Основные элементы налога: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления. Порядок и сроки уплаты

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый орг-ями и физлицами в целях фин обеспечения дет-ти гос-ва и муниципальных образований.

Налог считается установленным если определны налогоплательщики и элементы налога.

Объект. Объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога ( имущество, доход, прибыль, операции по реализации ТРУ).

Налоговая база. (Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.)характеризует количественное выражение объекта н/о, к которому применяется налоговая ставка

Налоговая ставка-величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Под

Налоговым периодомпонимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога.Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Сущ-ет 2 методики:некумулятивная (по частям) и кумулятивная (нарастающим итогом)

Порядок и сроки уплаты.Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. Изменение установленного срока уплаты допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами и т.д. когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке предусмотренном НК РФ или другими законами. Сумма налога уплачивается в установленные сроки в наличной или безналичной форме.

Факультативные элементы: льготы, порядок возмещения, отчетный период, получатель налога.

Понятие налога. Отличие налога от сбора и иных государственных платежей и изъятий.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый орг-ями и физлицами в целях фин обеспечния дет-ти гос-ва и муниципальных образований.

Сбор-это обязательный, индивидуально возмездный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый орг-ями и физлицами в целях получения ими от уполономоченных органов и должностных лиц юридически значимых действий.

Сходства: 1. законность: установление, порядок исчисления и уплаты исключительно на основе закона

2. обязательность уплаты: возникновение обязанности по уплате в рез-те несвободного выбора н/пл

3. однотипная форма взимания(в виде отчуждения) и способ уплаты(денежный)

Различия. НАЛОГ

1. индивидуальная безвозмездность

2. регулярность уплаты

3. цель платежа: финансовое обеспечение деят-ти государства

СБОР

1. индивидуальная возмездность

2. нерегулярность уплаты

3. цель плтаежа:покрытие затрат, связанных с получением опред услуг и прав

Пошлина Обязательный взнос в бюджет соответствующего

уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

ГоспошлинаУстановленный Законом Российской Федерации "О государственной пошлине" обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Под налогом, согласно ст. 8 НК РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из определения налога можно выделить его признаки, к которым относятся: императивно-обязательный характер; индивидуальная безвозмездность; денежная форма; убличный характер налогов; установление законом.

В настоящее время российское законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 п.2 НК РФ).

Перечень сборов, как и налогов, в нашей стране включен в НК, поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством России.

Вторая часть НК РФ содержит общее понятия пошлины. В соответствии со ст. 333.16 под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. Таким образом, государственная пошлина попадает в число сборов.

При уплате сбора или пошлины всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. В теоретическом плане цель взыскания пошлины или сбора — лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются, без убытка, но и без чистого дохода. Данный признак отличает сборы и пошлины от налогов, которые носят индивидуально безвозмездный характер.

Определения понятий «налога» и «сбора» в первой части Кодекса является существенным шагом вперед, поскольку позволяет достаточно точно определить истинную природу того или иного платежа, что является очень важным, так как сборы регулируются с учетом своей специфики и порядок уплаты, последствия неуплаты, другие аспекты регулирования у налогов и сборов различаются.

4. В РФ в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права.

Большинство различных платежей достаточно логично вписываются в такое разбиение. Однако существуют и такие платежи, которые обладают всеми признаками налогов или сборов, но не включены в ст. 13-15 НК РФ. Их регулирование не входит в рамки налогового законодательства, а значит, их следует относить к неналоговым платежам. Следовательно, подобные разграничения страдают определенными нестыковками и к ним следует относиться очень осторожно.

Неналоговых изъятия образуют также платежи в виде штрафов и конфискаций (разовые изъятия), которые применяются в качестве административных взысканий или уголовных наказаний физическими или юридическими лицами. Гражданским законодательством предусмотрена реквизиция — особы вид принудительных изъятий при чрезвычайных обстоятельствах.

Однако, можно выделить общие черты для налоговых и неналоговых платежей: установление законами; обязательность уплаты, принудительный характер; связь с государственным бюджетом и внебюджетными фондами.

Наши рекомендации