону.

В зависимости от степени готовности на момент оценки производственного результата различают показатели:

- Валовый оборот - стоимость всех производимых на предприятиях готовых изделий и полуфабрикатов

- Валовая продукция - стоимость всех готовых изделий и полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде из своего материала и материала заказчика, а также стоимость выполненных работ за вычетом стоимости готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, потребленных в своем производстве.

Объем валовой продукции используется при определении таких показателей как численность, производительность труда, и т.д.

Объем валовой продукции может быть определен по формуле:

ВП = ТП ±∆НЗП,

Товарная продукция -это готовая продукция, которая прошла весь цикл обработки, принята заказчиком, готовая к отгрузке потребителю.

ТП = РП ± (ГПк - ГПн) + (ОПк - ОПн),

Объем продаж – это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.

Реализованная продукция - это отгруженная покупателям или сданная заказчику на месте продукция, выполненные работы и оказанные услуги, на которые покупателям (заказчикам) предъявлены расчетные документы, причем моментом реализации считается поступление денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия.

:

РП = ТП + ГПн–ГПк + ОПн–ОПк,

нормативно чистая продукция.

Условно-чистая продукция

УЧП=ЧП+Ам,

Готовая продукция - законченная в изготовлении, упакованная продукция на складе предприятия, ждущая отправки в составе транспортной партии.

Отгруженная, но не оплаченная продукция - это продукция у потребителя или в пути, ушедшая с данного предприятия, но денежные средства за нее на расчетный счет не поступили.

Прочие затраты.

Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг) это налоги и сборы; платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; обязательное страхование имущества предприятия, а также отдельный категорий работников, занятых в производстве соответствующих видов продукции; платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством; вознаграждение за изобретательство; затраты на сертификацию продукции; подготовка кадров; содержание охраны, затраты на командировки по установленным законодательством нормам; гарантий ремонт и обслуживание и т.д.

Структура затрат в различных отраслях промышленности различна и зависит от ряда факторов, обусловленных специфическими особенностями производства. В зависимости от того какие из элементов затрат в себестоимости продукции являются преобладающими различают:

1. Материалоемкие отрасли – характеризуются наибольшим удельным весом материальных затрат (черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность и др.).

2. Трудоемкие отрасли – наибольший удельный вес занимают затраты на оплату труда (угольная, лесозаготовительная, станкостроительная и инструментальная промышленности).

3. Энергоемкие отрасли (цветная металлургия).

Функции цены

Стимулирующая функция цены

Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.

КлассификациЯ цен.

1. По характеру обслуживаемого оборота:

- оптовые цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом);

- розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению;

2. По степени регулирования:

- свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка;

- фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном уровне;
- регулируемые цены — цены, в отношении которых соответствующие государственные органы управления устанавливают какие-либо ограничения.

- гарантированные цены. Их поддержание обеспечивается государственным финансированием.

- рекомендуемые цены устанавливаются на важнейшие виды продукции;

- предельные ценывыше которых предприятия не могут установить цену (частный случай регулируемых цен).

3. По времени действия:

-постоянные цены, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту, обычно в договоре делается оговорка: «цена твердая, изменению не подлежит»;

- текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка;

- сезонные цены действуют в течение определен ного периода времени;

- ступенчатые цены представляют собой ряд последовательно снижающихся (повышающихся) цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

4. По способу установления:

- твердые цены, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту,

- подвижные – цена может быть пересмотрена

- скользящие цены (частный случай подвижных цен) устанавливаются на изделия, требующие длительного срока изготовления.

5. По формам продаж:

- контрактные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон;

- биржевые котировки — уровни цен товаров, реализуемых через биржу;

- цены ярмарок и выставок (часто льготные);

- аукционные цены отражают ход продаж на аукционе;

- трансфертные цены применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, входящих в одну ассоциацию.

6. По степени обоснованности:

- базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия;

- справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах;
- расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам;

- фактическая цена сделки учитывает применение различных надбавок и скидок к базисной цене.

Схема формирования цены

1. Постановка задач и целей ценообразования.

ЦЕЛИ

- обеспечение существования фирмы на рынках.

- максимизация прибыли.

- максимальное расширение оборота.

- оптимальное увеличение сбыта.

- "снятие сливок" благодаря установлению высоких цен.

- лидерство в качестве.

Определение спроса.

Цена, назначенная продавцом, так или иначе, отразится на уровне спроса на товар. Эта взаимосвязь объясняется двумя экономическими принципами (законом спроса и ценовой эластичностью спроса) и сегментацией рынка.

Под влиянием цен происходит изменение величины спроса, а под влиянием неценовых факторов изменяется сам спрос.

Оценка издержек.

Расчет исходной цены.

Обзорный раздел (резюме)

Резюме —один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как в нем кратко отражается суть проекта. От того, как написано резюме, зависит, возникнет ли интерес у потенциальных инвесторов к предприятию.

Резюме должно содержать:

§ цель проекта;

§ краткое описание компании;

§ краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи;

§ объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;

§ основные финансовые показатели, характеризующие эффективность проекта;

§ предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;

§ номера и даты получения патентов и сертификатов;

§ факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.

2. Описание предприятия:

3. Описание продукции или услуг:

График выполнения работ

График выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации, а также отражать планируемые временные рамки работ на каждом из этапов.

Управление и организация

8. Финансовый план

Финансовый план должен быть согласован с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана, поскольку в нем обобщаются и представляются в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.

Оценка рисков

В разделе «Оценка рисков» требуется оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись

Приложение

В данный раздел включаются документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане.

Сущность и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства.

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями и организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары с целью получения прибыли. Она осуществляется гражданами на свой риск, под их имущественную ответственность, в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В основе предпринимательской деятельности лежит личный интерес. Предпринимателями выступают дееспособные граждане. В пределах, установленных законодательством, в качестве предпринимателей могут выступать граждане данной страны и других государств. Допускается и коллективное предпринимательство. Официальный статус предприниматель приобретает после государственной регистрации. Предпринимательская деятельность предполагает полную свободу, в рамках закона, самостоятельность выбора сфер и направлений приложения труда и капитала.Такая деятельность позволяет регулировать производство, т.к. производство и потребление в ориентируются на нужды потребителей. При этом каждый человек имеет право и экономическую возможность организовать процесс производства любого продукта, если есть интерес и денежные ресурсы.

Полная экономическая свобода – это возможность самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей продукции, устанавливать цены в соответствии со спросом.

Хозяйственный риск и ответственность – проявляется в том, что предприниматель отвечает по своим обязательствам в той или иной форме.

Важнейшие черты предпринимательства: самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, экономическая заинтересованность, риск и ответственность. Эти признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Виды предпринимательской деятельности:производственная, коммерческая, финансовая.

Производственное предпринимательство – деятельность, направленная на производство товаров, которые подлежат последующей реализации потребителям, выполнение работ, оказание услуг, предоставление информации.

Коммерческое предпринимательство – это товарно-денежные и товарообменные операции. Коммерческое предпринимательство считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 20-30 %.

Этапы:

- выбор товара или услуги;

- установление цены на товар выше покупной цены;

- оценка спроса на товар, достаточного для его реализации в масштабах сделки.

Финансовое предпринимательство – объектом купли-продажиявляются ценные бумаги, валюта, деньги. Основные участники финансового предпринимательства являются банки, предприятия, организации, фондовые биржи и предприниматели.

Этапы:

- анализ рынка ценных бумаг;

- продажа покупателю, занимающихся перепродажей денег, валюты, ценных бумаг и получение денежной выручки, достаточной для покрытия расходов и прибыли.

Консультативное предпринимательство заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Наши рекомендации