Тема 20: «Виды договора купли-продажи»
Задача 1.
12 марта Розова купила в магазине «Электротехника» бытовой надплитный электровоздухоочиститель. Через пять дней у воздухоочистителя вышел из строя электродвигатель и прибор перестал очищать воздух. 19 марта Розова привезла дефектный воздухоочиститель в магазин «Электротехника». В этот день в магазине снизилась цена на все типы воздухоочистителей на 15%.
1. Что вправе потребовать Розова от магазина «Электротехника» при предъявлении ему проданного им воздухоочистителя ненадлежащего качества?
2. В какой срок магазин «Электротехника» обязан заменить дефектный воздухоочиститель на новый?
3. Если возникнет необходимость дополнительной проверки качества воздухоочистителя, то в какой срок он может быть заменен?
4. Какую неустойку должен будет заплатить магазин Розовой в случае нарушения срока замены воздухоочистителя?
5. Как будет исчисляться гарантийный срок при замене воздухоочистителя?
6. Как будет исчисляться цена дефектного воздухоочистителя, если в момент его замены его стоимость снизилась на 15%?
Задача 2.
Иванов приобрел в магазине ООО «Мир техники» кондиционер «Beko». При покупке ему была выдана инструкция, написанная на английском и турецком языках. Иванов не смог осуществить перевод текста на русский язык. Он обратился в магазин с требованием принять кондиционер обратно и возвратить уплаченную за него денежную сумму, поскольку, не имея инструкции на русском языке, он не может правильно настроить кондиционер, вся его семья постоянно простывает. Работники магазина отказались удовлетворить требование Иванова, сославшись на то, что кондиционер недостатков не имеет, об отсутствии инструкции на русском языке Иванов знал на момент приобретения кондиционера. Возврат кондиционера, по их мнению, невозможен также в связи с тем, что Иванов не представил ни кассовый, ни товарный чек о приобретении кондиционера в магазине ООО «Мир техники». Работники магазина предложили Иванову перевести инструкцию на русский язык или же направить к нему специалиста, который объяснит, как пользоваться кондиционером. Каждая из предложенных услуг может быть осуществлена за отдельную плату.
1. Кто прав в данном споре и почему?
2. Каковы правые последствия неисполнения продавцом обязанности по передаче покупателю относящихся к товару документов?
3. Каковы правовые последствия неисполнения продавцом обязанности по представлению покупателю информации о товаре?
Задача 3.
Павлов обратился в магазин ООО «Тип-Топ» с просьбой заменить купленные там женские туфли. Он пояснил, что хотел сделать жене подарок, но забыл размер и купил туфли на 2 размера больше. Работник магазина пояснил, что заменить товар они согласны, но поскольку туфель этого фасона подходящего размера уже нет, они ничем помочь не могут. От принятия туфель и возвращения денег работник магазина отказался.
1. Прав ли работник магазина?
2. Имеет ли право Павлов вернуть приобретенные туфли в магазин и получить назад уплаченную за них денежную сумму?
3. При каких условиях?
Задача 4.
В июне 2014 г. Фатеева приобрела в магазине ООО «Тип-Топ» зимние сапоги с гарантийным сроком 3 месяца. В январе 2015 г. во время ходьбы у одного сапога сломался каблук. В магазине, где сапоги были приобретены, ей пояснили, что гарантийный срок на них истек, поэтому заменять их не будут.
1. Кто прав в этом споре и почему?
2. С какого момента начинается течение гарантийного срока?
Задач 5.
Гражданка Стравицкая приобрела в интернет-магазине мебельный гарнитур. На следующий день после его доставки она обратилась к продавцу, чтобы отказаться от товара и вернуть денежные средства, указав, что гарнитур «не вписался» в обстановку ее квартиры. Продавец отказал в удовлетворении ее требования, ссылаясь на то, что мебель включена в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Стравицкая обратилась в суд, обосновав свое требование тем, что приобретала мебельный гарнитур дистанционно и не имела возможности непосредственно ознакомиться с товаром в момент заключения договора.
1. Правомерен ли отказ продавца?
2. Какое решение должен вынести суд? Каковы особенности дистанционной купли-продажи товаров?
Задача 6.
Камнев обратился в суд с иском, требуя от магазина ООО «Техномир», в котором он приобрел холодильник «Indesit», возврата уплаченных за него денег. Камнев пояснил, что он купил этот холодильник у ответчика полтора года назад с гарантийным сроком 1 год. Холодильник работал нормально, но 2 недели назад вышел из строя. Приглашенный для ремонта специалист сообщил, что дефект серьезный, имеет производственный характер и обойдется дорого. Представитель магазина заявил, что гарантийный срок истек, поэтому магазин никакой ответственности не несет и возвращать деньги или оплачивать ремонт не обязан.
Кто прав в этом споре и почему? Какова правовая природа и значение гарантийного срока?
Задача 7.
Гражданин Сидоров приобрел в магазине телевизор. На следующий день в квартире, где он проживал, произошел скачек в напряжении, в результате чего телевизор сломался.
Разъясните гражданину Сидорову возможности по разрешению данной ситуации.
Задача 8.
Мокроусова продала квартиру в Красноярске Маликову и переехала жить к своему близкому другу Кедрову. Переход права собственности на квартиру был зарегистрирован в установленном законом порядке. В проданной квартире вместе с Мокроусовой в течение 15 лет проживал ее муж Мокроусов, зарегистрированный по месту жительства в квартире родителей по другому адресу. Супруги Мокроусовы во время совместного проживания часто ссорились и неделями не разговаривали друг с другом. В момент продажи квартиры Мокроусов находился в длительной командировке и о продаже квартиры ничего не знал.
Вправе ли Мокроусов оспорить в судебном порядке продажу квартиры женой без его согласия?
Задача 9.
2 марта 2014 года между ООО «Арго» и фермером Иванцовым был заключен договор аренды здания амбара с условием о переходе права собственности на него по истечении 1 года с момента заключения договора в случае полной уплаты фермером всех арендных платежей. Иванцов своевременно и в полном объеме исполнял свои обязанности по оплате и через год после заключения договора обратился к ООО «Арго» с требованием о регистрации перехода права собственности на соответствующее недвижимое имущество. Представитель ООО «Арго» пояснил, что поскольку договор не был зарегистрирован в установленном порядке, он не является заключенным, в связи с чем у ООО «Арго» не возникло обязанности по передаче в собственность фермера спорной недвижимости. Иванцов обратился за консультацией в Юридическую клинику ТГУ.
Какую консультацию необходимо дать Иванцову?
Задача 10.
По договору купли-продажи ООО «Звезда» продало АО «Рассвет» здание склада. Покупатель перечислил на банковский счет продавца согласованную в договоре денежную сумму, а продавец передал здание склада покупателю по акту приемки-передачи. До государственной регистрации перехода права собственности на склад ООО «Звезда» заключило новый договор купли-продажи, по которому то же самое здание склада было продано ООО «Прометей», право собственности которого было зарегистрировано в установленном порядке. ООО «Прометей» обратилось к АО «Рассвет» с требованием о передаче ему здания склада и в связи с отказом последнего подало в суд иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
1. Как должен быть решен указанный спор?
2. Дайте определение виндикационного иска?
3. При каких условиях он не подлежит удовлетворению?
Задача 11.
В апреле 2014 года между АО «Котельная на Водяной» (покупатель) ООО «Красуголь» (поставщик) был заключен договор поставки угля на 2015 год в объеме 100 000 тонн, по 25 000 тонн ежемесячно: в январе, феврале, марте и апреле 2015 года по 800 рублей за тонну. Однако в согласованные периоды уголь поставлен не был. В целях предотвращения аварийной ситуации покупатель закупил уголь в другом месте по цене 1000 руб. за тонну и сообщил поставщику, что от февральской и мартовской партий угля отказывается, а также потребовал уплаты неустойки и возмещения убытков.
В ответе на претензию поставщик указал, что нарушение условия договора о периодах поставки было вызвано чрезвычайной ситуацией на шахте Распадская в Кемеровской области, однако уголь уже отгружен в адрес покупателя и скоро прибудет в г. Красноярск.
Оцените возражение поставщика: дайте мотивированную критику позиции поставщика либо приведите аргументы в ее поддержку
Задача 12.
ООО «Школа высшего спортивного мастерства» заключило договор с заводом-изготовителем АО «Сантехоборудование» о покупке санитарно-технического оборудования с обязательством доставки поставщиком оборудования через месяц с даты заключения договора и предварительной оплатой в размере 50% стоимости товара. В договоре не было указано, является ли он договором поставки или купли-продажи.
Через неделю после заключения договора поставщик доставил в школу душевые кабины, однако в количестве, превышающем согласованное в договоре. Предусмотренный договором срок доставки наступал только через три недели, а ремонт здания школы находился в такой стадии, что установка кабин была невозможна. Руководитель строительной организации, производившей ремонт школы, предложил директору школы продать ему все завезенные душевые кабины. Директор решил обсудить с юристом вопрос о том, сможет ли он в данном случае потребовать от завода-изготовителя доставки всего предусмотренного договором оборудования в установленный договором срок.
Решите правовую ситуацию.
Задача 13.
ООО «Прайд» (заготовитель) обратилось в арбитражный суд с иском к КФХ «Простор» (Хозяйство) о взыскании 3 000 000 рублей предоплаты, полученной ответчиком по договору контрактации СХП. Суд иск удовлетворил. Ответчик КФХ «Простор» обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой, полагая, что решение является незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указало, что обязательство контрактации (по передаче овощей: картофеля, свеклы, капусты) должно быть исполнено в течение срока действия договора до 31.12.2015. Каких-либо промежуточных сроков исполнения обязательства (передачи товара) ни в договоре контрактации, ни в приложении к нему не указано. Следовательно, Хозяйство не допустило просрочки исполнения обязательства.
Суд апелляционной инстанции не согласился с доводами апелляционной жалобы, отказал в ее удовлетворении, указав, что если содержание договора не позволяет установить срок исполнения обязательства по передаче товара, предусмотренного договором контрактации, необходимо руководствоваться ст.314 ГК РФ, разумный срок для договора контрактации должен определяться исходя из агротехнических сроков выращивания сельскохозяйственных культур.
Согласны ли вы с выводом суда апелляционной инстанции? Обоснуйте свой ответ.