Оценка степени монополизации рынка

Анализ конкурентной среды рынка

В качестве объекта исследования рассматривается ры­нок услуг строительного дизайна. На данном рынке пред­ставлено 12 фирм, объемы реализации услуг которых по­казаны в таблице.

Средний уровень рентабельности продаж данного рынка в отчетном периоде составил 50%, в базовом периоде был 45%. Емкость рынка в периоде, предшествующем базовому, составила 16 277 тыс. руб.

Объемы реализации услуг строительного дизайна на рынке города А

Номер пред­приятия Объем реализации услуг в сопоставимых ценах, тыс. руб.
базовый период отчетный период
2246,18 2254,92
5121,64 3670,8
131,1 201,02
126,73 214,13
1424,62 1345,96
611,8 786,6
131,1 244,72
314,64 367,08
3111,44 3076,48
672,98 611,8
2936,64 3102,7
288,42 201,02

Определить степень монополизации и уровень интенсив­ности конкуренции на рынке в базовом и отчетном периоде.

Оценка степени монополизации рынка

1.Коэффициент концентрации представляет собой отно­шение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализа­ции (поставки) за соответствующий период.

Например, CR4 — четырехдольный показатель концен­трации — характеризует общую долю четырех фирм с мак­симальным объемом продаж товаров на анализируемом рынке. CR3 – трехдольный показатель.

Расчет коэффициентов рыночной концентрации производится по формуле (CR):

CR= Оценка степени монополизации рынка - student2.ru

где Рi –доля продажи i-ой фирмы.

Рассчитайте четырехдольный показатель концентрации:

Базовый период: CR4 = CR3 =

Отчетный период:CR4 = CR3 =

2. Индекс Герфиндаля-Хиршмана, оценивающий рав­номерность распределения рыночных долей:

Оценка степени монополизации рынка - student2.ru

где Дi – доля рынка i-ой компании, %; i=1,…,n, где n – число наиболее крупных компаний рынка;

Вспомогательные расчеты для определения индекса Герфиндаля-Хиршмана



Номер пред­приятия Объем реализации услуг, тыс. руб. Рыночная доля фирмы, Р доли единицы Р2
базовый период отчетный период базовый период отчетный период базовый период отчетный период
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
Итого:            

Значение G позволяет судить о конкурентной структуре рынка. Так, если G меньше 400, то на рынке имеет место ситуация, близкая к свободной конкуренции. Если значение G находится в интервале от 400 до 1000, то на рынке – монополистическая конкуренция. Если значение G находится в интервале от 1000 до 3000, то на рынке господствует олигополия, а когда значение G превышает 3000, то на рынке есть фирмы, занимающие монополистическое положение в своих сегментах.

Если индекс Херфиндаля-Хиршмана больше 0,18, речь идет высокой концентрации рынка. В этой ситуации требу­ется вмешательство государства для нормализации конку­рентной среды рынка.

По степени концентрации выделяют три типа рынка. В основы такого деления положены различные значения коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана (таблица 7.2).

Типы рынка по степени концентрации

Высококонцентрированные рынки При 0,7 <CR3 < 1,0 0,20 < IHH < 1,0 70%<CR3<100% HHI > 2000 При 0.8 < CR4 < 1,0 0,18 < IHH < 1,0
Умеренноконцентрирован-ные рынки При 0,45 < CR3 < 0,7 0,10 < IHH < 0,20 45%<CR-3<70% 1000< HHI < 2000 При 0,45 < CR4 < 0,8 0,1 < IHH < 0,18
Низкоконцентрированные рынки При CR3 < 0,45 IHH < 0,1 CR-3< 45% HHI < 1000. При CR4 < 0,45 IHH < 0,1

По результатам произведенных расчетов сделайте выводы.

3) Коэффициент относительной концентрации рынка. Характеризует соотношение числа крупнейших пред­приятий на рынке и контролируемой ими доли реализа­ции товара:

К = (20+3∙ß)/α,

где ß - доля числа крупнейших предприятий рынка в об­щей численности предприятий, %;

α - доля продаж данных предприятий в общем объ­еме реализуемой продукции, %.

Пороговое значение данного показателя 1,0. Если ко­эффициент относительной концентрации превышает еди­ницу, рынок является в достаточной степени конкурент­ным. О высокой степени концентрации рынка говорит значение К< 1, рыночная власть предприятий-лидеров рынка в этом случае велика. О воздействии крупнейшего предприятия на рынок можно говорить тогда, когда объем его продаж составляет, по крайней мере, 20 % емкости рынка.

В качестве крупнейших предприятий в данном примере следует рассматривать первые четыре фирмы.

Рассчитайте коэффициент относительной концентрации рынка для базового и отчетного периодов и сделайте выводы.

4) Коэффициент энтропии. Коэффициент энтропии представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

Оценка степени монополизации рынка - student2.ru

где pi – доля продаж i-й фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

n – число субъектов бизнеса, действующих на данном секторе рынка.

Вспомогательные расчеты для определения коэффициента энтропии

Номер предприятия Объем реализации услуг, тыс. руб. Рыночная доля фирмы, Pi, доли ед Оценка степени монополизации рынка - student2.ru
базовый период отчетный период базовый период отчетный период базовый период отчетный период
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
Итого:            

Чем больше Е, тем больше экономическая неопреде­ленность, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке.

Еб = Еотч=

Выводы:

5) Коэффициент Розенблюта (Холла—Тайдмана) Рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм на рынке и их рыночных долей:

Оценка степени монополизации рынка - student2.ru

где НТ – ранговый индекс концентрации;

Ri – ранг i –й предпринимательской фирмы на рынке одноименных товаров (по убывающей, самая крупная фирма имеет ранг 1); qi – доля продаж i-й фирмы на рынке одноименных товаров.

Ранговый индекс НТ изменяется в пределах от 1/n (в нашем случае 1/12 = 0,0833) до 1, где n – число конкурентов на данном секторе рынка. Чем меньшим в результате вычислений оказывается значение этого индекса, тем менее монополизированным выглядит искомый сектор (тем меньше концентрация на рынке). Максимальное значение индекса НТ равно 1; в этом случае есть все основания сделать вывод о том, что один из субъектов бизнеса, представленный на рассматриваемом секторе рынка, приобрел монопольную позицию. Минимальное значение индекса НТ равно 1/ n ( n – число предпринимательских фирм, действующих на данном секторе рынка).

Эко­номический смысл коэффициента Розенблюта схож с коэффициентом Херфиндаля-Хиршмана (IHH). В то же время коэффициент Розенблюта имеет существенное пре­имущество, которое выражается в возможности учета со­отношения размеров предприятий — крупных продавцов. Это позволяет провести более глубокий анализ рыночной структуры

Вспомогательные расчеты для определения коэффициента Розенблюта

Номер предприя­тия Объем реализации услуг, тыс. руб Рыночная доля фирмы, Р, доли ед. Ранг фирмы Оценка степени монополизации рынка - student2.ru
базовый период отчет­ный период базовый период отчет­ный период базо­вый период от­четный период базовый период отчет­ный период
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
Итого:                

HTб= HTотч =

Выводы

По результатам создайте сводную таблицу.

Сводная таблица

Коэффициент Значение Краткий вывод
Коэффициент концентрации      
Индекс Герфиндаля-Хиршмана      
Коэффициент относительной концентрации рынка      
Коэффициент энтропии      
Коэффициент Розенблюта (Холла—Тайдмана)      

Обобщающий показатель интенсивности конкуренции на рынке

Следующим этапом в анализе конкурентной среды является формирование общей картины о мере привлекательности выбранного рынка, которая характеризуется уровнем интенсивности конкуренции всего рынка. Она может быть получена с помощью агрегированных коэффициентов, отражающих динамику (UT), рентабельность (UR) и конкурентную активность (Up). Обобщенная характеристика интенсивности конкуренции анализируемого рынка рассчитывается, как среднее геометрическое данных показателей по следующей формуле:

Оценка степени монополизации рынка - student2.ru

где UR - показатель интенсивности конкуренции, учи­тывающий рентабельность рынка;

Up - показатель интенсивности конкуренции, учи­тывающий доли конкурентов на рынке;

UT - показатель интенсивности конкуренции, учи­тывающий темпы роста объема продаж.

При стремлении Uк к 1 конкуренция на анализируемом рынке обостряется.

Показатель интенсивности конкуренции, учи­тывающий рентабельность рынка, определяется по формуле: UR = 1 - Rp,

где Rp – рентабельность продаж рынка.

. Показатель интенсивности конкуренции, учитываю­щий доли конкурентов на данном рынке, рассчитывается по формуле:

Оценка степени монополизации рынка - student2.ru

где п — количество конкурирующих фирм на данном то­варном рынке; pi — доля i-того конкурента на рынке, доли единицы.

Вспомогательные расчеты для определения показателя интенсивности конкуренции, учитывающего доли конкурентов на данном рынке

Номер пред­приятия Объем реализации услуг, тыс. руб. Рыночная доля фирмы, Р доли ед. (Р – 1/n)2
базовый период отчетный период базовый период отчетный период базовый период отчетный период
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
Итого:            

Показатель интенсивности конкуренции, учитываю­щий темпы роста объема продаж, определяется по фор­муле:

UT = (140-Tν)/70,

где 140 и 70 — предельные значения годовых темпов ро­ста объемов продаж; Tv — годовой темп роста объема продаж на рассматривае­мом товарном рынке без учета инфляции, %.

Рассчитайте обобщающий показатель и сделайте выводы.

Построение конкурентной карты рынка

Конкурентная карта рынка позволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке, выделить ти­повые стратегические положения фирм-конкурентов, про­вести ситуационный анализ и проектирование стратегии конкуренции анализируемой фирмы на данном рынке.

Построение конкурентной карты рынка включает три этапа:

1. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от их рыночной доли.

2. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от темпов роста рыночной доли.

3. Представление конкурентной карты рынка в матрич­ной форме.

Вспомогательная расчетная таблица

Номер пред­приятия Объем реализации услуг, тыс. руб. Рыночная доля фирмы, Pi, доли ед. Темп роста рыночной доли, %
базовый период отчетный период базовый период отчетный период
5121,64 3670,8      
3111,44 3076,48      
2936,64 3102,7      
2246,18 2254,92      
1424,62 1345,96      
611,8 786,6      
672,98 611,8      
314,64 367,08      
288,42 201,02      
131,1 244,72      
131,1 201,02      
126,73 214,13      
Итого:          

1. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от их рыночной доли

Для определения нижней границы группы-аутсайдеров рынка устанавливается минимальное значение рыночной доли на данном рынке. Максимальная рыночная доля формирует верхнюю границу группы-лидеров данного рынка.

Определим границы групп фирм по рыночной доле:

Лидер рынка — максимальная доля ….%.

Аутсайдер рынка — минимальная доля …..%.

Затем рассчитывается среднеарифметическая ры­ночная доля всех фирм, представленных на выделенном рынке, по формуле: pср = 1/n, где п — число фирм, представленных на рынке.

Среднеарифметическая рыночная доля для всех фирм: …..%

Далее все фирмы делятся на две группы:

- слабые, рыночная доля которых ниже рср,. Необходимо указать номера и количество фирм

- сильные, рыночная доля которых выше рср. Необходимо указать номера и количество фирм

Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние рыночные доли в группах.

Средняя рыночная доля по группе слабых фирм: Pср.сл = ∑рсл / ncл

где pср.сл — рыночная доля i-той слабой фирмы; п — число фирм в группе слабых фирм.

Средняя рыночная доля по группе сильных фирм рассчитывается аналогично.

Рср. сл = …. %

Рср. сильн = …..%

Далее идет разделение всех фирм на 4 группы в зависи­мости от рыночной доли:

— группа лидеров рынка;

— группа фирм с сильной конкурентной позицией;

— группа фирм со слабой конкурентной позицией;

— группа аутсайдеров рынка.

На рисунке представлены границы данных групп фирм.

IV группа III группа II группа 1 группа

Pmin pср.сл. pср. pср.сильн. pmax

Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от темпов роста рыночной доли

Темп роста рыночной доли определяется по формуле: T = p1 / p0

где P1 — рыночная доля фирмы в отчетном периоде, %; р0 — рыночная доля фирмы в базовом периоде, %.

Для определения нижней границы группы-аутсайдеров рынка устанавливается минимальное значение темпа роста рыночной доли на данном рынке.

Максимальный темп роста рыночной доли формирует верхнюю границу группы-лидеров данного рынка.

Лидер рынка — максимальный темп роста рыночной доли ………%.

Аутсайдер рынка — минимальный темп роста рыноч­ной доли …… %.

Затем рассчитывается среднеарифметический темп ро­ста рыночной доли всех фирм, представленных на выде­ленном рынке, по формуле: Тср. = ∑Тi / n.

Средний темп роста рыночной доли = ………

Далее все фирмы делятся на две группы:

- слабые, темп роста рыночной доли которых ниже Тср. Необходимо указать номера и количество фирм

- сильные, темп роста рыночной доли которых выше Тср. Необходимо указать номера и количество фирм

Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние темпы роста рыночных долей в группах.

Средний темп роста рыночной доли по группе слабых (сильных) фирм: Тср.сл = ∑Тсл / ncл

Далее идет разделение всех фирм на 4 группы в зависи­мости от рыночной доли:

I — группа фирм с быстрым улучшением конкурентной позиции;

II — группа фирм с улучшением конкурентной позиции;

III — группа фирм ухудшением конкурентной позиции;

IV—группа фирм с быстрым ухудшением конкурентной позиции.

На рисунке представлены границы данных групп фирм.

IV группа III группа II группа 1 группа

Тmin Тср.сл. Тср. Тср.сильн. Тmax

Построение конкурентной карты рынка осуществля­ется в виде матрицы, в которой по строкам откладываются темпы роста рыночной доли, а по столбцам размещаются фирмы в зависимости от занимаемой ими рыночной доли.

Строим конкурентную карту: по строкам — темпы роста рыночной доли, по столбцам — рыночная доля

Конкурентная карта рынка
Классификация по темпу роста рыночной доли, Т Классификация по рыночной доли фирмы, р
1. Лидер   II. Сильная конкурент­ная позиция III. Слабая конкурент­ная позиция IV. Аутсай­дер
I. Быстрое улучшение конкурентной позиции        
II. Улучшение конкурент­ной позиции        
III. Ухудшение конкурент­ной позиции        
IV. Быстрое ухудшение конкурентной позиции        

Сделайте выводы по произведенным расчетам. При написании выводов можно использовать матрицу формирования конкурентной карты рынка.

Матрица формирования конкурентной карты рынка

Изменение доли на рынке Классификационные группы
Лидеры рынка Фирмы с сильной конкурентной позицией Фирмы со слабой конкурентной позицией Аутсайдеры рынка
Конкурентная позиция быстро улучшается А-1 В-1 С-1 D-1
Конкурентная позиция медленно улучшается А-2 В-2 С-2 D-2
Конкурентная позиция не изменяется А-3 В-3 С-3 D-3
Конкурентная позиция медленно ухудшается А-4 В-4 С-4 D-4
Конкурентная позиция быстро ухудшается А-5 В-5 С-5 D-5

Заполненная матрица позволяет определить статус фирмы, охарактеризовать конкурента, предвидеть его действия и разработать собственную конкурентную стратегию.

А-1, А-2 будут склонны продолжать наступление (при наличии ресурсов) и усиливать конкурентную борьбу.

А-3, А-4 озабочены сохранением лидирующих позиций.

А-5 может не удержаться в лидирующей группе и отступить в группу В.

В-1 имеет шансы занять место лидера и будет проводить соответствующую стратегию.

В-2, В-3 будут проводить стратегию атаки (создавать новый товар, поглощать более мелкие фирмы, находить более выгодные сегменты).

В-4, В-5 будут заботиться о сохранении существующего положения на рынке.

С-1, С-2, С-3 будут вести активную оборонительную стратегию, переходящую в контратаки.

С-4, С-5 могут осуществить диверсификацию, найти более выгодный сегмент или нишу.

Предприятиям группы С рекомендуется организовать выпуск недорогой продукции, осуществить реинвестиции с целью получения прибыли и укрепления позиций.

Фирмы группы D постараются избегать конкуренции, могут осуществить радикальную реорганизацию и пересмотреть конкурентную стратегию. Фирмы D-4, D-5 возможно покинут рынок, но D-1, D-2, D-3 будут ожесточенно защищать свою нишу.

Наши рекомендации