Развитие предпринимательства за рубежом
Тема 2 СРЕДА АГРОБИЗНЕСА
Развитие предпринимательства за рубежом
2. История предпринимательства в РБ
3. Понятие среды агробизнеса
4. Экономическая среда и ее влияние на развитие малого и среднего бизнеса
5. Правовая среда развития агробизнеса
6. Технологическая среда и ее роль в развитии агробизнеса
7. Институциональная организационно-техническая среда и ее роль в развитии предпринимательской деятельности
8. Географическая среда и предпринимательство
9. Роль социально-культурной среды в предпринимательстве
Развитие предпринимательства за рубежом
История предпринимательского дела за рубежом начинается со Средних веков. Уже в те времена купцы, ремесленники, торговцы и миссионеры представляли собой группу начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма тяга к богатству преобразовывается в желание получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей постепенно принимают цивилизованный и профессиональный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, сам трудится на своем заводе или фабрике. В середине XVI в. появляется акционерный капитал, создаются акционерные компании. Первые акционерные общества были образованы в области международной торговли.
Первопроходцем была Английская торговая компания, организованная для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. — образована голландская Ост-Индская компания, а в 1670 г. — компания Гудзонова залива. Со временем акционерная форма хозяйствования становился частью других отраслей экономики. К концу XVII века образуются первые акционерные банки. К примеру, в 1694 г. на акционерных началах был основан Английский банк, а уже в 1695 г. — Банк Шотландии. В конце XVII — начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получила широкое распространение и развитие во многих странах. В данный период собственность ранее функционировавших крупных семейных фирм, предпринимателей распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков — владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым бизнесом и крупным. В подобных условиях мелкому предпринимательствам становится все труднее выживать, ему становятся не по силам многочисленные нововведения.
Вместо этого широкое развитие приобретают средние и крупные фирмы. Постепенно мотив получения максимальной прибыли становится определяющим. В это время появляется новая специальность — менеджер — руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от большинства функций и сосредоточившийся на руководстве производством и его организации. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» впервые применил английский экономист конца XVII—XVIII вв. Ричард Кантильон. Согласно ему предприниматель — это человек, который действует в условиях риска. Источниками богатства он считал землю и труд, определяющие реальную действительную стоимость экономических благ.
В истории развития теории предпринимательства выделяют три основных направления, различающихся степенью научного осмысления наиболее важных аспектов практики предпринимательской деятельности в конкретных исторических условиях:
- выдвижение предпринимательского риска в качестве основной характеристики этой сферы деятельности (эпоха первоначального накопления капитала - основоположник Р. Кантильон и его последователи Й. Тюнен, Ф. Найт);
- выделение инновационности, как основной отличительной черты предпринимательства (основоположник Й. Шумпетер);
- акцент на роли предпринимательства, как регулирующего начала, уравновешивающего экономическую систему (развитие теоретических идей Й. Шумпетера неоавстрийской школой экономического анализа - Л. Мизесом и Ф. Хайеком).
Первые два направления основаны на монофункциональности предпринимательской роли, отсюда - односторонность в толковании проблем предпринимательства. Третье направление базируется на многофункциональной модели предпринимательства.
Современное (четвертое) направление развития теории предпринимательства связано с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно - с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
В настоящее время накоплен огромный мировой опыт исследования данного феномена. Мировая экономическая мысль направлена на осмысление всех изменений в практике предпринимательской деятельности - как положительных, так и отрицательных, на их обобщение и совершенствование экономической теории предпринимательства.
Наиболее существенный вклад в развитие теории внесли такие ученые, как Р. Кантильон, А. Смит, Д. Кейнс, И. Кирцнер, Ф. Найт, Ж.Б. Сэй, Й. Тюнен, Й. Шумпетер.