Оценка степени монополизации рынка
Анализ конкурентной среды рынка
В качестве объекта исследования рассматривается рынок услуг строительного дизайна. На данном рынке представлено 12 фирм, объемы реализации услуг которых показаны в таблице.
Средний уровень рентабельности продаж данного рынка в отчетном периоде составил 50%, в базовом периоде был 45%. Емкость рынка в периоде, предшествующем базовому, составила 16 277 тыс. руб.
Объемы реализации услуг строительного дизайна на рынке города А
Номер предприятия | Объем реализации услуг в сопоставимых ценах, тыс. руб. | |
базовый период | отчетный период | |
2246,18 | 2254,92 | |
5121,64 | 3670,8 | |
131,1 | 201,02 | |
126,73 | 214,13 | |
1424,62 | 1345,96 | |
611,8 | 786,6 | |
131,1 | 244,72 | |
314,64 | 367,08 | |
3111,44 | 3076,48 | |
672,98 | 611,8 | |
2936,64 | 3102,7 | |
288,42 | 201,02 |
Определить степень монополизации и уровень интенсивности конкуренции на рынке в базовом и отчетном периоде.
Оценка степени монополизации рынка
1.Коэффициент концентрации представляет собой отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) за соответствующий период.
Например, CR4 — четырехдольный показатель концентрации — характеризует общую долю четырех фирм с максимальным объемом продаж товаров на анализируемом рынке. CR3 – трехдольный показатель.
Расчет коэффициентов рыночной концентрации производится по формуле (CR):
CR=
где Рi –доля продажи i-ой фирмы.
Рассчитайте четырехдольный показатель концентрации:
Базовый период: CR4 = CR3 =
Отчетный период:CR4 = CR3 =
2. Индекс Герфиндаля-Хиршмана, оценивающий равномерность распределения рыночных долей:
где Дi – доля рынка i-ой компании, %; i=1,…,n, где n – число наиболее крупных компаний рынка;
Вспомогательные расчеты для определения индекса Герфиндаля-Хиршмана
Номер предприятия | Объем реализации услуг, тыс. руб. | Рыночная доля фирмы, Р доли единицы | Р2 | |||
базовый период | отчетный период | базовый период | отчетный период | базовый период | отчетный период | |
Итого: |
Значение G позволяет судить о конкурентной структуре рынка. Так, если G меньше 400, то на рынке имеет место ситуация, близкая к свободной конкуренции. Если значение G находится в интервале от 400 до 1000, то на рынке – монополистическая конкуренция. Если значение G находится в интервале от 1000 до 3000, то на рынке господствует олигополия, а когда значение G превышает 3000, то на рынке есть фирмы, занимающие монополистическое положение в своих сегментах.
Если индекс Херфиндаля-Хиршмана больше 0,18, речь идет высокой концентрации рынка. В этой ситуации требуется вмешательство государства для нормализации конкурентной среды рынка.
По степени концентрации выделяют три типа рынка. В основы такого деления положены различные значения коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана (таблица 7.2).
Типы рынка по степени концентрации
Высококонцентрированные рынки | При 0,7 <CR3 < 1,0 0,20 < IHH < 1,0 70%<CR3<100% HHI > 2000 | При 0.8 < CR4 < 1,0 0,18 < IHH < 1,0 |
Умеренноконцентрирован-ные рынки | При 0,45 < CR3 < 0,7 0,10 < IHH < 0,20 45%<CR-3<70% 1000< HHI < 2000 | При 0,45 < CR4 < 0,8 0,1 < IHH < 0,18 |
Низкоконцентрированные рынки | При CR3 < 0,45 IHH < 0,1 CR-3< 45% HHI < 1000. | При CR4 < 0,45 IHH < 0,1 |
По результатам произведенных расчетов сделайте выводы.
3) Коэффициент относительной концентрации рынка. Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара:
К = (20+3∙ß)/α,
где ß - доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, %;
α - доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции, %.
Пороговое значение данного показателя 1,0. Если коэффициент относительной концентрации превышает единицу, рынок является в достаточной степени конкурентным. О высокой степени концентрации рынка говорит значение К< 1, рыночная власть предприятий-лидеров рынка в этом случае велика. О воздействии крупнейшего предприятия на рынок можно говорить тогда, когда объем его продаж составляет, по крайней мере, 20 % емкости рынка.
В качестве крупнейших предприятий в данном примере следует рассматривать первые четыре фирмы.
Рассчитайте коэффициент относительной концентрации рынка для базового и отчетного периодов и сделайте выводы.
4) Коэффициент энтропии. Коэффициент энтропии представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:
где pi – доля продаж i-й фирмы на рассматриваемом товарном рынке;
n – число субъектов бизнеса, действующих на данном секторе рынка.
Вспомогательные расчеты для определения коэффициента энтропии
Номер предприятия | Объем реализации услуг, тыс. руб. | Рыночная доля фирмы, Pi, доли ед | ||||
базовый период | отчетный период | базовый период | отчетный период | базовый период | отчетный период | |
Итого: |
Чем больше Е, тем больше экономическая неопределенность, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке.
Еб = Еотч=
Выводы:
5) Коэффициент Розенблюта (Холла—Тайдмана) Рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм на рынке и их рыночных долей:
где НТ – ранговый индекс концентрации;
Ri – ранг i –й предпринимательской фирмы на рынке одноименных товаров (по убывающей, самая крупная фирма имеет ранг 1); qi – доля продаж i-й фирмы на рынке одноименных товаров.
Ранговый индекс НТ изменяется в пределах от 1/n (в нашем случае 1/12 = 0,0833) до 1, где n – число конкурентов на данном секторе рынка. Чем меньшим в результате вычислений оказывается значение этого индекса, тем менее монополизированным выглядит искомый сектор (тем меньше концентрация на рынке). Максимальное значение индекса НТ равно 1; в этом случае есть все основания сделать вывод о том, что один из субъектов бизнеса, представленный на рассматриваемом секторе рынка, приобрел монопольную позицию. Минимальное значение индекса НТ равно 1/ n ( n – число предпринимательских фирм, действующих на данном секторе рынка).
Экономический смысл коэффициента Розенблюта схож с коэффициентом Херфиндаля-Хиршмана (IHH). В то же время коэффициент Розенблюта имеет существенное преимущество, которое выражается в возможности учета соотношения размеров предприятий — крупных продавцов. Это позволяет провести более глубокий анализ рыночной структуры
Вспомогательные расчеты для определения коэффициента Розенблюта
Номер предприятия | Объем реализации услуг, тыс. руб | Рыночная доля фирмы, Р, доли ед. | Ранг фирмы | |||||
базовый период | отчетный период | базовый период | отчетный период | базовый период | отчетный период | базовый период | отчетный период | |
Итого: |
HTб= HTотч =
Выводы
По результатам создайте сводную таблицу.
Сводная таблица
Коэффициент | Значение | Краткий вывод | |
Коэффициент концентрации | |||
Индекс Герфиндаля-Хиршмана | |||
Коэффициент относительной концентрации рынка | |||
Коэффициент энтропии | |||
Коэффициент Розенблюта (Холла—Тайдмана) |
Обобщающий показатель интенсивности конкуренции на рынке
Следующим этапом в анализе конкурентной среды является формирование общей картины о мере привлекательности выбранного рынка, которая характеризуется уровнем интенсивности конкуренции всего рынка. Она может быть получена с помощью агрегированных коэффициентов, отражающих динамику (UT), рентабельность (UR) и конкурентную активность (Up). Обобщенная характеристика интенсивности конкуренции анализируемого рынка рассчитывается, как среднее геометрическое данных показателей по следующей формуле:
где UR - показатель интенсивности конкуренции, учитывающий рентабельность рынка;
Up - показатель интенсивности конкуренции, учитывающий доли конкурентов на рынке;
UT - показатель интенсивности конкуренции, учитывающий темпы роста объема продаж.
При стремлении Uк к 1 конкуренция на анализируемом рынке обостряется.
Показатель интенсивности конкуренции, учитывающий рентабельность рынка, определяется по формуле: UR = 1 - Rp,
где Rp – рентабельность продаж рынка.
. Показатель интенсивности конкуренции, учитывающий доли конкурентов на данном рынке, рассчитывается по формуле:
где п — количество конкурирующих фирм на данном товарном рынке; pi — доля i-того конкурента на рынке, доли единицы.
Вспомогательные расчеты для определения показателя интенсивности конкуренции, учитывающего доли конкурентов на данном рынке
Номер предприятия | Объем реализации услуг, тыс. руб. | Рыночная доля фирмы, Р доли ед. | (Р – 1/n)2 | |||
базовый период | отчетный период | базовый период | отчетный период | базовый период | отчетный период | |
Итого: |
Показатель интенсивности конкуренции, учитывающий темпы роста объема продаж, определяется по формуле:
UT = (140-Tν)/70,
где 140 и 70 — предельные значения годовых темпов роста объемов продаж; Tv — годовой темп роста объема продаж на рассматриваемом товарном рынке без учета инфляции, %.
Рассчитайте обобщающий показатель и сделайте выводы.
Построение конкурентной карты рынка
Конкурентная карта рынка позволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке, выделить типовые стратегические положения фирм-конкурентов, провести ситуационный анализ и проектирование стратегии конкуренции анализируемой фирмы на данном рынке.
Построение конкурентной карты рынка включает три этапа:
1. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от их рыночной доли.
2. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от темпов роста рыночной доли.
3. Представление конкурентной карты рынка в матричной форме.
Вспомогательная расчетная таблица
Номер предприятия | Объем реализации услуг, тыс. руб. | Рыночная доля фирмы, Pi, доли ед. | Темп роста рыночной доли, % | ||
базовый период | отчетный период | базовый период | отчетный период | ||
5121,64 | 3670,8 | ||||
3111,44 | 3076,48 | ||||
2936,64 | 3102,7 | ||||
2246,18 | 2254,92 | ||||
1424,62 | 1345,96 | ||||
611,8 | 786,6 | ||||
672,98 | 611,8 | ||||
314,64 | 367,08 | ||||
288,42 | 201,02 | ||||
131,1 | 244,72 | ||||
131,1 | 201,02 | ||||
126,73 | 214,13 | ||||
Итого: |
1. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от их рыночной доли
Для определения нижней границы группы-аутсайдеров рынка устанавливается минимальное значение рыночной доли на данном рынке. Максимальная рыночная доля формирует верхнюю границу группы-лидеров данного рынка.
Определим границы групп фирм по рыночной доле:
Лидер рынка — максимальная доля ….%.
Аутсайдер рынка — минимальная доля …..%.
Затем рассчитывается среднеарифметическая рыночная доля всех фирм, представленных на выделенном рынке, по формуле: pср = 1/n, где п — число фирм, представленных на рынке.
Среднеарифметическая рыночная доля для всех фирм: …..%
Далее все фирмы делятся на две группы:
- слабые, рыночная доля которых ниже рср,. Необходимо указать номера и количество фирм
- сильные, рыночная доля которых выше рср. Необходимо указать номера и количество фирм
Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние рыночные доли в группах.
Средняя рыночная доля по группе слабых фирм: Pср.сл = ∑рсл / ncл
где pср.сл — рыночная доля i-той слабой фирмы; пcл — число фирм в группе слабых фирм.
Средняя рыночная доля по группе сильных фирм рассчитывается аналогично.
Рср. сл = …. %
Рср. сильн = …..%
Далее идет разделение всех фирм на 4 группы в зависимости от рыночной доли:
— группа лидеров рынка;
— группа фирм с сильной конкурентной позицией;
— группа фирм со слабой конкурентной позицией;
— группа аутсайдеров рынка.
На рисунке представлены границы данных групп фирм.
IV группа | III группа | II группа | 1 группа |
Pmin pср.сл. pср. pср.сильн. pmax
Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от темпов роста рыночной доли
Темп роста рыночной доли определяется по формуле: T = p1 / p0
где P1 — рыночная доля фирмы в отчетном периоде, %; р0 — рыночная доля фирмы в базовом периоде, %.
Для определения нижней границы группы-аутсайдеров рынка устанавливается минимальное значение темпа роста рыночной доли на данном рынке.
Максимальный темп роста рыночной доли формирует верхнюю границу группы-лидеров данного рынка.
Лидер рынка — максимальный темп роста рыночной доли ………%.
Аутсайдер рынка — минимальный темп роста рыночной доли …… %.
Затем рассчитывается среднеарифметический темп роста рыночной доли всех фирм, представленных на выделенном рынке, по формуле: Тср. = ∑Тi / n.
Средний темп роста рыночной доли = ………
Далее все фирмы делятся на две группы:
- слабые, темп роста рыночной доли которых ниже Тср. Необходимо указать номера и количество фирм
- сильные, темп роста рыночной доли которых выше Тср. Необходимо указать номера и количество фирм
Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние темпы роста рыночных долей в группах.
Средний темп роста рыночной доли по группе слабых (сильных) фирм: Тср.сл = ∑Тсл / ncл
Далее идет разделение всех фирм на 4 группы в зависимости от рыночной доли:
I — группа фирм с быстрым улучшением конкурентной позиции;
II — группа фирм с улучшением конкурентной позиции;
III — группа фирм ухудшением конкурентной позиции;
IV—группа фирм с быстрым ухудшением конкурентной позиции.
На рисунке представлены границы данных групп фирм.
IV группа | III группа | II группа | 1 группа |
Тmin Тср.сл. Тср. Тср.сильн. Тmax
Построение конкурентной карты рынка осуществляется в виде матрицы, в которой по строкам откладываются темпы роста рыночной доли, а по столбцам размещаются фирмы в зависимости от занимаемой ими рыночной доли.
Строим конкурентную карту: по строкам — темпы роста рыночной доли, по столбцам — рыночная доля
Конкурентная карта рынка | ||||
Классификация по темпу роста рыночной доли, Т | Классификация по рыночной доли фирмы, р | |||
1. Лидер | II. Сильная конкурентная позиция | III. Слабая конкурентная позиция | IV. Аутсайдер | |
I. Быстрое улучшение конкурентной позиции | ||||
II. Улучшение конкурентной позиции | ||||
III. Ухудшение конкурентной позиции | ||||
IV. Быстрое ухудшение конкурентной позиции |
Сделайте выводы по произведенным расчетам. При написании выводов можно использовать матрицу формирования конкурентной карты рынка.
Матрица формирования конкурентной карты рынка
Изменение доли на рынке | Классификационные группы | |||
Лидеры рынка | Фирмы с сильной конкурентной позицией | Фирмы со слабой конкурентной позицией | Аутсайдеры рынка | |
Конкурентная позиция быстро улучшается | А-1 | В-1 | С-1 | D-1 |
Конкурентная позиция медленно улучшается | А-2 | В-2 | С-2 | D-2 |
Конкурентная позиция не изменяется | А-3 | В-3 | С-3 | D-3 |
Конкурентная позиция медленно ухудшается | А-4 | В-4 | С-4 | D-4 |
Конкурентная позиция быстро ухудшается | А-5 | В-5 | С-5 | D-5 |
Заполненная матрица позволяет определить статус фирмы, охарактеризовать конкурента, предвидеть его действия и разработать собственную конкурентную стратегию.
А-1, А-2 будут склонны продолжать наступление (при наличии ресурсов) и усиливать конкурентную борьбу.
А-3, А-4 озабочены сохранением лидирующих позиций.
А-5 может не удержаться в лидирующей группе и отступить в группу В.
В-1 имеет шансы занять место лидера и будет проводить соответствующую стратегию.
В-2, В-3 будут проводить стратегию атаки (создавать новый товар, поглощать более мелкие фирмы, находить более выгодные сегменты).
В-4, В-5 будут заботиться о сохранении существующего положения на рынке.
С-1, С-2, С-3 будут вести активную оборонительную стратегию, переходящую в контратаки.
С-4, С-5 могут осуществить диверсификацию, найти более выгодный сегмент или нишу.
Предприятиям группы С рекомендуется организовать выпуск недорогой продукции, осуществить реинвестиции с целью получения прибыли и укрепления позиций.
Фирмы группы D постараются избегать конкуренции, могут осуществить радикальную реорганизацию и пересмотреть конкурентную стратегию. Фирмы D-4, D-5 возможно покинут рынок, но D-1, D-2, D-3 будут ожесточенно защищать свою нишу.